Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 6. Системный подход в психофизиологии






 

План занятия

 

1. Реализация принципа целостности.

2. Мозг как система систем.

3. История проблемы.

 

В соответствии с одним из главных принципов системного подхода - принципом целостности - свойства целого мозга не сводимы к свойствам отдельных его частей (будь это нейроны, отделы мозга или функциональные системы). В связи с этим появляется задача: связать отдельные структуры или элементы мозга в системные организации и определить новые свойства этих организаций по сравнению с входящими в них структурными компонентами.

Таким образом, применение системного подхода диктует необходимость сопоставлять психические явления не с частичными нейрофизиологическими процессами, а с их целостной структурной организацией.

Широкое внедрение системного подхода в физиологию изменило методологию и логику научных исследований.

В настоящее время большинство нейрофизиологов считает, что мозг представляет собой " сверхсистему", состоящую из множества систем и сетей взаимосвязанных нервных клеток. В этой сверхсистеме выделяются два уровня существования систем - микроуровень и макроуровень - и соответственно два типа систем - микро- и макросистемы.

Микроуровень представляет собой совокупность популяций нервных клеток, осуществляющих относительно элементарные функции. Примером микросистемы может служить нейронный модуль - вертикально организованная колонка нейронов и их отростков.

Одинаковые по своим функциям модули объединяются в макросистемы, которые сопоставимы с отдельными структурными образованиями мозга; например, отдельные зоны коры больших полушарий, имеющие разное клеточное строение, представляют разные макросистемы.

Методология системного подхода находит свое отражение в конкретных экспериментальных исследованиях.

Уже в конце XIX в. - в основном в русле клинической неврологии -стали высказываться идеи о единстве функционирования частей мозга и связи этого единства с умственными возможностями человека.

Ф. Голтс (1881) утверждал, что местоположение ума следует искать во всех частях коры, точнее во всех отделах мозга.

Широкую известность получили проведенные в начале XX в. эксперименты К. Лешли.

В отечественной науке одним из первых высказал идею системной организации мозга Л.С. Выготский.

Новое направление - системная психофизиология (В.Б. Швырков, 1989) -ставит своей задачей изучение систем и межсистемных отношений, составляющих и обеспечивающих психику и поведение человека.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал