Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Р.Ф. Альбиков, 2014 2 страница. 8.2 Глава государства в системе органов государственной власти






8.2 Глава государства в системе органов государственной власти

Глава государства – это конституционный орган и одновре­менно высшее должностное лицо, осуществляющее верховное государства в международных отношениях и внутриполитической жизни страны. Он является символом го­сударственности, единства нации. Его конституционно-правовой статус зависит от формы прав­ления и характера политического режима. В качестве главы государства выступают:

– наследственный монарх, т. е. суверенное лицо, законно властвующее по собственному праву и не связанное политиче­ской ответственностью (Малайзия, Объединенные Арабские Эмираты); выборный президент; узурпатор, т. е. лицо, властвующее без правовых основа­ний либо в силу произвольных оснований (например, в результате государственного или военного пе­реворота, незаконного захвата власти); коллегиальный орган в виде президиумов высшего предста­вительного органа и государственных советов, постоянных комитетов (в Швейцарии существует Федеральный совет — коллегиальный орган, в со­став которого входит семь равноправных членов, избирающих сроком на один год председателя (Президента Конфедерации), совершающего отдельные действия в качестве главы государ­ства, но его реальные полномочия невелики.

Функции главы государства, например, при наследовании престола или временной недееспособности монарха могут быть переданы его представителю — регенту или регентскому совету. В системе высших органов государственной власти глава го­сударства занимает формально-юридическое приоритетное по­ложение, хотя фактически оно может быть не столь значимо. В этом случае он выступает лишь в качестве официального сим­вола, не имеющего реальных властных полномочий. В странах, реализующих в той или иной мере принцип разделения влас­тей, глава государства может как возглавлять исполнительную власть (президентская республика, абсолютная и дуалистиче­ская монархия), так и быть частью национального представи­тельного органа государственной власти (Индия), а также не относиться ни к одной ветви власти, выполняя координирую­щую функцию (смешанная республика).

Глава государства бывает единоличным и коллегиальным. В первом случае это монарх или президент, во втором – постоянно действующий орган парламента, им избираемый. В прошлом это были президиумы высших представительных органов, постоянные комитеты, государст­венные советы в странах тоталитарного социализма – в СССР, Болга­рии, Венгрии и др.

Монарх. Как правило, монарх (король, султан и др.) является главой государства и одновременно главой исполнительной власти. Как уже говорилось, монарх получает и передает свой пост по наследству. Существует несколько систем наследования:

1) салическая, когда престол наследуют только мужчины (прежде всего старший сын), а женщины, в том числе дочери, исключаются из числа наследников престола (Бельгия, Норвегия, Япония и др.);

2) кастильская, когда женщины (дочери) наследуют престол, если у покойного монарха нет сыновей. Если же есть младший сын и старшая сестра, то сын имеет преимущество (Великобритания, Дания с 1953 г., Испания, Нидерланды и др.);

3) австрийская (она существовала в прошлом), когда женщины могут наследовать трон при условии, что во всех поколениях данной династии нет мужчин;

4) шведская, в соответствии с которой по закону 1980 г. женщины наследуют престол на равных основаниях с мужчинами. В настоящее время 18-летняя дочь короля Швеции, у которого есть еще младший сын, является претендентом на трон и действует как заместитель короля во время его отъездов из страны;

5) мусульманская, когда трон наследует, по существу, не определен­ное лицо, а правящая семья сама уже решает, кто именно из ближайших родственников покойного короля займет освободившийся трон (Катар, Ку­вейт, Саудовская Аравия и др.);

6) племенная, когда король рассматривается как главный вождь пле­мени, а его наследника определяет племенной совет из числа многочис­ленных сыновей покойного.

После наследования престола предусмотрен особый обряд корона­ции. Этот торжественный акт происходит в главном соборе страны, в присутствии высшего духовенства, высших должностных лиц, парламен­тариев, приближенных монарха, дворянства (если в государстве не отме­нены дворянские титулы).

Если престол наследует малолетний монарх, то до его совершенноле­тия один из ближайших родственников монарха или другое близкое к нему лицо с согласия семьи и по совету высших должностных лиц, иногда с утверждения парламента или по назначению правительства, становит­ся регентом.

Правовое положение монарха. Монарх – лицо неприкосновенное. Он не может быть привлечен к административной, уголовной ответст­венности, против него не может быть обращен гражданский иск. За действия монарха по управлению государственными делами политичес­кую ответственность несут его министры. Монарх имеет право на особый титул – король, султан и т.д. Монарх обладает государст­венными регалиями (трон, корона и др.), имеет свой двор – лиц, занятых обслуживанием его семьи, оплачиваемых из государственного бюджета. Для этого парламент ежегодно выделяет денежные средст­ва – цивильный лист. Часто монарх наделяется правом вето по отноше­нию к законам (в отличие от президента он может обладать правок абсолютного вето, которое парламент не может преодолеть).

В соответствии с конституцией монарх назначает правительство, он выступает в качестве арбитра в общест­ве и должен быть лицом беспартийным. Некоторые конституции требуют от монарха определенной религиозной принадлежности (быть привер­женцем англиканской протестантской церкви в Великобритании, еванге­лической веры в Швеции, ислама – во всех мусульманских странах, буддизма – в Таиланде). Зачастую в соответствии с конституцией мо­нарху не разрешается покидать страну без разрешения парламента или правительства. В некоторых странах монарх – глава государственной церкви. В дуалисти­ческой и особенно в абсолютной монархии он имеет реальную власть, в парламентарной – царствует, но не правит. В развивающихся странах культивируется преданность населения монар­ху, что поддерживается религией, но есть и движения, чаще всего под­польные, выступающие за республику.

Президентура. Существуют две основные формы президентуры: единоличная (президент) и коллегиальная (Президентский совет, суще­ствовавший ранее в Йемене, Судане, Алжире и некоторых других стра­нах, Государственный совет на Кубе и др.). В Иране основные полномо­чия президентуры разделены между Руководителем государства и прези­дентом, это «двуглавая президентура».

Президент может занимать различное положение в системе государ­ственной власти: быть только главой государства (Германия), одновре­менно главой государства и исполнительной власти (Бразилия, США), главой государства и фактическим руководителем правительства при наличии особой должности административного премьер-министра (Еги­пет, Франция). Президент избирается на определенный срок: три года в Латвии, четыре года в США, пять – в Бразилии, шесть – в Египте, семь – во Франции.

Существуют различные способы избрания президента:

1. Голосование в парламенте (Чехия, Словакия, Венгрия, Турция, Албания и др.). Для первого тура выборов обычно требуется квалифици­рованное или абсолютное большинство голосов, но при множественнос­ти кандидатов такой результат достигается редко, голоса распределяют­ся между разными кандидатами. В последующих турах требования сни­жаются, однако из-за партийной раздробленности обычно проводится много туров.

2. Голосование выборщиков. Избиратели голосуют за выборщиков, а последние, не собираясь вместе, избирают президента из числа кандида­тов, выдвинутых партиями (Аргентина, США).

3. Избрание президента специальной избирательной коллегией, (Федеральное собрание в Германии, состоя­щее из членов нижней палаты и такого же числа представителей земель; коллегия, состоящая из членов обеих палат парламента и делегатов об­ластных советов в Италии; коллегия из избранных членов обеих палат парламента в Индии и законодательных собраний штатов).

4. Избрание непосредственно избирателями (Мексика, Украина, Франция и др.).

8.3 Компетенция главы государства

В различных сферах государственной деятельности главы государства наделяются общими полномочиями, которые мож­но разбить на несколько групп.

Во-первых, это представительские полномочия. Глава госу­дарства осуществляет функции верховного представительства государства вовне и внутри страны (подписывает международ­ные договоры, имеет право непосредственного обращения к главам иностранных государств и правительств, назначает дип­ломатических представителей, осуществляет аккредитацию представителей в зарубежных государствах, выступает с офици­альными обращениями к парламенту и посланиями к нации). В сфере между­народных отношений глава государства выступает от имени го­сударства в силу своего положения и не нуждается в каком-либо специальном уполномочии. К его компетенции в ряде стран отнесено объявление войны и подписание мирных договоров.

Во-вторых, это полномочия, связанные с управлением делами государства:

— в законодательной сфере (право созыва сессий парламента, право его досрочного роспуска, созыв чрезвычайных сессий, законодательная инициатива, право вето на законопроекты, вотированные парламентом, опубликование законов, право об­ращаться в органы конституционного контроля о конституци­онности того или иного акта);

— в сфере исполнительной власти (назначение главы прави­тельства и принятие его отставки, участие в формировании пра­вительства, решение стратегических вопросов военного управ­ления в качестве главнокомандующего вооруженными силами, введение особых режимов управления, издание собственных нормативных актов (в странах парламентской формы правления они обычно нуждаются в контрасигнатуре);

— в судебной сфере (назначение на судебные и высшие су­дебные должности, содействие в осуществлении решений судов и др.).

В-третьих, полномочия по конкретизации правового статуса личности (решение вопросов гражданства, предоставления по­литического убежища, осуществление права помилования и смягчения наказания, осуществление награждений, присвоение почетных, специальных и высших воинских званий).

В-четвертых, чрезвычайные полномочия. Глава государства объявляет чрезвычайное положение (осадное положение, военное состояние повышенной опасности), в связи с чем вправе принимать акты, имеющие силу закона. В этот период приостанавливается действие ряда конституционных норм, закрепляющих некоторые гражданские, политические, экономические, социальные, культурные права и свободы, ограничиваются полномочия представительных органов: парламент лишается права выражения недоверия правительству.

8.4 Президент: правовое и фактическое положение главы государства в различных республиках

Отличительными чертами президентской республики являют­ся следующие.

1. Избираемый на всенародных выборах президент – глава государства и глава исполнительной власти.

2. Президент формирует и возглавляет свою исполнитель­ную администрацию (США, Мексика) или правительство, которые ответственны только перед ним, а не перед парламентом. Таким образом, правительство формиру­ется на внепарламентской основе. При этом действует принцип несовместимости депутатского мандата и портфеля министров. В правительстве президентской республики, как правило, от­сутствует должность премьер-министра.

3. Парламент не может отправить в отставку администрацию (правительство). В виде исключения в президентских республи­ках наличествует пост «административного» премьер-министра и даже право парламента увольнять отдельных министров.

4. Глава государства — президент избирается без участия парламента, путем прямых выборов либо через коллегию вы­борщиков (США), в состав которой не могут входить члены парламента.

5. Президент не имеет права досрочного роспуска парла­мента.

6. Основным принципом организации и осуществления вла­сти является принцип разделения властей.

При суперпрезидентской республике законодательство зару­бежных государств закрепляет за этим высшим должностным лицом неограниченное право роспуска парламента, право вве­дения по своему усмотрению чрезвычайного, военного и осад­ного положения, право издавать декреты с силой закона, едино­лично назначать и смещать глав, местных (региональных) адми­нистраций, судей и т. д. При такой форме правления практически отсутствуют кон­ституционные механизмы смещения президента со своего поста, не функционирует характерная для классической президентской республики система сдержек и противовесов в лице «сильного» парламента и независимого суда. В современных условиях эта разновидность республики существует в Сирии, Туркме­нистане, Узбекистане, Казахстане, в ряде государств Африки, иногда к суперпрезидентским относят и некоторые республики Латинской Америки.

Парламентская республика юридически характеризуется сле­дующими чертами.

1. Глава государства — президент не является главой прави­тельства и занимает не совсем важное место в системе органов государственной власти.

2. Парламент является полновластным органом, который формирует политически ответственное перед ним правительство и сам избирает президента (или это происходит при его самом активном участии).

3. Главой правительства — премьер-министром назначается лидер партии парламентского большинства либо лидер партий­ной коалиции. Он формирует правительство на парламентской основе, состав которого, как правило, утверждается парламен­том (или его палатой).

4. Высший представительный орган контролирует деятель­ность правительства. Он может отправить в отставку правитель­ство, выразив ему вотум недоверия, если последнее потеряет поддержку парламентского большинства. В этом случае прези­дент имеет право по предложению правительства распустить парламент и объявить досрочные выборы.

5. Президент осуществляет свои полномочия, как правило, только по предложению правительства. Как и в парламентской монархии, здесь существует институт контрасигнатуры, котрорый заключается в том, что большинство актов главы государства вступают в силу только после того, как они подпи­саны главой правительства либо теми членами правительства, в сфере деятельности которых издаются данные акты. Смысл при­менения контрасигнатуры заключается в том, что ответствен­ность за последующую реализацию названных актов несет не глава государства, а глава правительства либо соответствующий министр.

В республике смешанного типа элементы президентской рес­публики сочетаются с элементами парламентской. Наиболее ярко они проявляются в современной Франции.

Глава государства здесь юридически наделен действительно широкими полномочиями, вплоть до чрезвычайных, в то вре­мя как полномочия парламента ограничены. В то же время сушествует ограниченная парламентская ответственность прави­тельства.

Недостатком смешанной формы правления является то, что создается система власти, которая замкнута на главе государства и во многом зависит от его личных качеств. Однако, как свиде­тельствует конституционное развитие Франции, Парламент усиливает свои полномочия, тогда как влияние Президента не­сколько ослабляется. Определенную роль в этом сыграли реше­ния органа конституционного контроля — Конституционного совета, а также сильные демократические традиции француз­ского общества.

 

Тема 9 Конституционные основы исполнительной власти в зарубежных странах

9.1 Понятие исполнительной власти

В современных условиях по конституциям различных стран исполни­тельная власть принадлежит либо главе государства и правительству (совету, кабинету министров), либо только правительству. В полупрезидент­ских республиках правительство, напротив, подотчетно президенту, е руках которого на деле сосредоточено общее руководство исполнитель­ной деятельностью, хотя по конституции исполнительная власть может принадлежать лишь правительству.

На местах исполнительную власть осуществляют главы субъектов федерации (губернаторы и др.), формируемые парламентом местные пра­вительства, избранные или назначенные губернаторы областей, началь­ники районов, префекты, комиссары, супрефекты и другие представите­ли президента и правительства. В отличие от представительных и судебных органов система органов исполнительной власти составляет единую вертикаль: нижестоящие должностные лица и органы подчинены вышестоящим, обязаны испол­нять не только закон, но и указания вышестоящих органов или долж­ностных лиц; акты нижестоящих органов могут быть отменены выше­стоящими.

9.2 Правительство

Понятие, состав и структура правительства. Правительство может иметь различные названия: совет министров, кабинет, кабинет министров, государственный совет (Китай), административный совет (КНДР), федеральное правительство (Германия), правительство (Чехия) и др. В субъектах федерации, иногда в политических автономиях бывают местные правительства. Как правило, правительство – это коллегиальный орган исполни­тельной власти, обладающий общей компетенцией осуществляющий ру­ководство государственным управлением. Он возглавляет администра­тивную, т.е. исполнительно-распорядительную, деятельность в стране, под его руководством находятся государственный аппарат, вооруженные силы, финансы государства, иностранные дела.

В состав входит возглавляющий правитель­ство премьер-министр, который может иметь другие официальные назва­ния – премьер Государственного совета в Китае, министр-председатель в Болгарии, государственный министр в Швеции. Под руководством пре­мьера работают министры, государственные министры, парламентские секретари, которые обеспечивают связи правительства и министров с парламентскими структурами, представля­ют министров в парламенте. В состав правительства часто включаются министры без портфеля – лица, которые не руководят какими-либо ведомствами, но на заседаниях правительства имеют право решающего голоса.

Нередко в составе правительства создаются более узкие структуры которые могут выполнять некоторые (порой довольно важные) полномочия правительства. Существуют четыре формы таких органов:

1) в странах с англосаксонской системой права различаются правительство и кабинет. Правительство никогда не собирается в полном составе как особый орган. Заседает и правит страной кабинет, как правило, включающий около 20 или немногим более министров, которые отбираются премьер-министром и приглашаются им в свою ре­зиденцию на заседания обычно раз в неделю;

2) в странах континентального права (Франция, франкоя­зычные страны Африки и др.) различают совет министров и совет каби­нета. Заседания совета министров проходят под председательством президента; на них прини­маются наиболее важные решения. Заседания совета кабинета проходят под председательством премьер-министра, обычно каждый раз по особо­му поручению президента; на них рассматриваются главным образом оперативные вопросы;

Формирование правительства. Способ образования правительства зависит от формы правления. Выбор министров свободен для главы государ­ства и в дуалистических монархиях, хотя король иногда учитывает ситуа­цию в парламенте. В президентской республике глава государства также формирует правительство по своему усмотрению из известных деятелей своей партии (Бразилия, Египет, Колумбия, Мексика и др.). В полупрезидентской республике партийный состав парламента учи­тывается при формировании правительства, поскольку для назначения премьер-министра обычно требуется согласие парламента (нижней пала­ты).

В некоторых странах, особенно там, где в парламенте представлено много мелких партий (некоторые Скандинавские страны, государства Северной Европы), кандидат на пост премьер-министра, которому глава государства поручает формирование правительства, обычно называется форматором. Иногда сменяется несколько форматоров, прежде чем со­став правительства представляется парламенту, который к тому же не всегда его утверждает.

9.3 Виды правительств

В тех парламентарных государствах, где какая-либо партия имеет абсолютное большинство (50 % плюс один голос в однопалатном парламенте или его нижней палате) создается однопартийное правительство. В полупрезидентских республиках состав правительства в опреде­ленной мере может быть связан с составом парламента (во Франции правительство по традиции должно получить вотум доверия). Если в парламентарной монархии или парламентарной республике в парламенте нет большинства от какой-либо партии, на основе предвари­тельного соглашения между лидерами нескольких партий формируется коалиционное правительство, поддерживаемое большинством парла­ментариев. В кризисные моменты, особенно в условиях войны, может быть обра­зовано коалиционное правительство особого рода – правительство национального единства с широким представительством разных пар­тий, принимающих на себя ответственность за руководство государст­вом. В тех случаях, когда в правительстве есть одна-две крупные партии, не имеющие, однако, порознь большинства в парламенте, может быть создано правительство парламентского меньшинства.

Если в парламентарной республике или парламентарной монархии не удается сформировать правительство на коалиционной основе, создает­ся служебное (деловое, чиновничье) правительство из специалистов. Беспартийные правитель­ства существуют также всегда в странах, где все политические партии запрещены или политическое развитие еще не привело к созданию пар­тий. В результате военных и революционных переворотов нередко созда­ется временное правительство. Оно образуется внепарламентским способом и не на основе конституционных норм.

9.4 Ответственность Правительства

Ответственность правительства и его членов зависит от того, совершены ли ими те или иные правонарушения при исполнении служеб­ных обязанностей или в качестве частных лиц. Ответственность при исполнении служебных обязанностей возмож­на за нарушение закона при исполнении служебных обязанностей, за уголовные преступления (государственную измену и др.), за нарушение служебных обязанностей. Политическая ответственность воз­можна перед парламентом, президентом (главой государства) и премьер-министром. Ответственность перед парламентом выражается в вынесе­нии им вотума недоверия (резолюции порицания) правительству или отдельному министру, в отказе в доверии правительству (этот вопрос ставится по инициативе самого правительства) и как следствие – в увольнении правительства или министра в отставку.

Политическая ответственность правительства и министров имеет важную особенность: она возможна не только за правонарушения, но и без таковых. Поэтому она и называется полити­ческой. Парламент выражает недоверие правительству и министрам за недостатки в работе, упущения, считая политическую линию правитель­ства или министра неверной, нередко в связи с грубым нарушением этических норм. По этим же основаниям применяет форму политической ответственности президент или премьер-министр.

Увольнение министров возможно путем импичмента. В США он осу­ществляется подобно импичменту президенту. В Дании импичмент ми­нистру может быть возбужден не только парламентом, но и монархом, решение в этом случае принимает Высокий суд королевства. Гражданская ответственность выражается в исках по отноше­нию к правительству и министрам за причиненный физическим и юриди­ческим лицам ущерб в случае нарушения законов при исполнении слу­жебных обязанностей. Дисциплинарная ответственность индивидуальна. Она выража­ется во взысканиях, налагаемых на министров президентом или премьер-министром за упущения по службе.

Под руководством правительства (в президентских республиках – главы государства) находится разветвленный и многочисленный аппарат государственных служащих, включая военнослужащих. Различаются обыкновенные государственные служащие (врачи, учителя в государст­венных учреждениях и др.) и классифицированная государственная служба, которая называется в одних странах публичной, в других – гражданской, в третьих – федеральной государственной службой и т.д. Кроме того, есть и муниципальная служба, местные органы самоуправле­ния имеют свой аппарат чиновников-управленцев.

Государственные служащие, принадлежащие к классифицирован­ной государственной службе, имеют классные чины, ранги, специаль­ные звания, от которых в определенной мере зависят их полномочия и материальное положение. Число таких классов неодинаково (например, в Великобритании их четыре, в Японии – 15.

Чиновники имеют привилегию несменяемости: они остаются на службе при смене министров и правительства, в том числе в результате победы на выборах оппозиционной партии. Чиновники не могут совмещать службу в государственном аппарате с другой оплачи­ваемой работой (кроме творческой, научной, преподавательской), не могут быть членами политических партий, участвовать в политических акциях, забастовках – это называется департизацией и деполитизацией государственного аппарата.

Тема 10 Праламент – орган законодательной власти в в зарубежных странах

10.1 Понятие парламента и его структура

Понятие парламента. Термин «парламент» происходит от француз­ского «парле» – говорить. Парламент – это высший орган народного представи­тельства, выражающий суверенную волю народа, призванный регулиро­вать важнейшие общественные отношения главным образом путем при­нятия законов, осуществляющий контроль за деятельностью органов ис­полнительной власти и высших должностных лиц.

Структура парламента. Под парламентом обычно понимают одно­палатное представительное учреждение или нижнюю палату двухпалат­ного парламента, хотя с юридических позиций это понятие гораздо слож­нее. В англосаксонском праве парламент – это триединое учреждение, включающее главу государства (монарха в Великобритании, президента в Индии), верхнюю и нижнюю палаты (при этом закон, как правило, может быть принят при согласии всех этих трех составных частей).

В настоящее время число палат в парламентах стран мира не пре­вышает двух. Верхняя палата может быть либо слабой, когда она в состоянии от­срочить принятие решения парламентом (нижней палатой), но не воспрепятствовать ему, поскольку ее вето – отказ согласиться с решением нижней палаты – может быть преодолено последней (Великобритания, Польша и др.), либо сильной, когда без ее согласия закон не может быть принят (Италия, США). В большинст­ве же стран законы принимаются парламентом, а издаются главой госу­дарства (в связи с этим ниже рассматривается институт промульгации законов).

Палаты парламента неодинаковы по своей численности. Обычно нижняя палата в два раза (Италия), а то и больше (Польша), многочис­леннее верхней. Лишь в Великобритании иное соотношение: более 1100 пэров в верхней палате (палате лордов) и 651 член – в палате общин. Самая большая численность однопалатного парламента в Китае по конституции 1982 г. Всекитайское собрание народных представите­лей не может превышать 3 тыс. человек. В настоящее время в нем около 3 тыс. депутатов. Тенденция.

Формирование палат парламента. Члены нижней палаты парла­мента обычно называются депутатами, народными представителями, члены верхней палаты – сенаторами.

Депутаты нижней палаты и однопалатного парламента избира­ются обычно на 4–5 лет либо непосредственно гражданами, либо путем многостепенных выборов (в настоящее время в Китае). Верхняя палата формируется различными способами: путем пря­мых и косвенных выборов, назначения, занятия места по должности и др. Прямые выборы сенаторов гражданами предусмотрены в США (по два сенатора от штата), в Бразилии (по три), в Италии (не менее семи от области), в Японии, Румынии и многих других странах. Путем косвен­ных выборов формируется сенат во Франции, где избирательную колле­гию в каждом регионе (наиболее крупной административно-территори­альной единице) составляют, как отмечалось выше, члены нижней пала­ты от данного региона и советники различных муниципальных органов. К верхней палате часто применяется принцип ротации: сенаторы изби­раются на более длительный срок и палата обновляется по частям (в США на 6 лет с обновлением на 1 /З через два года, во Франции на 9 лет с обновлением на 1 /З через три года). Во многих странах верхняя палата избирается на тот же срок, что и нижняя (Италия, Польша и др.).

Прекращение полномочий палат и органы, замещающие парла­мент. Парламент прекращает свои полномочия после избрания нового состава, как только этот состав приступит к работе (в некоторых стра­нах – после присяги депутатов). Он может быть распущен досрочно. Очень редко главой государства распускаются обе палаты (например, Италия).

10.2 Правовое положение члена парламента

Права и привилегии членов парламента. В большинстве стран члены парламента являются профессиональ­ными парламентариями и получают за свою депутатскую деятельность солидное вознаграждение из казны государства. В подавляющем большинстве стран депутаты и сенаторы имеют так называемый свободный мандат. Они рассматриваются как представи­тели всего народа, а не только своего избирательного округа (тем более если они избраны не по округам, а по общегосударственным партийным спискам), и потому не обязаны выполнять наказы избирателей округа, не могут быть досрочно отозваны ими. В странах тоталитарного социализма депутат, напротив, имеет императивный мандат, предусматривающий возможность досрочного отзыва, если он не выполняет наказы избирате­лей.

Во многих странах члены парламента обладают депутатским имму­нитетом. Это означает, что депутат не может быть подвергнут полицей­скому задержанию или аресту, против него не может быть возбуждено уголовное дело без согласия палаты, членом которой он является. Депутат обладает также депутатским индемнитетом. Это слово имеет два значения. Первое – неответственность за свои выступления в парламенте и за действия, которые депутат поддерживал своим голосова­нием, даже если эти действия будут затем признаны противоправными. Второе значение индемнитета – депутатское возна­граждение связанное с выполнением депутатских полномочий (транспорт, связь, почтовые услуги и т.п.). У депутатов есть также другие права и привилегии. Во многих странах некоторые парламентарии переизбираются не однократно, занимая свой пост десятки лет (Великобритания, США) Конституция Филиппин, однако, запрещает избрание в палату депутате! более трех, а в сенат – более двух раз подряд.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.022 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал