Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Пример 2.Вымогательство в отношении мелких и крупных фирм.
Небольшое торговое агентство реализует в регионе товар крупного производителя. Фактически оно является посредником между этим производителем и потребителем товара. Вообще, агентства, чтобы работать с производителями, вынуждены делать целый ряд специфических инвестиций. В одних случаях они должны закупить специальное оборудование, в других – его сотрудники должны пройти специальное обучение, в третьих – от них требуется разработка торговой территории для товаропроизводителя (реклама и пр.). Все эти специфические инвестиции создают стимулы к вымогательству со стороны производителя. Так, после завершения разработки торговой территории он может снизить комиссионные и другие отчисления агентству, выполнившему эту разработку, или заменить его другим. Обычная практика защиты от вымогательства – вертикальная интеграция – в данном случае не работает: как правило крупные фирмы не заинтересованы в покупке мелких, предпочитая контрактные отношения, а мелкие фирмы не имеют возможности влиять на поведение крупных фирм (их переговорные силы просто не сопоставимы). Но агентство может обезопасить себя от вымогательства другим способом, а именно сделав дополнительные специфические инвестиции, которые привяжут к нему клиентов — потребителей товара, выпускаемого производителем. В ситуации, когда клиенты несут издержки при переходе от одной торговой площадки к другой (например, потому что агентство предоставляет определенный сервис, который у клиента непосредственно ассоциируется с данным товаром), возможности производителя оказывать давление на агентство уже сильно ограничены. Если отношения между ними будут прерваны, это скажется, в первую очередь, на прибылях производителя. 24. Теория трансакционных издержек в анализе контрактных отношений: Контрактная неполнота вытекает из теории трансакционных издержек. Во-первых, индивиды обладают ограниченной информацией, и поэтому заключаемые ими контракты могут быть неполными. Во-вторых, механизмы принуждения к исполнению контрактов несовершенны, что объясняется: неспособностью институтов, принуждающих к исполнению контрактов, обеспечить выполнение тех положений, основанных на непроверяемых данных; ограниченной рациональностью судей, что приводит к задержкам принятия решений и ошибкам. В условиях неполноты контрактов и неэффективности судебной системы, стороны стараются защититься от оппортунизма партнеров с помощью альтернативных механизмов. В рамках теории трансакционных издержек решается задача минимизации трансакционных издержек управления контрактными отношениями. Исходя из этого критерия оцениваются: сравнительная эффективность механизмов принуждения к исполнению контрактов; факторы, влияющие на эффективность механизмов. Основные типы контрактов и формы их реализации: Контракт купли-продажи: Предконтрактный оппортунизм обусловлен асимметрией информации в пользу продавца и проявляется в виде неблагоприятного отбора со стороны продавца (рынок подержанных автомобилей). Постконтрактный оппортунизм возникает из-за специфичности активов и проявляется со стороны продавца в виде вымогательства (покупка дорогих расходных материалов), или из-за асимметрии информации и проявляется со стороны покупателя в виде морального риска (недобросовестное использование товара). Если в контракте купли-продажи нет специфичных активов, то он обладает свойством дискретности и реализуется в форме классического контракта. Если это контракт купли-продажи доверительного товара, то он реализуется в форме неоклассического контракта. Контракт купли-продажи не реализуется в форме отношенческого контракта. Контракт найма: Контракт найма из-за асимметрии информации страдает от предконтрактный оппортунизма наемного работника в виде неблагоприятного отбора. Постконтрактный оппортунизм из-за асимметрии информации проявляется в виде морального риска со стороны наемного работника и в виде вымогательства со стороны нанимателя, использующего наличие у работников специфичного человеческого капитала (навыки могут быть использованы только на конкретном рабочем месте). Контракт найма подразумевает продолжительные отношения работника и нанимателя, поэтому он не может реализовываться в форме классического контракта и реализуется в форме неоклассического или отношенческого контракта. Контракт кредита: На предконтрактной стадии возможен оппортунизм со стороны заемщика, что приводит к неблагоприятному отбору. На этапе реализации контракта кредита асимметрия информации может приводить к моральному риску со стороны заемщика и к вымогательству со стороны заемщика, если кредитор сделал в него специфические инвестиции (переговорная сила заемщика возрастает, и он может настаивать на продлении сроков и увеличении объема финансирования).
|