Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Прямые и альтернативные издержки
Трансакционные издержки могут иметь прямую или альтернативную природу. Прямые трансакционные издержки — это непосредственные затраты экономического агента (предприятия, домохозяйства или индивида) на поиск информации, заключение контракта, оформление прав собственности, принуждения контрагента к исполнению взятых обязательств. То есть это те издержки, которые сопровождают трансакцию в процессе ее реализации. Прежде чем решить, вступать ли ему в сделку, экономический агент оценит затраты, с ней связанные. Он посчитает сделку выгодной для себя, если производственные издержки будут ниже ожидаемой прибыли. Но он должен учесть также трансакционные издержки. И если сумма трансакционных и производственных издержек превысит ожидаемую прибыль, он откажется от заключения сделки. Если высокие трансакционные издержки обуславливают отказ экономического агента от реализации трансакции, то такие издержки называются альтернативными трансакционными издержками. Развивая анализ Коуза, сторонники трансакционного подхода предложили различные классификации трансакционных издержек (затрат). В соответствии с одной из них выделяются: Проблеме оппортунистического поведения в теории трансакционных издержек принадлежит одно из центральных мест. Под эту рубрику попадают различные случаи лжи, обмана, бездельничанья, манкирования взятыми на себя обязательствами. Различают две основных формы оппортунизма, первая из которых характерна для отношений внутри организаций, а вторая для рыночных сделок. Для более формального анализа структуры издержек на электронных рынках выделим четыре основных черты интернет-коммерции, а именно: • отсутствие необходимости пребывания покупателя и продавца в одно и то же время в одном и том же месте для осуществления трансакции; • доступность информации, требуемой для заключения сделки, практически по нулевой цене; • двусторонняя направленность информации (интернет-коммерция позволяет осуществлять двустороннюю коммуникацию между продавцом и покупателем); • глобализация рынков благодаря отсутствию политических и географических препятствий.
|