Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Р.Ф. Альбиков, 2014 1 страница






РОССИЙСКИЙ НОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

00.0054.01.01

 

 

Рабочий учебник

Фамилия, имя, отчество студента _______________

Факультет____________________________________

 

 

АЛЬБИКОВ Р.Ф.

 

 

КОНСТИТУЦИОННОЕ (ГОСУДАРСТВЕННОЕ) ПРАВО

ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН»

 

 

МОДУЛЬ 1

 

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И КАТЕГОРИИ КОНСТИТУЦИОННОГО (ГОСУДАРСТВЕННОГО) ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

 

 

МОСКВА – 2014


АВТОР: кандидат юридических наук, доцент Р.Ф. Альбиков

 

Конституционное (государственное) право зарубежных стран

Модуль 1. Основные положения и институты теории конституционного (государственного права зарубежных стран.

Модуль 2. Основы конституционно-правового статуса высших органов государственной власти и управления в зарубежных странах.

Модуль 3. Основы конституционного (государственного)права отдельных стран.

 

МОДУЛЬ 2

В модуле излагаются основные положения системы органов государственной власти и управления зарубежных стран, понятие института главы государства, парламентской и исполнительной власти зарубежных стран, основ судебной и муниципальной власти в зарубежных государствах.

 

 

Для студентов Российского нового университета

00.0054.01.01

Р.Ф. Альбиков, 2014


содержание

 

Модуль 2 Основы конституционно-правового статуса высших органов государственной власти и управления в зарубежных странах

Тема 7 Конституционно-правовоые формы непосредственнной демократии в зарубежных странах

7.1 Понятие избирательного права и сущность института выборов

Выборы – это важнейший инструмент легитимности государственной власти, они обеспечивают отбор политической элиты, являются одной из определяющих характеристик государственной жизни, государственного режима. Выборы государственных органов и должностных лиц государства бывают: всеобщими (на всей территории государства) и региональными; прямыми (граждане голосуют непосредственно за кандидатов), косвен­ными и многостепенными; полными и частичными (дополнительными); очередными (в установленный срок) и внеочередными, повторными (если выборы признаны несостоявшимися) и т.д.

Порядок выборов регулируется многочисленными нормами, в сово­купности составляющими институт выборов – систему норм, регулиру­ющих процесс избрания кандидатов в представительные органы и на выборные государственные должности. Эти нормы устанавливают: ос­новные принципы избирательного права, требования, относящиеся к из­бирателям и кандидатам; порядок организации и деятельности органов, осуществляющих проведение выборов, создание территориальных и иных избирательных единиц, от которых избираются кандидаты; статус избирателей, избирательных объединений и избирательных коллегий; процедуры предвыборной агитации и голосования; порядок определения результатов выборов; способы обжалования и опротестования результа­тов выборов.

Нормы, регулирующие избира­тельное право, содержатся в конституциях (обычно это лишь принципы избирательного права), в законах о выборах (иногда эти законы весьма пространные и потому их называют избирательными кодексами), причем в субъектах федерации, в политической автономии могут действовать свои законы о выборах органов и должностных лиц этих государствен­ных образований. Различают активное и пассивное избирательное право. Активное – это право избирать, голосовать за какую-либо кандидатуру или против всех предложенных кандидатов. Пассивное избирательное право – это право быть избранным, например в парламент, на должность президента, в орган местного самоуправления (совет графства в Великобритании, генеральный совет департамента во Франции и т.д.). Лицо может иметь активное избирательное право, но не обладать пассивным. Так, гражда­нин США, достигший 18 лет, вправе участвовать в выборах президента США, но быть избранным не может: для этого нужно достичь 35-летнегс возраста. Сущность выборов – это определение партий и должностных лиц которые в течение определенного срока будут управлять государством государственным образованием или административно-территориальной единицей.

7.2. Принципы избирательного права

В большинстве закрепляется четыре принципа избирательного права: всеобщие, равные, прямые выборы при тайном голосовании. Иногда добавляется принцип свободных выборов, т.е. исключения незаконного давления на волю избирателей. Совокупность лиц, имеющих избирательные права, называется избирательным корпусом. Избирательные права имеют не все граждане данной страны. Не уча­ствуют в выборах граждане-дети (не достигшие избирательного возрас­та), душевнобольные (это должно быть признано решением суда). Во многих странах временно не осуществляют свои избирательные права лица, находящиеся под стражей по приговору суда.

В большинстве стран для участия в голосовании – активное избира­тельное право – установлен возраст: не менее 18 лет ко дню выборов. Для обладания пассивным избирательным правом могут быть уста­новлены и другие условия. Так, для кандидата на должность президента в ряде стран требуется, чтобы он определенный срок постоянно прожи­вал в данной стране (в США – 14 лет), был урожденным, а не натурали­зованным гражданином, не был лицом преклонного возраста (например, не более 65 лет в Намибии).

Во многих странах пассивное избирательное право предоставляется в полном объеме лишь после внесения кандидатом избирательного за­лога (обычно требуется, чтобы такой залог был внесен кандидатом из собственных средств). Большинство названных выше цензов и ограничений, избирательных квалификаций имеют естественный характер и не являются дискримина­цией. Так, лишение избирательных прав пэров в Великобритании обу­словлено тем, что они занимают места по наследству в верхней палате, племенные вожди не избирают в парламент в тех странах Африки, где есть палаты вождей, лишение избирательных прав злостных бан­кротов в Италии осуществляется только судом и т.д. В избирательном законодательстве могут закрепляется положения несовместимые с принципом равного избирательного права, например плюраль­ный вотум, когда большинство избирателей имеют один голос, а некото­рые – несколько голосов (обычно два). Нарушением принципа равенства в связи с нарезкой избирательных округов является так называемая избирательная география (геомет­рия), иногда обозначаемая американским термином «джерримендеринг» (от собственного имени одного американского губернатора, который ис­пользовал нарезку округов в интересах своей партии, и английского слова, переводимого, в частности, как «мастерить»). Используя этот прием, администрация, стоящая у власти, нарезает избирательные окру­га таким образом, чтобы победить хотя бы с минимальным перевесом в большинстве округов, а электорат (сторонников) другой или других пар­тий сосредоточить с самым крупным перевесом в меньшинстве округов.

Прямые и непрямые выборы. Прямые выборы – это непосредст­венное избрание гражданами своих представителей в органы государ­ства, отдельных должностных лиц (например, президента). Многие высшие органы государства и должностные лица, в том числе в демократических странах, избираются непрямыми выборами. Теоретически прямые выборы демократичнее, но непрямые могут оказаться целесообразнее, если они обеспечивают более профес сиональный, взвешенный подход к замещению столь высоких постов v должностных лиц, влияющих на жизнь страны. Поэтому вопрос о приме­нении той или иной системы выборов – это вопрос целесообразности, связанный с конкретными условиями страны, с ее историей, националь­ной спецификой.

Непрямые выборы (также косвенные или многостепенные выборы) – избирательная система, при которой воля избирателя опосредуется специальными лицами – выборщиками или специальными органами. Существуют две разновидности непрямых выборов: косвенные и многостепенные (их называют иногда многоступенчатыми). Косвенные выборы, имеют два варианта. При первом варианте выборы проводятся специально создаваемой для этого избирательной коллегией. Примером этого является избрание президента США, когда избиратели голосуют за выборщиков от той или иной партии, а затем уже выборщики, со­бравшись в столицах своих штатов, голосуют за объявленного заранее кандидата в президенты от той или иной партии. Голоса выборщиков штатов суммируются в Вашингтоне – столице США. При втором варианте выборы проводятся не специально создаваемой изби­рательной коллегией, а постоянно действующим органом. Наиболее от­четливый пример этого – избрание президентов парламентами в Гре­ции, Турции и других странах.

Многостепенные выборы организуются иначе. Низовые представи­тельные органы избираются непосредственно гражданами, а затем уже эти органы избирают депутатов в вышестоящие представительные орга­ны, последние же избирают высшее звено, и так вплоть до парламента. В прошлом такая система использовалась в СССР, на Кубе, в Анголе, Мо­замбике. В настоящее время она существует в Китае.

Тайное и открытое голосование. При тайном голосовании избира­тель подает свой голос без ведома других лиц путем заполнения избира­тельного бюллетеня, использования избирательной машины (в США, Индии и др.), с помощью электронной карточки избирателя (в Бразилии предполагается ввести такую систему в 1998 г.).

7.3 Правовое регулирование подготовки и проведения выборов

Началом официальной избирательной кампа­нии является назначение даты выборов. Она может быть установлена конституцией. Дальнейшая избирательная кампания проходит множество стадий. Это создание избирательных округов и избирательных участков, состав­ление списков избирателей, формирование избирательных комиссий, предвыборная агитация и т.д.

Избирательные округа и избирательные участки. Избирательный округ – наиболее распространенная разновидность избирательных еди­ниц (при многостепенных выборах такими единицами могут стать ниже­стоящие представительные органы, при косвенных – избирательные коллегии). Избирательный округ объединяет избирателей определен­ной территории или коллектива для выборов одного или нескольких де­путатов. Число и нарезка избирательных округов по выборам в парла­мент обычно определяются законом, иногда правительством (Италия), специальными комиссиями (Канада); по выборам в органы местного самоуправления – актами этих органов.

В зависимости от характера представительства избирательные окру­га бывают территориальными и производственными. Существуют три основных вида территориальных округов: одноман­датные, многомандатные и общегосударственные. Последние в зарубеж­ных странах обычно называют национальными округами (следует по­мнить, что слово «национальный» на многих языках является синонимом слова «государственный»).

Избирательный участок – это пункт голосования, куда приходят избиратели, чтобы выразить свою волю, и где производится первичный подсчет поданных голосов. Избирательные органы – это обычно избирательные комиссии, в странах Латинской Америки – избирательные трибуналы, избиратель­ные советы, гражданский регистр (орган, который ведет списки избира­телей). Избирательные органы могут формироваться судами (Коста-Рика, парламентом (Узбекистан), правительством (Австрия), органами мест­ного самоуправления (местные избирательные комиссии на Украине), вышестоящими избирательными комиссиями (если не созданы другими органами). Избирательные комиссии различны в зависимости от охватываемой ими территории. Полномочия общегосударственной комиссии (обычно она называется центральной или национальной) распространяются на всю страну, в федеративных государствах свои комиссии создаются в субъектах федерации. Территориальные избирательные комиссии об­разуются в административно-территориальных единицах, окружные из­бирательные комиссии – в избирательных округах, участковые изби­рательные комиссии – на пунктах голосования (участках). Окружные комиссии регистрируют кандидатов в депутаты по своему округу, опре­деляют победителя по итогам голосования. Обычно о возможных кандидатах известно задолго до объявления выборов (особенно это относится к президентским выборам), но официальное выдвижение и последующая регистрация кандидатов начинаются со дня, указанного в акте о назначении выборов или в избирательном законе.

Кандидат может быть выдвинут различными способами. Во-первых, возможно самовыдвижение кандидата (Вьетнам, Франция, Япония), но при этом обычно требуется, чтобы его поддержало своими подписями определенное число избирателей. Во-вторых, кандидаты могут быть выдвинуты политическими партиями. В-третьих, право выдвижения кандидатов предоставля­ется различным общественным объединениям (Белоруссия, Украина). В-четвертых, выдвижение кандидатов возможно избирателями или груп­пой избирателей.

Абсентеизм и обязательность голосования. При системе необяза­тельной регистрации многие избиратели не регистрируются, но они и не учитываются в итогах голосования. Учитываются лишь зарегистриро­ванные избиратели, независимо от того, какая система составления из­бирательных списков существует. Массовое уклонение избирателей от участия в выборах называется абсентеизмом (от английского «отсутствование»).

Для привлечения избирателей к голосованию в законодательстве предусматривается несколько мер. Во-первых, это проведение государст­венными органами разъяснительной работы о необходимости участия граждан в голосовании, для чего выделяются средства из бюджета. Если установленный законом процент участия граждан в голосовании не будет достигнут, необходимо проводить повторные выборы или повтор­ное голосование, что отвлекает от других дел и требует много сил и средств. Законы ряда стран устанавливают обязательность голосования, рассматривая участие в выборах не только как моральный долг, но и как юридическую обязанность. Такой порядок существует в Австрии, Бельгии, Болгарии, Бразилии, Греции, Дании, Италии, Нидерландах, Турции и т.д.

7.4 Виды избирательных систем

Избирательные системы различают­ся прежде всего по способам определения результатов выборов. Различают множество избирательных систем: система единственного передаваемого го­лоса, единственного непередаваемого голоса, кумулятивная система. Вместе с тем, в практике парламентаризма наиболее распространены две глав­ные системы – мажоритарная и пропорциональная, – а также смешан­ная, соединяющая обе эти системы, поскольку часть депутатов избирает­ся по мажоритарной системе, а часть – по пропорциональной (напри­мер, в Германии). Эти части могут быть равными или неравными (так, е Италии замещается по мажоритарной системе 75% мест, а по пропорци­ональной – 25%; неодинаковы доли в Азербайджане, Венгрии).

Мажоритарная избирательная система и ее разновидности. На звание этой системы происходит от французского слова «мажорите», что значит «большинство». В ее основе лежит принцип большинства: избранным является кандидат (в одномандатном округе) или несколько кандидатов (в многомандатном округе), принадлежащих к одному и тому же списку партии, получившей в округе большинство голосов избирателей по сравнению с другими партиями (партийными списками).

При мажоритарной системе различают три вида большинства: квали­фицированное, абсолютное и относительное. В соответствии с этим су­ществуют три главные разновидности мажоритарной избирательной сис­темы. При мажоритарной системе квалифицированного большинства закон устанавливает определенный процент голосов, который должен получить кандидат (список кандидатов), чтобы быть избранным. Этот процент обычно больше абсолютного большинства, т.е. больше 50% плюс один голос, но он может быть и иным. Если при мажоритарной системе квалифицированного большинства в первом туре никто не побеждает, следует второй тур, который обычно проводится через одну-две недели. Во втором туре на новое голосование избирателей при данной системе выносятся две кандидатуры, набравшие наибольшее число голосов по сравнению с другими. Но второй тур может быть организован и иначе.

Процент голосов избирателей при системе квалифицированного большинства может быть установлен не от числа проголосовавших, а от числа всех зарегистрированных избирателей.

При мажоритарной системе абсолютного (простого) большинст­ва для избрания необходимо получить не менее 50% (минимум 50% плюс один голос) всех поданных голосов (часто не только поданных, но и признанных действительными; бюллетени же, признанные недействи­тельными, из подсчета исключаются).

При мажоритарной системе относительного большинства канди­дат (список кандидатов), чтобы быть избранным, должен получить боль­ше голосов, чем любой другой кандидат (список).

По сравнению с системами квалифициро­ванного большинства и абсолютного большинства мажоритарная систе­ма относительного большинства имеет позитивные стороны: она исклю­чает обременительный для избирателей и дорогостоящий второй тур выборов, дает неплохие результаты при двухпартийной системе, когда соперников-кандидатов только два (как в Великобритании или США).

Очень редко используются наряду с названными тремя еще две разно­видности мажоритарной системы: единого непереходящего голоса и ку­мулятивного вотума. При системе единого непереходящего голоса, ко­торую иногда называют полупропорциональной, создаются многоман­датные округа, как всегда бывает при пропорциональной системе, но каждый избиратель может голосовать только за одного кандидата из того или иного партийного списка, содержащегося в бюллетене. Избранными считаются кандидаты, собравшие больше голосов, чем другие, т.е. дейст­вует принцип мажоритарной системы относительного большинства (число избранных соответствует числу мандатов по округу). Поскольку результат выборов определяется все же по мажоритарному принципу, эту систему считают разновидностью мажоритарной, хотя и с некоторы­ми отклонениями.

При кумулятивном вотуме (кумулятивный означает совокупный) избиратель имеет не один, а несколько голосов (три, четыре и т.д.). Он может отдать все голоса одному кандидату, а может распределить их между различными кандидатами одной и той же партии, либо применить панашаж. Панашаж (франц. – «пестрота») – это право избирателя голосовать в многомандатном изби­рательном округе за кандидатов из разных партийных списков. Если закон разрешает панашаж, то отдается предпочтение лич­ности кандидата перед той или иной партией и ее программой. проголосовать за кандидатов из разных партийных списков, ориентируясь не на партийную принадлежность, а на личные качества того или иного кандидата.

Пропорциональная избирательная система может быть примене­на только в многомандатных и общегосударственных (национальных) избирательных округах. Главное в пропорциональной системе – не установление большинства голосов, хотя, конечно, подсчет голосов по разным партийным спискам кандидатов необходим и при этой системе, а вычисление избирательной квоты (избирательного метра). Это число голосов, необходимое для избрания хотя бы одного депутата из того или иного списка кандидатов, выдвинутых партией, избирательным объеди­нением и т.д.

Разновидностью пропорциональной системы является система единственного передаваемого (переходящего) голоса. Она сходна с системой единственного непередаваемого голоса (мажори­тарной системы), но напоминает пропорциональную систему с возмож­ностью панашажа и преференциального вотума, тем более что она приме­няется только в многомандатных округах.

Смешанные избирательные системы. Как отмечалось, и мажори­тарная, и пропорциональная избирательная система имеет свои плюсы и минусы. Поэтому в настоящее время в мире все чаще наблюдается тенденция объединения этих систем: часть депутатов парламента или колле­гиального органа местного самоуправления избирается по одной систе­ме, а часть – по другой. Комбинируются также разные способы подсчета голосов, что уже было показано на примерах системы единого неперехо­дящего голоса и кумулятивного вотума.

Контроль за проведением выборов осуществляется в разнообраз­ных формах избирательными комиссиями, общими судами, органами конституционной юстиции, в ряде стран – административными судами (в суд необходимо подать соответствующее заявление). Существует об­щественный контроль: включение представителей партий в избирательные комиссии с правом совещательного голоса, присутствие представителей партий и прессы при подсчете голосов, присутствие на выборах международных наблюдателей.

7.5 Референдум

Понятие и значение референдума, плебисцита, всенародного on роса, всенародного обсуждения.

Референдум (от латинского – «должное быть сообщенным») – это голосование избирателей, посредством которого принимается решение государственного или самоуправленческого характера, имеющее обще государственное или местное значение. Это решение имеет силу закона а иногда и большую силу, чем обычный закон парламента (считается что решение, принятое путем референдума, не следует отменять обыкновенным законом), или силу важного постановления местного само управления.

Плебисцит («то, что сказал плебс», под которым в данном случае понимался народ, а не римская аристократия) – это тоже голосование избирателей, но часто плебисцитом называют голосование по наиболее важным для страны вопросам, по территориальным, международным проблемам, по вопросам, относящимся к личности (например, при голо­совании за единственную кандидатуру на должность президента).

Для обозначения референдума и плебисцита употребляется также термин «всенародное голосование». Референдум (имеется в виду также и плебисцит) – одно из важней­ших средств прямой, непосредственной демократии.

Инициатива референдума, формула референдума и организация голосования. Для проведения референдума закон устанавливает опреде­ленные условия. Инициатива референдума может исходить только от некоторых высших органов государства, определенного числа депутатов парламента, установленного законом числа граждан и т.д. Во многих странах установлен порядок проверки соблюдения всех необходимых процедур при инициативе референдума, включая иногда проверку со стороны верховных или конституционных судов. Если необходимые ус­ловия соблюдены, в одних странах окончательное решение принимает парламент, в других – президент. Однако нередко парламент или прези­дент обязаны назначить референдум, они выбирают и устанавливают лишь определенную дату референдума. Местные референдумы прово­дятся обычно по инициативе местных представительных органов или группы избирателей (например, в Белоруссии – 10 % избирателей дан­ной территории).

Вопрос, выносимый на референдум, или совокупность предлагаемых вариантов называется формулой референдума. Референдум не может проводиться в условиях чрезвычайного, воен­ного, осадного положения, не может проводиться дважды по одному и тому же вопросу или может быть проведен второй раз по этому вопросу только через определенный промежуток времени.

Организация референдума аналогична организации выборов (спис­ки избирателей, избирательные комиссии или комиссии по референду­му, регулирование пропаганды и агитации по вопросам референдума, подведение итогов и т.д.), но в данном случае избиратель голосует не за какую-либо кандидатуру или список кандидатов, а за предложение, содержащее проект решения какого-либо вопроса..

Определение итогов референдума. Как правило, референдум при­знается состоявшимся, если в нем приняло участие большинство зареги­стрированных избирателей, а решение считается принятым, если боль­шинство из них (50% плюс один голос) положительно ответили на пред­лагаемый вопрос.

Виды референдума и его правовые последствия. Классификации референдума проводятся по различным основаниям и потому многочис­ленны. Различают: 1) общегосударственный и местный референдум; 2) обязательный и факультативный референдум; 3) конституционный и обыкновенный референ­дум; 4) допарламентский, послепарламентский, внепарламентский; 5) утверждающий референдум; 6) решающий и консультативный референдум. Эти классификации часто переплетаются: один и тот же референдум может быть общегосударственным, обыкно­венным, послепарламентским, отменяющим, решающим и т.д.

Правовые последствия могут наступить после любого вида референ­дума, но обязательные правовые последствия связаны только с референ­думом, имеющим решающий характер, поскольку всякий консультатив­ный референдум, независимо, например, от того, будет он допарламентским или послепарламентским, представляет собой лишь выяснение мнения избирателей

Результаты референдума оформляются как итог подсчета голосов и определение результата. Нередко никаких иных актов о собственно референдуме не принимается: на основе его результатов издаются необ­ходимые законы и акты исполнительной власти, вносятся определенные положения в конституцию или учитываются его итоги при подготовке проекта. Иногда результаты референдума оформляются как закон парла­мента, принятый от его собственного имени, но с упоминанием о рефе­рендуме (особенно это относится к допарламентскому референдуму).

7.6 Народная законодательная инициатива

Народная законодательная инициатива подобно выборам и референ­думу тоже является одним из способов осуществления непосредствен­ной демократии. Институт народной законодательной инициативы предусмотрен кон­ституциями или законами ряда стран.

Конституции стран, предусматривающие возможность народной за­конодательной инициативы, устанавливают, что для внесения проекта закона нужно собрать определенное число подписей избирателей, под­линность которых подвергается проверке и удостоверяется нотариусом или должностными лицами местного самоуправления на уровне общин. В порядке законодательной инициативы, как и при референдуме, запрещается вносить проекты по некоторым вопросам: о бюджете, налогах, амнистии, по вопросам международных отношений и т.д. Народная законодательная инициатива применяется редко и малоэф­фективна.

ТЕМА 8. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ГЛАВЫ ГОСУДАРСТВА В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

8.1 Государственная власть как институт конституционного права

Конституционные нормы, содержащие термин «государственная власть» устанавливают, что власть исходит от народа (ст. 20 конституции ФРГ (Германии) 1949 г.), народ осуществляет суверенитет (ст. 1 конституции Италии 1947 г.). Государственную власть следует отличать от политической.

Формулировки конституций об источнике и социальных субъектах власти, несмотря на свою лаконичность, имеют принципиальное значе­ние для всего конституционного законодательства. Если источник и субъект власти – народ, то формирование органов, выражающих его волю, должно основываться на принципах всеобщего избирательного права, какие-либо ограничения тех или иных социальных групп в избира­тельных правах недопустимы. Когда по конституциям власть исходит от монарха, то пред­ставительные органы, если они есть, имеют только консультативное зна­чение (Кувейт), широко используются такие структуры (совет аш-шура, меджлис и др.), которые заменяют отрицаемые фундаменталистской му­сульманской доктриной выборные народом органы.

Конституционные положения о структуре власти обусловлены общим концептуальным подходом к типу политической системы в стране. В условиях плюралистической системы основные законы закрепляют принцип разделения властей. Вопросам об органах государства, их взаимоотношениях посвящено много конституционных норм, по своему объему они занимают в институте государственной власти доминирующее положение.

Возникновение теории разделения властей связано с борьбой креп­нувшей буржуазии против феодального абсолютизма. Единство государственной власти при необходимом разграничении ее ветвей порождает переплетение некото­рых элементов, их взаимодействие, взаимозависимость, взаимопро­никновение. В связи с взаимопроникновением ветвей власти концеп­ция разделения властей в конституционном праве получила еще два важных дополнения: положения о необходимости баланса властей и о системе сдержек и противовесов. Их скоординированность получила название баланса властей. Те же цели, хотя и в несколько ином конституционном выражении имеет система сдержек и противовесов, каждая ветвь власти не только уравновешивает, но и ограничивает другие.

Единство власти не исключает различий в способах осуществления государственной власти теми или иными органами государства, не отме­няет возможных конфликтов властей на правовой основе (различия, а следовательно, противоречия при решении конкретных государственных задач неизбежны уже в силу самого факта существования нескольких ветвей власти), но состязание на правовом поле требует не доводить разногласия до борьбы. В федерациях, унитарных государ­ствах, имеющих автономные образования политического характера, ос­новные законы решают вопрос о вертикальном разделении властей (го­сударственной власти федерации и государственной власти ее субъек­тов, а также государственной власти политической автономии в унитар­ном государстве), а в связи с концепциями публичной власти территори­ального коллектива – также и о разделении государственной власти и власти местного самоуправления. В конституции и законах определяются объем полномочий местных советов (органов местного самоуправления), но функции государственной власти они могут осуществлять только тогда, когда это им поручено государством.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал