![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лекция 5. Информационная парадигма
План занятия
1. Понятие компьютерной метафоры. 2. Идея информационного подхода.
Практически одновременно с внедрением системного подхода в психофизиологию началась ее интенсивная компьютеризация. Кроме технических новшеств, выразившихся в возможности резко расширять объемы экспериментальных исследований и разнообразить способы статистической обработки данных, она привела к возникновению феномена " компьютерной метафоры". Смысл компьютерной метафоры состоит в том, что человек рассматривается как активный преобразователь информации, а его главным аналогом считается компьютер. Значение метафоры в изучении психологических и мозговых механизмов переработки информации выходит за рамки удачной аналогии. Фактически она создала новые исходные посылки для изучения этих механизмов. Фундаментальную разработку идеи информационного подхода получили в философских трудах Д.И. Дубровского (1986, 1990). Теоретические аспекты применения информационной парадигмы он не ограничивает изучением природы когнитивного функционирования. С его точки зрения, информационная парадигма приобретает определяющее значение в анализе психофизиологической проблемы. Он подчеркивает, что понятие информации, условно говоря, является двумерным, поскольку фиксирует и содержание информации, и ее кодовую форму. Это дает возможность в едином концептуальном плане отразить и свойства содержания (семантические и' прагматические аспекты информации), и свойства того материального носителя, в котором воплощена данная информация. Впервые в отечественной психологии к понятию информации для изучения строения когнитивной сферы и анализа психофизиологической проблемы прибегнул Л.М. Веккер (1976). Он полагал, что информационный подход может стать общей концептуальной основой для построения единой теории психических процессов, охватывающих разные уровни и формы их организации. Исходя из того, что психические процессы можно рассматривать как частные формы информации, он считал необходимым использовать кибернетический понятийный аппарат для построения единой теории психических процессов. По Веккеру, в соответствии с иерархической матрицей частных форм пространственно-временного изоморфизма сигналов по отношению к источнику организованы все виды образов: • элементарные сенсорные; • сенсорно-перцептивные; • собственно перцептивные; • вторичные (представления). Инвариантное воспроизведение в сигналах-образах пространственно-повременной структуры их объектов и делает образы частной формой кодов.
|