![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лекция 7. Нервная система и мозг
План занятия
1. Строение и функции нервной системы 2. Строение и функции мозга
Функционирование организма как единого целостного образования обеспечивается нервной системой - совокупностью нервных образований. Вся нервная система делится на следующие: • центральная нервная система, к которой относятся головной и спинной мозг; • периферическая нервная система - нервные волокна, расходящиеся по всему телу от головного и спинного мозга. Соединяет мозг с органами чувств и исполнительными органами - мышцами; • вегетативная нервная система - обслуживает внутренние органы и железы. Нервная система обеспечивает интеграцию внешнего воздействия с ответной реакцией организма. Все живые организмы обладают способностью реагировать на физические и химические изменения в окружающей среде. Воздействия среды, которые вызывают ответные реакции организма, называются раздражителями, или стимулами. Раздражители среды (свет, звук, запах, прикосновение и т. п.) преобразуются органами чувств, специальными чувствительными клетками-рецепторами в нервные импульсы - серию электрических и химических изменений в нервном волокне. Нервные импульсы по приносящим (афферентным) нервным волокнам передаются в спинной и головной мозг. Здесь вырабатываются соответствующие командные импульсы, которые передаются по выносящим (эфферентным) нервным волокнам к исполнительным органам (мышцам, железам). Строение мозга: - спинной мозг, находящийся в позвоночном столбе, регулирует простейшие автоматизированные мышечно-двигательные реакции; переходит в - продолговатый мозг головного мозга, регулирующий различные процессы жизнеобеспечения в организме, - дыхание и др.; - средний мозг, через который проходят все нервные пути от органов чувств к большим полушариям. Средний мозг регулирует работу органов чувств. Проявление врожденных ориентировочных рефлексов (прислушивание, всматривание) - результат деятельности среднего мозга. В среднем мозге находится продолжающееся из продолговатого мозга сетевидное образование - ретикулярная формация. Импульсы от органов чувств как бы заряжают эту формацию, и она оказывает активизирующее (тонизирующее) влияние на деятельность головного мозга; - промежуточный мозг - расположен над средним мозгом. Включает в себя таламус, гипоталамус, лимбическую систему и контролирует сложные витальные (жизненно важные) реакции, питание, защиту, размножение. Подкорковые образования, регулируя врожденную безусловно-рефлекторную деятельность, являются областью тех процессов, которые субъективно ощущаются в виде эмоций. В мозге человека имеются все те структуры, которые возникли на различных этапах эволюции живых организмов. Они содержат " опыт", накопленный в процессе всего эволюционного развития. Это свидетельствует об общем происхождении человека и животных. Особенно развита у человека кора больших полушарий - орган высших психических функций. В коре мозга выделяются два основных блока: - блок приема, переработки и хранения информации - отделы мозга, осуществляющие обработку информации, поступающей от различных рецепторов - зрительных, слуховых, кожных, двигательных и др.; - все корковые зоны этого блока функционируют в иерархической взаимосвязи - первичные зоны осуществляют раздробление, первичный анализ поступающей сенсорной информации; вторичные зоны выполняют функцию синтеза - объединения, интегрирования поступающей информации одной и той же модальности; третичные зоны - объединение информации, поступающей от отдельных анализаторов; - блок программирования, регуляции и контроля деятельности - передние отделы мозга. Существуют также различия в функциях правого и левого полушарий -функциональная асимметрия мозга. Функцией левого полушария является оперирование вербально-знаковой информацией (логические операции, чтение, счет). Функция правого полушария - оперирование наглядными образами, распознавание объектов, образное мышление. Оба полушария функционируют взаимосвязанно.
|