Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Р.Ф. Альбиков, 2014 4 страница






В некоторых странах сход (собрание) более формализован: уста­новлены законом возраст его участников (Филиппины – 15 лет, Танза­ния – 21 год), периодичность созыва (например, в Индии 2 раза в год). В более крупных общинах гражданами (а иногда и постоянно прожи­вающими в общине негражданами) избирается совет. Обычно такие советы обобщенно называют муниципалитетами. Совет избирается, как правило, на 2–4 года и обладает правами юридического лица, имеет свой бюджет, распоряжается собственностью общины. В сферу его полномо­чий входят вопросы образования, здравоохранения, санитарии, стро­ительство муниципального жилья для бедных слоев населения, ремонт дорог и др. Представительный орган имеет исключительные полномочия. Только он (или сход граждан в общинах, где нет совета) может прини­мать устав данного территориального коллектива, обязательные реше­ния и правила, свой бюджет, планы и программы развития, вводить мест­ные налоги, устанавливать порядок управления своей муниципальной собственностью.

Следующий орган общины – глава муниципального образования, обычно называемый мэром. Иногда непосредственно гражданами или советами избираются и другие должностные лица местного самоуправ­ления.

В небольших общинах советы избирают лишь председателя – мэра – и секретаря, в более крупных избирается коллегиальный орган и мэр (либо мэр и его заместители). Важнейшая форма осуществления местного самоуправления – местные референдумы. Формами самоуправления являются также на­родная правотворческая инициатива (предложения граждан должны быть рассмотрены на открытом заседании совета) и территориальные органы общественного самоуправления, создаваемые в некоторых странах (уличные, квартальные и иные комитеты). Они не имеют власт­ных полномочий.

12.3 Органы регионального самоуправления и управления

Существует несколько систем регионального самоуправления и управ­ления:

1. В ряде стран на региональном уровне органами управления являют­ся только назначенные чиновники (губернаторы, управители, воеводы и др.). Представительных органов, избираемых населением, в такой ад­министративно-территориальной единице нет. При назначаемом из цент­ра чиновнике может создаваться совещательный орган. Чиновник фор­мирует его сам, по своему усмотрению (Украина) или этот орган состоит из делегатов советов нижестоящих административно-территориальных единиц.

2. В регионах одновременно действуют избранные советы и назна­ченные «сверху» представители государственной власти. Этот спо­соб регионального самоуправления и управления близок по форме выражения к романо-германской (европейской континентальной) системы по отношению к регионам (режьонам, департаментам во Франции и др.). При этом способе управления мест­ные советы должны уведомлять руководителя государственной админи­страции в регионе, комиссара (префекта и т.п.) о своих решениях, но теперь такие решения для исполнения не нуждаются в обязательной визе комиссара. Поэтому существуют две системы орга­нов, занимающихся непосредственной исполнительной деятельностью: чиновники, подчиненные представителю государственной власти, и служащие местного самоуправления.

3. В ряде испаноговорящих стран избираются и советы, и представители государственной власти. Последние, однако, становятся такими представителями только после избрания их председателями местных советов. В данном случае нет двух систем органов, занимающихся непосредственной исполнительной деятельностью в регионе: этот аппарат возглавляет председатель совета, он же – представитель государства, но предметы ведения между представителем государства и советом разграничены.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое исполнительная власть?

2. Соотношение при разных формах правления главы государства и гла­вы исполнительной власти.

3. Какие функции и полномочия специфичны для главы государства?

4. Назовите сходство и различие статусов монарха и президента при парла­ментарных формах правления.

5. Каковы взаимоотношения главы государства с законодательной, испол­нительной и судебной властями при разных формах правления?

6. Какие Вам известны виды ответственности главы государства?

7. Что такое правительство?

8. Что такое кабинет? Какие значения этого термина и его разновидности вам известны?

9. Чем обусловлен различный порядок формирования правительства в раз­ных странах?

10. Каковы взаимоотношения правительства с законодательной и судебной властями?

11. Как соотносится ответственность правительства с ответственностью главы государства, какие здесь различия и какое сходство?

12. Какова социальные функции и политическая роль парламента.

13. Место парламентов в системе разделения властей.

14. Какие функции кроме законодательной есть у парламента?

15. В чем проявляется представительный характер парламента? Необходимо ли парламенту это качество? Что оно дает?

16. Что такое законодательство как деятельность?

17. Что такое ратификация и денонсация международных договоров? Для чего необходимо участие в этом парламента?

18. Какие существуют формы парламентского контроля?

19. Что такое делегированное законодательство, каковы здесь функции пар­ламента?

20. Какова структура современных парламентов?

21. Какова взаимосвязь между порядком формирования верхней палаты и ее полномочиями?

22. Каково значение института роспуска парламента (палаты)?

23. Какие существуют системы организации руководства палатами парла­мента и парламентом в целом? Почему в двухпалатных парламентах обычно нет председателя парламента?

24. Чем отличаются постоянные комиссии (секции, депутации) парламентов или их палат в демократических странах от постоянно действующих выс­ших коллегиальных органов государственной власти в социалистических странах?

25. В чем различие свободного и императивного мандата в теории и на прак­тике?

26. Чем отличается индемнитет от иммунитета?

27. Какая разница между сессией и заседанием?

28. В чем различие процедуры на пленарных заседаниях палат и в комитетах (комиссиях)? Для чего образуются комитеты всей палаты?

29. Чем консенсус отличается от единогласия?

30. Чем отличается законодательный процесс от процесса законотворче­ства? Каковы значения термина «законодательный процесс»? Какие ста­дии имеет законодательный процесс?

31. В чем заключается взаимозависимость парламентского контроля за де­ятельностью правительства и парламентской ответственности последнего?

32. Что такое интерпелляция? При каких формах правления она возможна и почему?

33. В каких формах выражается политическая ответственность правительства перед парламентом? При каких формах правления она имеет место? Имеет ли она юридический характер и если да, то в чем это выражается?

34. Чем отличается вотум недоверия от отказа в доверии?

35. Что такое резолюция порицания (осуждения)?

36. Чем отличается импичмент (или иная подобная процедура) от полити­ческой парламентской ответственности?

37. Что такое судебная власть и в чем ее назначение?

38. Каковы взаимоотношения судебной власти с другими ветвями власти?

39. Что такое магистратура? Есть ли соответствующий институт в России?

40. Чем конституционное судопроизводство отличается от гражданского и уголовного?

41. Являются ли прокуратура и адвокатура органами судебной власти? Объяс­ните, на чем основано ваше мнение.

42. Чем отличается политико–территориальное деление от административ­но–территориального?

43. Какая разница между политико–административным и административно–территориальным делением?

44. Что такое административный округ? Какие виды административных окру­гов Вам известны?

45. Как соотносятся форма правления и форма территориального устройства?

46. Чем федерация отличается от унитарного государства и от конфедерации?

47. Какие субъекты являются носителями компетенции территориальной еди­ницы? А государства в целом?

48. Как соотносятся между собой понятия «автономия» и «самоуправление», «автономия» и «федерация», «суверенитет» и «федерация»?

49. Дайте определение местного самоуправления.

50. Перечислите наиболее существенные признаки системы местного самоуправления в зарубежных странах.

51. Как Вы понимаете такой принцип внешней политики как принцип постоянного нейтралитета? Какие ограничения накладываются на свободу деятельности государства во внешнеполитической сфере?

52. Раскройте содержание принципа возможности участия государства в союзах.

53. Может ли ставится применительно к унитарным государствам вопрос о разграничении внешнеполитических полномочий по вертикали власти?

54. Какова роль правительства в формировании и проведении внешней политики?

Литература:


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал