Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Национальная и гендерная специфика поведения.
Гендерные (между мужчинами и женщинами) В основе многих функционирующих в культуре оппозиций оценок лежит противостояние мужского-женского. В связи с разными социальными ролями в обществе, различия в вербальном поведении мужчины и женщины были замечены лингвистами довольно давно, еще в ХIХ столетии. Обобщая рассмотрение мужского и женского речевого поведения, необходимо отметить, что любая говорящая личность испытывает влияние ряда факторов. Основным фактором является, несомненно, гендерная принадлежность говорящего: «Женщинам более свойственны фатические речевые акты; они легче переключаются, «меняют» роли в акте коммуникации». Мужчины переключаются тяжелее, проявляя некоторую «психологическую глухоту» – увлекаясь обсуждаемой темой, не реагируют на реплики, с ней не связанные. Многие авторы отмечают так называемую полифонию разговора, с одной стороны, и более частое перебивание женщин мужчинами – с другой. При этом перебивания мужчин мужчинами в большей степени мешали коммуникации. В качестве аргументов женщины чаще ссылаются и приводят примеры конкретных случаев из личного опыта или ближайшего окружения. В мужской речи отмечаются также терминологичность, стремление к точности номинаций, более сильное влияние фактора «профессия», большая, по сравнению с женской, тенденция к использованию экспрессивных, особенно стилистически сниженных средств, намеренное огрубление речи. Ненормативную лексику, как утверждают авторы, используют в однополых группах и мужчины, и женщины. Однако произносить ее в смешанных группах не принято. К типичным чертам женской речи авторы относят гиперболизованную экспрессивность (жутко обидно; колоссальная труппа: масса ассистентов) и более частое использование междометий типа «ой!», «ай!», «ах!». Ассоциативные поля в мужской и женской речи соотнесены с разными фрагментами картины мира: спорт, охота, профессиональная, военная сфера (для мужчин) и природа, животные, окружающий обыденный мир (для женщин). Женская речь обнаруживает большую концентрацию эмоционально оценочной лексики. Мужская речь обнаруживает стилистически сниженную, бранную лексику.
НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ СПЕЦИФИКА КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ Коммуникативное поведение, под которым понимается совокупность норм и традиций общения народа, является одним из важнейших компонентов коммуникативного сознания представителей определенной лингвокультурной общности. Термин «коммуникативное поведение» в указанном смысле был введен отечественным исследователем И.А.Стерниным, когда в 1989 г. в Галле была опубликована его работа «Очерк русского коммуникативного поведения», в которой впервые была предпринята попытка системного описания коммуникативного поведения одного народа. Национально-культурная специфика коммуникативного поведения характерна как для общекультурных норм (привлечение внимания, приветствие, прощание, знакомство, извинение и т.д.), так и для ситуативных норм, действующих тогда, когда общение ограничено составом общающихся или темой общения, а также ситуацией. Национально-культурная специфика общения выявляется на базе сравнения коммуникативных культур. Так, представители индивидуалистских западных культур больше внимания обращают на содержание сообщения, на то, что сказано, а не на то, как сказано. Поэтому их коммуникация в слабой степени зависит от контекста. Для таких культур характерен когнитивный стиль обмена информацией, при котором значительные требования предъявляются беглости речи, точности использования понятий и логике высказываний. Представители подобных культур стремятся развивать свои речевые навыки. Такой тип коммуникации характерен для американской культуры. Большинство американцев в повседневном общении используют small talk (короткий разговор): они задают друг другу вопросы, на которые не предполагают получить ответы («Как дела?», «Прекрасный денек, не правда ли?» и т.п.). Индивидуализм американской культуры заставляет их высказываться ясно и четко, выдвигать сразу свои аргументы, чтобы вызвать ответную реакцию у оппонента. И, напротив, в коллективистских культурах восточного типа при передаче информации люди склонны в большей степени обращать внимание на контекст сообщения, на то, с кем и при какой ситуации происходит общение. Эта особенность проявляется в придании особой значимости форме сообщения, тому, как сказано, а не тому, что сказано. На этом основании коммуникация в условиях восточных культур характеризуется расплывчатостью и неконкретностью речи, изобилием приблизительных форм высказывания (типа «вероятно», «может быть» и т.п.). Именно поэтому японцы в деловых взаимоотношениях обычно ведут разговор «вокруг да около», долго рассуждая обо всем, только не об основном предмете общения. Эта стратегия позволяет им лучше узнать о намерениях партнеров, чтобы настроиться на главную тему, либо противостоять, не уронив при этом достоинства своих партнеров. Коммуникативное поведение является компонентом национальной культуры. Большое количество наблюдений и исследований в области коммуникации позволяет сделать вывод, что ее содержание и результаты во многом зависят от господствующих в данной культуре ценностей, норм поведения, установок и т.д. Во взаимосвязи культуры и коммуникации происходит их взаимное влияние друг на друга. Так, например, в каждой культуре существуют свои представления о вежливости. Во многих арабских странах считается крайне невежливым спрашивать о чем-то партнера по сделке, если нет уверенности, что он может дать точный ответ. Если американцы прямо говорят, что думают, то для японцев или арабов важно не допустить, чтобы их партнер покраснел из-за того, что у него спросили нечто такое, на что он не смог ответить. Поэтому в Японии, а также во всем арабском мире считается крайне невежливым однозначно ответить кому-либо «нет». Если человек не хочет принимать приглашение, то он отвечает, что он не знает, поскольку у него много дел. На Западе таким путем также стремятся избежать конкретных ответов, но там все же чаще даются и ожидаются конкретные ответы. В азиатских культурах столь прямое поведение может служить причиной прекращения отношений. Но в прямолинейной американской культуре существует табу, запрещающее называть физические недостатки другого человека. Вероятно, это обусловлено постоянным стремлением американцев всегда быть в отличной форме и молодо выглядеть. Таким образом, коммуникативное поведение носит ярко выраженную национально-культурную окраску. В каждой культуре существуют свои собственные правила ведения разговора, тесно связанные с культурно обусловленными способами думать и вести себя. Эти различия не могут не влиять на успешность межкультурной коммуникации, в чем видятся перспективы их дальнейшего, более детального изучения.
39. Мужской и женский стиль общения: стереотипы поведения, особенности мужского и женского личного влияния. Что еще необходимо учитывать при общении с людьми? По всей вероятности то, что среди наших собеседников есть мужчины и есть женщины. Удовлетворение первейших жизненных потребностей имеет одинаковое значение для обоих полов. Но все-таки есть ряд различий в восприятии действительности и ряд стереотипов, которые во многом определяют наш образ действий.
Стереотипы поведения женщин и мужчин складывались веками. Чисто мужской стиль поведения связан с активностью, целеустремленностью, решительностью и рациональной деятельностью. Женщинам же, напротив, всегда отказывали в интеллекте и разумном начале. Считалось, что их сфера — эмоции. В связи с этим сложилась традиция воспитания детей. Мальчикам прививали настойчивость, рационализм, уверенность в собственных силах. Девочек учили быть чуткими, заботливыми, нежными и кроткими.
Хотя жизнь во многом поменялась, старые стереотипы, тем не менее, оказывают заметное влияние на наши взаимоотношения.
Действительно, женщины уделяют больше внимания чувствам. Но психологи сходятся в том, что это у них не врожденное, а приобретенное свойство. Женщин не готовили подавлять и скрывать эмоции. Наоборот, проявление чувств всегда воспринималось как нечто женское, привлекательное. Поэтому их реакции гораздо более эмоциональны, чем у мужчин. Они легче теряются, краснеют, плачут, им труднее скрыть отвращение или ненависть. Но и улыбка появляется на лице женщины чаще. Возникшие симпатии и антипатии влияют на поведение мужчин и женщин, в принципе, одинаково. Но считается, что для женщин они имеют решающе значение. Такое мнение бытует, видимо, потому, что женщины проявляют их более открыто.
Поскольку женщины с детства учатся ставить себя на место другого, они больше интересуются личностью собеседника. Женщина, как правило, лучше осведомлена о психологическом состоянии людей, которые ее окружают. Она более восприимчива к их идеям и эффективнее поощряет их усилия. Если мужчины стремятся активно переделать свое окружение, то женщины придают особое внимание воспитательным отношениям.
Женщины в большей степени склонны к самораскрытию. С друзьями они образуют более тесные дружеские взаимоотношения и ведут более интимные разговоры, чем мужчины, которые предпочитают беседы о работе, спорте, общественных проблемах и т. д. В семье жены тоже обеспечивают более прочную эмоциональную поддержку своему супругу в то время, как сами, чаще всего, вынуждены искать ее у подруг или родственников. В родственные связи женщины также включены сильнее, особенно с родственниками — женщинами, например, мать и дочь, сестры. Что касается общения с коллегами, то и здесь у женщин сильное стремление к человеческим контактам. Им важен сам процесс сотрудничества, тогда как мужчин больше интересует достижение цели.
Все сказанное отнюдь не значит, что все мужчины и все женщины таковы. Речь идет об общих тенденциях, которые в большой степени определяются традициями. Нередко человек старается соответствовать стереотипу, даже преодолевая свой природный тип. Например, природа наделила женщину изобретательным умом, энергией, организаторским талантом. Как бы она ни старалась загнать себя в чисто «женские рамки», будет ощущаться дискомфорт. Эти рамки тесны для нее. Но попытаться расширить их — значит пойти в какой-то мере наперекор устоявшимся канонам. Решиться на это непросто, И наша героиня ломает себя, стремится соответствовать ожиданиям окружающих, хотя бы из опасения оказаться без социальной поддержки.
То же самое может произойти и с мужчиной, которому дарована нежная, чувствительная душа. Он готов прослезиться от сострадания, а ему, как мужчине, необходимо проявить твердость. От него ждут последовательных целенаправленных действий, а он никак не может ни на что решиться, находясь во власти охвативших его эмоций. Человек старается преодолеть себя, делает то, что положено делать в этих случаях мужчине, смутно ощущая, что все это не его.
Ломка природного типа всегда неблагоприятно сказывается на психике, выбивает почву из-под ног, лишает уверенности в себе. Но вернемся к особенностям поведения мужчин и женщин. Мы выяснили, что мужчина — это далеко не всегда сила, а женщина — далеко не всегда слабость. Однако стереотипы образов мужчины и женщины так сильны, что мы воспринимаем названные качества как бесспорную принадлежность соответствующему полу, т. е. женщины — слабость, мужчины — сила.
Отсюда и формируется неписанный закон — настоящий мужчина должен всегда превосходить женщину. Это заметно даже в самых простых вещах. Например, анализ магнитофонных записей разговоров, проведенный И. Атватером, показал, что когда разговаривают двое мужчин или две женщины, то они перебивают друг друга примерно одинаково часто. Но если мужчина говорит с женщиной, он перебивает ее почти в два раза чаще. Примерно треть времени разговора женщина собирается с мыслями, пытается восстановить то направление разговора, которое было в момент, когда ее перебили.
Вообще, мужчина менее внимательный слушатель. Обычно он сосредоточенно слушает примерно 10—15 секунд, а затем начинает обдумывать, чти можно добавить к предмету разговора. Поэтому мужчины склонны принимать поспешные решения и делать скоропалительные выводы. Они не выслушивают собеседника до конца, не вникают в личностную сторону его проблемы. Они замечают недочеты по существу вопроса и строят дальнейший разговор именно вокруг них. Чувства собеседника при этом отходят на задний план. Такое своеобразное пренебрежение к личности партнера тоже, по всей видимости, дань стереотипу-—мужчине не пристало заниматься такими пустяками, как эмоции, его задача — действовать.
Поскольку мужчины считают активное действие основной своей привилегией, то посягательство на нее со стороны женщин воспринимается ими очень болезненно. Проиграть в соревновании женщине — почти всегда означает снижение самооценки и уверенности в себе, повышение подозрительности. Успех, которого добилась женщина, окружающие склонны расценивать как случайность или везение, в то время, как успех мужчины — как результат целенаправленной работы. Особенно явно это присутствует, если женщина из того же социального слоя, примерно одного возраста с представителями рассматриваемой группы, и одной с ними профессии.
Существует убеждение, что женщинам больше нравится работа, не требующая интеллектуальных усилий; что карьеру и продвижение по службе они ценят меньше, чем мужчины; что в работе их интересует исключительно возможность реализации своих чисто эмоциональных наклонностей. Женщинам совершенно необоснованно отказывается в таких качествах, как компетентность и профессионализм, независимость, логика, стремление к самосовершенствованию. Мужчинам в этом плане приписывают гораздо больше положительных характеристик. Женщине труднее завоевать себе имя. Но если ей все-таки удается добиться признания авторитетов в данной области, она воспринимается окружающими, как заслуживающая большего уважения, чем мужчина.
Влияние стереотипов настолько подчиняет сознание, что и женщины разделяют с мужчинами тенденцию переоценивать мужские достижения и недооценивать свои собственные. Так, например, лектор-мужчина, как правило, оценивается студентками как более сведущий и глубокий, чем лектор-женщина. С шофером — мужчиной женщины чувствуют себя в большей безопасности. Даже от мужчины-парикмахера клиентки ждут большего мастерства, чем от парикмахера — женщины.
Высококомпетентные и образованные женщины не пользуются расположением ни мужчин, ни женщин. И те, и другие стремятся исключить их из своей группы в плане человеческих контактов. Пусть даже она признанный специалист, — к ней проявляют меньше теплоты и сочувствия. А мужчины, к тому же, считают таких женщин менее сексуальными и привлекательными.
Вообще мужчины считают «своих» женщин (одной профессиональной группы, одного круга) менее женственными, чем «чужих», далеких. «Чужие», как им кажется, в большей степени проявляют ожидаемые женские качества: обаяние, заботливость, жизнерадостность, тактичность и т. д. «Свои» понятны, а в женщине важна загадочность.
Под стилем в общении следует понимать такую стратегию достижения поставленных целей, которая характеризуется только ей присущим своеобразием арсенала средств и приемов. Основанием, предопределяющим различия деловой стратегии мужчин и женщин, выступает отношение «статус - близость».
Рассматриваемые субъекты делового общения по-разному проявляют себя в качестве слушателей. Мужчины ожидают, что его, не перебивая, спокойно выслушают. Женщина, будучи активной в разговоре, ждет подобной реакции и от оппонента. Большинство собеседниц, прерывая партнера восклицаниями сочувствия, поправками, аналогиями, расценивают это как способ сопереживания, поддержки, диалогичности. Если женщина не встречает ожидаемой реакции, то начинает сомневаться, слушают ли ее вообще. Мужчин такая полифоничная манера общения раздражает, убеждает в воинствующей некомпетентности, невоспитанности, неумении выслушать рассуждения собеседника. Кроме того, женщины используют слово «да» в качестве сигнала демонстрации внимания, но отнюдь не согласия, как это характерно для мужчин. В результате партнер, услышав многократное «да» и выяснив, что с ним не соглашаются, вполне может прийти к мнению о невнимательности или даже коварстве собеседницы. Разговорные стили различаются еще и тем, что слушатель мужского пола склонен реагировать сдержанно, делать заявления, пытаться спорить, полемизировать. Мужчина чувствует себя удобнее, когда он делится информацией, защищает свое мнение, выступает.
Внимание в общении в зависимости от пола оппонентов может проявляться по-разному. Для женщины комфортнее советоваться с партнером, воспринимать обсуждение как свидетельство близости и взаимопонимания. На мужчину затянувшаяся полемика «вокруг сантиментов» действует угнетающе, она как бы является свидетельством его несвободы, невозможности принимать решение автономно. Кроме того, расхождения в оценке поведения друг друга могут возникнуть как результат непонимания принципиальной роли взгляда в общении. Для мужчины прямой взгляд, точнее частота его использования, определяется тем местом, которое бизнесмен занимает в иерархии отношений, и зависит от его статуса. Для дамы соответствующий невербальный знак коммуникации служит проявлением внимания к собеседнику, не более. Мужчины же склонны рассматривать его как демонстрацию сексуального интереса женщины по отношению к ним. Подобная несогласованность не может не привести к недоразумениям.
В процессе решения проблем партнеры по-разному расставляют акценты своего внимания. Так, желая придать беседе конструктивный тон, мужчина обсуждает причину возникшей напряженности. Женщина же скорее обратится к сопутствующим переживаниям как к следствию. Более того, мужскую манеру она воспринимает как нападки в свой адрес, трактуя это как попытку выяснить, «кто виноват» в возникновении коллизии.
Мужчины не любят запрашивать информацию в случае, если она ставит под вопрос их независимость. С их точки зрения обладание информацией является проявлением власти, а значит, показателем достигнутого положения. Помимо получения информации, мужчине не менее важно определить, не попадает ли он при этом в зависимость, нет ли признаков, что им хотят командовать или принизить. Мужчины любят помогать, но не любят сами обращаться за помощью. Дело в том, что и то и другое действие «напрямую» связано с самоутверждением и самоуважением и свидетельствует о степени контроля над ситуацией. Женщины не склонны считать обладание информацией мерой власти.
Поддержка неодинаково трактуется партнерами в зависимости от их направленности на иерархичность или на близость. Оказываемые мужчинам поддержка, содействие могут восприниматься ими как намек на их слабость. Вот почему многие мужчины, поступая, казалось бы, нелогично, часто отказываются от предложенной помощи и в то же время добровольно идут на уступки другим. Уступка в данном случае расценивается как проявление своей силы и свободы выбора.
Пренебрежение инструкциями и правилами со стороны мужчин часто указывает на тот психологический дискомфорт, который они испытывают, занимая подчиненное положение. Нередко это проявляется в демонстративном отказе объяснять причины своих поступков.
Обладание значимой информацией может привести к изменению манеры ее объяснения. Часто при этом мужчину трудно понять, ибо он бессознательно стремится продемонстрировать свои знания и умения, а не желание поделиться информацией. К примеру, вполне возможна ситуация, когда мужчину просят перевести текст, а он вместо перевода начинает читать его вслух на языке оригинала. Тем самым он демонстрирует отличное произношение, а значит, косвенно и свою элитность, превосходство. Для женщины же оказание помощи чаще является попыткой проявить сочувствие. С этой точки зрения для мужчин совершенно неприемлемо стремление женщин обмениваться «секретами» с близкими подругами. Мужчины предпочитают разговоры о фактах, неличностных проблемах, тогда как дамы склонны к ведению бесед на личные темы. Обмен интимной информацией с подругами служит доказательством их дружбы. Отказ от подобной манеры однозначно расценивается лучшей подругой как скрытность, т.е. как знак, свидетельствующий о желании прекратить близкие отношения. Мужчина в большей степени «закрыт» для передачи подобного рода информации, ибо расценивает ее как фактор, потенциально влияющий на изменение его статуса.
Таким образом, барьеры общения порождаются процессом поиска равновесия между требованиями близости и независимости между оппонентами, различающимися особенностями своей психофизиологической конституции и характером предшествовавшей социализации. Рассмотренные различия не могут не определять форму субкультуры бизнес-деятельности.
Таковы, коротко, взаимоотношения между полами. Понимание закономерностей их формирования поможет вам при установлении контактов и при углублении общения для лучшего понимания личности партнера. Стереотипы могут разрушить наметившуюся связь, а могут, наоборот, оказать на нее стабилизирующее действие. Вес зависит от того, насколько подвержен им ваш собеседник и насколько деликатно вы сумеете ими пользоваться.
|