Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Терминологический словарь. Абсентеизм – уклонение избирателей от участия в выборах в государственные органы. ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Абсентеизм – уклонение избирателей от участия в выборах в государственные органы. Адвокатура – самоуправляющееся объединение (сообщество) юристов– профессионалов, основной функцией которого является оказание квалифицированной юридической помощи населению, включая участие в различных видах судопроизводства в качестве защитников либо представителей потерпевшего, истца, ответчика и других лиц, отстаивающих свои интересы. Чаще всего адвокатура – это общественный институт. Ее статус обычно регулируется законом. Адвокаты обычно объединены в крупные ассоциации общенационального или регионального масштаба. Административная опека (надзор) – в конституционном праве ряда зарубежных государств одна из форм контроля центрального правительства за деятельностью органов местного самоуправления. Осуществляется назначаемым правительством лицом (префектом, губернатором и т.д.). Осуществляющему административную опеку лицу принадлежит право аннулировать незаконные акты местного самоуправления, налагать запрет на какие– либо действия его органов либо давать им обязательные предписания. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЮСТИЦИЯ – система специальных судебных и квазисудебных органов по контролю за соблюдением законности в сфере государственного управления, а также (в более узком смысле) особый процессуальный порядок рассмотрения административных дел и разрешения административно– правовых споров между гражданином или юридическим лицом, с одной стороны, и органом государственного управления – с другой. В последнем значении представляет разновидность судебной деятельности, поскольку осуществляется с соблюдением основных элементов судебного разбирательства. В ряде зарубежных стран система административной юстиции сложилась еще во второй половине XIX в. В настоящее время ее органами являются либо специальные административные суды (Франция, ФРГ, Швейцария и др.), либо общие в сочетании с ведомственными административными судами (США, Великобритания и др.). Иногда реализуется особыми структурными подразделениями в рамках органов исполнительной власти или судов общей юрисдикции. АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРЕМЬЕР – в науке конституционного права термин, применяемый для обозначения должности премьер– министра в ряде президентских республик «административный» премьер не определяет политику государства (это делает президент), а лишь ведает оперативной деятельностью правительства и ведет его неофициальные заседания. Создание поста «административного» премьера позволяет (формально) установить ответственность правительства (но не его фактического руководителя – президента) перед парламентом. АКТЫ ОРГАНОВ КОНСТИТУЦИОННОГО КОНТРОЛЯ (конституционных судов, конституционных советов и др.) – акты, которые дают официальные толкования конституции, признают те или иные законы соответствующими или не соответствующими конституции. АНГЛО– АМЕРИКАНСКАЯ МУНИЦИПАЛЬНАЯ СИСТЕМА – характеризуется тем, что на всех уровнях политико–административного деления общего характера имеется только местное самоуправление, т.е. местное управление отсутствует. АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД – в ряде государств судебный орган по пересмотру дел, решения и приговоры по которым еще не вступили в законную силу. Апелляционный суд проводит повторное исследование доказательств и вправе либо утвердить ранее вынесенное решение, либо вынести новое. АПЕЛЛЯЦИЯ – в ряде государств одна из форм обжалования судебного постановления (как по уголовному, так и по гражданскому делу). Термин имеет двойное значение: обращение к вышестоящему (апелляционному) суду с целью пересмотра решения или приговора нижестоящего суда; жалоба в вышестоящий суд, в которой мотивированно излагается ходатайство об исправлении или отмене акта нижестоящего суда. БЕСПАРТИЙНОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО – правительство, основанное не на принципе представительства политических партий, а на строго профессиональной или иной непартийной основе. Беспартийное правительство создается, во– первых, когда в стране нет политических партий вообще или они запрещены и находятся на нелегальном положении (абсолютные монархии – Саудовская Аравия, Оман, Кувейт и др.). Беспартийные правительства характерны для некоторых «суперпрезидентских» республик, где парламентская поддержка правительства не имеет большого значения. В парламентарных государствах беспартийное правительство – это деловое (чиновничье, служебное) правительство, которое создается не лидерами партий, а высшими чиновниками; обычно его задача заключается в том, чтобы преодолеть парламентский тупик при формировании правительства, организовать выборы нового состава парламента. ВЕТО – акт, приостанавливающий или не допускающий вступления в силу решения какого– либо органа. Особенно важное значение имеет предоставляемое главе государства право налагать вето на законы, принятые парламентом. Различают абсолютное (или резолютивное) вето, когда главе государства принадлежит право окончательного отклонения закона, принятого парламентом, и относительное (отлагательное или суспенсивное) вето, когда отказ главы государства санкционировать закон лишь приостанавливает вступление его в силу, поскольку парламенту предоставляется право принять его вторичным голосованием. При этом для вторичного (окончательного) принятия законопроекта в ряде парламентов требуется квалифицированное большинство голосов (напр., в РФ и США – 2/3 голосов каждой палаты). Различаются также общее и частичное (выборочное) вето. Первое означает возможность отклонения акта в целом, второе – также и отдельных частей или статей. ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОГОВОРЫ – соглашение управомоченных на то сторон (федерация, субъекты федерации, автономные образования и т.п.) по какому– либо вопросу в сфере конституционного регулирования. ВОЗРАСТНОЙ ЦЕНЗ – в конституционном праве возраст, по достижении которого можно участвовать в выборах, референдуме или занимать определенную должность. В настоящее время возрастной ценз для осуществления активного избирательного права в большинстве стран мира составляет 18 лет. В ряде стран он может быть несколько выше (21 год) или ниже (16 или 17 лет). Возрастной ценз для осуществления пассивного избирательного права отличается гораздо большим разбросом: на выборах в общенациональные представительные органы – от 18 (ФРГ) до 40 лет (в верхнюю палату парламента Италии), а на выборах главы государства – от 30 (Колумбия) до 50 лет (Италия). В ряде стран устанавливается не только нижний, но и верхний барьер возрастного ценза. Так, в Габоне, Казахстане кандидат на пост президента страны должен быть не старше 65 лет. Возрастной ценз устанавливается также для кандидатов на должности судей и министров. ВОПРОС (ВОПРОСЫ) РЕФЕРЕНДУМА – вопрос (вопросы), проект закона, иного нормативного правового акта, по которым предлагается провести или проводится референдум. ВОТУМ – мнение или постановление, выраженное или принятое большинством голосов избирательного корпуса или представительного учреждения ВОТУМ ДОВЕРИЯ – в парламентской практике выраженное (как правило, нижней палатой парламента) одобрение политической линии, определенной акции или законопроекта правительства либо отдельного министра. Инициатива постановки вопроса о вотуме доверия может исходить от самого правительства, от парламентских фракций или групп депутатов. ВОТУМ НЕДОВЕРИЯ – в парламентской практике выраженное (как правило, нижней палатой парламента) неодобрение политической линии, определенной акции или законопроекта правительства либо отдельного министра. Инициатива постановки вопроса о вотуме недоверия может исходить от правительства, от парламентских фракций или групп депутатов. Выражение вотума недоверия правительству на практике приводит либо к уходу его в отставку и формированию нового (правительственному кризису), либо к роспуску парламента (нижней палаты) и проведению досрочных выборов. ВОТУМ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ – существующая в некоторых странах юридическая обязанность всех дееспособных граждан принимать участие в голосовании на выборах государственных органов власти под угрозой наложения штрафа. ВСЕОБЩЕЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО – в большинстве современных государств конституционный принцип избирательной системы, означающий предоставление активного избирательного права всем совершеннолетним гражданам страны (исключая недееспособных лиц и лиц, находящихся в местах лишения свободы), а также пассивного избирательного права всем гражданам, удовлетворяющим дополнительным, устанавливаемым конституцией или законами избирательным цензам. Избирательное право является всеобщим, если оно не ограничено на основании имущественного ценза, социальных различий, расы, национальности или религии. ВЫБОРЩИК – лицо, обладающее активным избирательным правом и имеющее право голосовать во второй ступени при непрямых выборах (многостепенных) выборах. Выборщик либо избирается только для исполнения им этой функции (при избрании президента США), либо является таковым по занимаемой должности (члены муниципалитетов во Франции при избрании Сената). ВЫБОРЫ – форма народовластия, посредством которой формируются институты государственности и местного самоуправления. ВЫБОРЫ БЕССПОРНЫЕ – существующий в ряде зарубежных стран порядок проведения выборов, если зарегистрирован только один кандидат; в этом случае он считается избранным автоматически. ВЫДВИЖЕНИЕ КАНДИДАТОВ – одна из основных стадий избирательного процесса. Осуществляется тремя основными способами: а) выдвижение избирателями, самовыдвижение или самовыдвижение с поддержкой избирателей (путем сбора подписей) – во Франции, Дании, Бельгии; б) выдвижение политическими партиями – в ФРГ, Австрии, Финляндии, Японии, Швейцарии; в) выдвижение путем особой процедуры – праймериз («первичные выборы») – проводится в том же порядке, что и сами выборы, – в США и некоторых других странах. В РФ списки кандидатов в состав Государственной Думы, избираемых по общефедеральному избирательному округу, могут выдвигаться избирательными объединениями, а кандидаты по одномандатным округам – избирательными объединениями и группами избирателей. ВЫСОКАЯ ПАЛАТА ПРАВОСУДИЯ – во Франции (до 1993 г.) и в большинстве бывших французских колоний особый парламентский судебный орган, не связанный ни с общей судебной системой, ни с административной юстицией и создаваемый для рассмотрения дел по обвинению президента республики в государственной измене и членов правительства – по обвинению в заговоре против безопасности государства и совершении иных деяний, предусмотренных уголовным законом. В 1993 г. во Франции Высокая палата правосудия заменена Судом Республики, обращаться в который имеет право каждый гражданин. ВЫСОКИЙ СУД – название судебных органов в ряде стран англо– саксонской системы права. Так, в Ирландии Высокий суд является центральным судом, рассматривающим уголовные и гражданские дела в первой или второй инстанции. В Австралии – верховный суд, рассматривающий вопросы, связанные с толкованием Конституции, споры между штатами, жалобы на действия некоторых федеральных чиновников, жалобы на решения и приказы любых федеральных судов и верховных судов штатов. ГЛАВА ГОСУДАРСТВА – высшее должностное лицо или орган, верховный представитель государства внутри страны и во внешних сношениях, символ единства нации, государства. Глава государства в различных странах либо не входит ни в какую ветвь государственной власти (ФРГ), либо входит и в законодательную, и в исполнительную власть (Индия), либо только в исполнительную (США). Юридические формы главы государства в разных государствах не одинаковы: а) единоличный монарх, власть которого передается по наследству от одного представителя царствующего дома к другому в установленном законом порядке (Бельгия, Великобритания, Швеция, Дания, Марокко, Испания, Япония и др.); б) единоличный монарх, назначенный своей семьей – правящей династией (Саудовская Аравия); в) единоличный монарх федеративного государства, выбранный на определенный период монархами субъектами федерации из своей среды (Малайзия, Объединенные Арабские Эмираты); г) единоличный президент, избираемый либо непосредственно населением (РФ, Мексика, Панама, Колумбия), либо в порядке косвенных (США, Аргентина) или многостепенных (Италия, ФРГ, Индия) выборов; д) коллегиальный орган, выбранный парламентом на установленный срок, при этом отдельные полномочия главы государства, которые не могут осуществляться коллегиально, реализует председатель этого органа (Куба); е) глава правительства, осуществляющий также функции главы государства (земли Германии); ж) представитель британского монарха в государствах, имеющих статус доминиона (Австралия, Новая Зеландия); з) единоличный или коллегиальный глава государства, узурпировавший власть в государстве бессрочно или на срок. В большинстве государств существует индивидуальный глава государства, в так называемых президентских республиках (США, Мексика, Аргентина, некоторые страны Африки) он одновременно является главой правительства. ГЛАВА ГОСУДАРСТВА – это официальное лицо, занимающее формально высшее место в иерархии государственных органов и осуществляющее высшее представительство государства во внутренних и внешних делах. ГЛАВА ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ – высший руководитель органов государственного управления на общенациональном или региональном уровне либо органов местного управления. На общенациональном уровне главой исполнительной власти во всех видах монархии формально является монарх (в парламентарных монархиях фактически – глава правительства), в президентских республиках – президент, в парламентарных – формально президент, а фактически глава правительства, в полупрезидентских республиках – президент (иногда формально – глава правительства). ГЛАВА ПРАВИТЕЛЬСТВА – руководитель высшего коллегиального органа исполнительной власти в государстве или его самоуправляющейся части. В странах мира глава правительства может именоваться по– разному: премьер– министр, председатель совета министров, министр– председатель, государственный министр, федеральный канцлер и т.д. Глава правительства назначается на должность главой государства; в парламентарных государствах, а также в республиках смешанного типа главой правительства, как правило, становится либо лидер партии, одержавшей победу на парламентских выборах, либо один из лидеров партий, составляющих правительственную коалицию. В некоторых президентских республиках (напр., в Туркменистане, Узбекистане) главой правительства официально является президент. ГОЛОСОВАНИЕ – в конституционном праве: действия гражданина– избирателя, которым он отдает свой голос предпочтенному им кандидату в депутаты или на выборную должность; действия коллегиального государственного органа или органа местного самоуправления с целью принятия решения; действия членов организации или руководящего органа общественного объединения по принятию их решения. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ – одна из форм осуществления государственной власти, обеспечивающая соблюдение законов и других правовых актов, издаваемых органами государства. Государственный контроль реализуется различными органами: парламентами, счетными палатами, конституционными судами, омбудсманами, избирательными комиссиями, контрольно– инспекционными органами правительств и министерств и др. Соответственно выделяют парламентский контроль, финансовый контроль, конституционный контроль и т.д. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБВИНИТЕЛЬ – прокурор, поддерживающий перед судом обвинение по уголовному делу. Участие государственного обвинителя в судебном разбирательстве – один из элементов публичности судопроизводства. ГРУППОВАЯ КВОТА – разновидность избирательной квоты; вычисляется путем деления количества поданных голосов на количество мандатов с последующим прибавлением единицы. Применяется в Литве, Чехии и некоторых других странах. ГУБЕРНАТОР – высшее административное выборное или назначаемое лицо в территориальных единицах ряда государств. Как правило, губернатор возглавляет исполнительную власть штатов и других субъектов федерации, но может стоять и во главе городского управления. ДВУХПАЛАТНАЯ СИСТЕМА (БИКАМЕРАЛИЗМ) – структура общенациональных парламентов, при которой они состоят из двух палат, как правило, формируемых по– разному и обладающих разной компетенцией. Нижняя палата всегда избирается непосредственно населением. Верхняя формируется различными способами – путем непрямых выборов (Франция, Австрия, ФРГ) или в порядке прямых выборов (США, Италия, Япония). В некоторых странах верхняя палата формируется по наследственному признаку (Великобритания), либо члены ее назначаются главой государства (Канада). Иногда применяется смешанный порядок. К кандидатам в депутаты верхних палат предъявляются, как правило, более строгие требования (более высокий возрастной ценз и др.). В большинстве современных парламентов права верхних палат ограничены по сравнению с правами нижних (напр., во многих странах финансовые законопроекты могут быть внесены только в нижние палаты, а верхние не могут влиять на их принятие). ДЕЛЕГИРОВАНИЕ ВЛАСТИ – способность субъектов власти передавать властные полномочия другим субъектам. Государство может передавать часть свое политической власти в процессе создания различных государственных образований (федераций, конфедераций). Делегирование полномочий, передача полномочий – разновидность правопреемства в отношениях между органами государственной власти. Законодательство зарубежных стран предусматривает различный порядок делегирования полномочий одним органом государственной власти другому. Может быть договорной способ – основанный на соглашении сторон, либо делегирование полномочий на основе принятия актов – делегированное законодательство. Формой делегирования полномочий является подзаконное делегирование, когда законодатель наделяет федеральные органы исполнительной власти полномочиями давать разъяснения, имеющие правотворческую природу. ДЕПУТАТ – лицо, избранное в законодательный или иной представительный орган государства или местного самоуправления, представитель (в этом органе) определенной части населения – избирателей своего округа или всей нации. Работает на профессиональной (в большинстве демократических государств) или непрофессиональной основе, т.е. не порывая с основной деятельностью (обычно в социалистических странах). Статус депутата устанавливается конституцией и специальными законами. ДЕПУТАТСКАЯ (ПАРЛАМЕНТСКАЯ) ЭТИКА – совокупность моральных и нравственных норм внутрипарламентского общения депутатов. Необходимость соблюдать депутатскую этику является не только моральной, но и юридической обязанностью каждого депутата и обеспечивается средствами общественного и дисциплинарного воздействия. Для применения таких средств в парламентах обычно создаются специальные комиссии по депутатской этике. Конкретная ответственность за нарушение депутатской этики устанавливается, как правило, в регламенте парламента или его палаты. ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС – обращение депутата представительного органа к органу государственного управления или должностному лицу с требованием предоставить информацию и разъяснения по вопросам, относящимся к компетенции данного представительного учреждения. Одна из форм контроля. Орган или должностное лицо, к которому обращен запрос, должны дать на него ответ в устной (на заседании соответствующей палаты парламента) или письменной форме в течение определенного времени или в иной установленный палатой срок. ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ – в федеративном государстве расширение прав субъектов федерации на основе передачи центром части функций и полномочий федеральных органов государства. ДЖУНТА – в итальянской системе местного самоуправления коллегиальный административный (исполнительный) орган, избираемый советами коммун, провинций и областей из числа советников. О своей деятельности джунта должна сообщать на каждом заседании совета. Председатель областной и провинциальной джунты председательствует в совете, обнародует его акты, руководит повседневной работой. ДИСКОНТИНУИТЕТ – правило, согласно которому все законопроекты, внесенные в парламент во время данной сессии, должны быть утверждены до ее окончания; перенос обсуждения и голосования законопроекта на следующую сессию не допускается. Применяется в тех странах, где каждая сессия парламента рассматривается как организационно завершенная часть его деятельности (например, Великобритания, США). В других странах (например, Франция) дисконтинуитета нет, поскольку считается, что парламент работает непрерывно. ЕВРОПЕЙСКАЯ МУНИЦИПАЛЬНАЯ СИСТЕМА – допускает использование в местных единицах как местного самоуправления, так и местного управления, которые могут сочетаться по– разному. При этом на органы местного управления возлагаются функции контроля за местным самоуправлением. ЕСТЕСТВЕННАЯ КВОТА – одна из разновидностей избирательного метра (квоты); вычисляется путем деления общего числа поданных по округу голосов на число избираемых депутатов. ЗАГРАДИТЕЛЬНЫЙ ПУНКТ – существующее в ряде стран правило избирательного закона, согласно которому партии, собравшие на выборах по пропорциональной системе менее определенного процента от числа поданных голосов (например, 1% от числа всех собранных голосов в Израиле, 4% – в Швеции, 5% – в ФРГ, 10% – в Турции), отстраняются от участия в распределении депутатских мест, а голоса, поданные за эти партии, не учитываются при вычислении избирательной квоты (т.е. фактически приравниваются к недействительным). «Заградительный пункт» имеет целью предотвратить чрезмерное раздробление депутатского корпуса в парламенте на мелкие партийные фракции. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА – предусмотренное законом право определенных органов и лиц вносить в законодательные органы законопроект либо входить с предложениями о необходимости принятия, изменения, отмены действующих законов; первая стадия законодательного процесса. Влечет за собой обязанность соответствующего законодательного органа рассмотреть данный законопроект на своем заседании круг субъектов законодательной инициативы: члены парламента, глава государства, избиратели (т.е. определенная категория граждан), высшие судебные органы, органы, представляющие, территориальные интересы. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ (в демократических государствах) – государственные представительные учреждения, на которые конституцией в качестве основной функции возложено осуществление законодательной власти. Кроме того, законодательным органам обычно принадлежит право утверждения государственного бюджета и контроля за деятельностью органов исполнительной власти (правительства, президента и т.д.), а также некоторые иные полномочия: избрание (утверждение, смещение) определенного круга высших должностных лиц (судей, аудиторов счетных палат, омбудсманов и т.п.), ратификация международных договоров, объявление амнистии и др. В федерациях и некоторых децентрализованных унитарных государствах различаются общенациональные и региональные законодательные органы. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ЧЕЛНОК – метод преодоления разногласий между палатами парламента, в соответствии с которым спорный законопроект пересылается из одной палаты в другую до тех пор, пока одна из них не согласится с предложениями другой либо законопроект не будет отвергнут окончательно. Применяется в парламентах Аргентины, Венесуэлы, Франции и ряда других стран. Примирение достигается самими палатами на пленарных заседаниях, что отвлекает палаты от их повседневных дел и затягивает законодательный процесс. ЗАКОНОТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС (ЗАКОНОТВОРЧЕСТВО) – представляет особый вид деятельности, носящий сугубо интеллектуальный характер, сложный по своему содержанию, осуществляемый в присущих ему формах с использованием специального юридического «инструментария» (методов), регламентированный несколькими видами правил, определяющих порядок подготовки, обсуждения и принятия законопроекта. ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КАМПАНИЯ – система агитационных мероприятий, проводимых политическими партиями и независимыми кандидатами с целью обеспечить себе максимальную поддержку избирателей на предстоящих выборах. В избирательной компании также участвуют различного рода группы поддержки, общественные организации, средства массовой информации и т.д. Основными формами (способами) агитации в ходе избирательной компании являются проведение предвыборных собраний и митингов, печатание статей и памфлетов, расклейка предвыборных афиш и плакатов, выступления по радио и телевидению. Современные избирательные законы весьма подробно регламентируют проведение избирательной компании (сроки, порядок проведения и формы агитации, источники финансирования и т.д.). ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КВОТА – наименьшее число голосов, необходимое для избрания одного депутата. Избирательная квота может определяться как для каждого избирательного округа, так и для страны в целом. ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА – 1) порядок формирования выборных (прежде всего представительных) органов государства. Избирательная система – важнейший элемент политической системы государства; она регулируется правовыми нормами, которые в совокупности образуют избирательное право. Избирательная система охватывает: а) принципы и условия участия в формировании избираемых органов; б) организацию и порядок выборов и в некоторых странах отзыва выборных лиц. Основными принципами избирательной системы являются: всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании, свобода предвыборной агитации, равенство прав кандидатов при проведении избирательной кампании; 2) система распределения мест в выборных органах после установления результатов голосования. ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ – временное объединение граждан политического характера, основной задачей которого является обеспечение победы максимального числа своих кандидатов. ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО – 1) (в объективном смысле) система правовых норм, регулирующих порядок формирования выборных органов, т.е. избирательную систему; является одним из институтов конституционного права; 2) (в субъективном смысле) право гражданина избирать и избираться (различаются соответственно активное избирательное право и пассивное избирательное право); одно из основных конституционных прав граждан, относится к группе политических прав. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ БЛОКИ – соглашение нескольких политических партий о совместном выдвижении кандидата или списка кандидатов на выборах главы государства, центральных и местных представительных учреждений. Процедура блокирования регулируется законодательством соответствующих стран и зависит прежде всего от особенностей избирательной системы. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ – специальные коллегиальные органы, образуемые для проведения выборов в органы, избираемые непосредственно гражданами. Система, порядок образования и полномочия избирательных комиссий определяются, как правило, законами о выборах. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КУРИИ – особые разряды, на которые делятся избиратели по национальному, профессиональному и другим признакам, а также сами избиратели, составляющие эти разряды. Каждая избирательная курия заранее избирает определенное число депутатов независимо от своей численности. В настоящее время деление на избирательные курии встречается достаточно редко, поскольку противоречит принципу равного представительства. Деление на национальные избирательные курии можно встретить на Фиджи, а на профессиональные – в Индонезии («функциональные группы»). ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ – организации временного или постоянного характера, наделенные в соответствии с избирательным законом правом выдвигать кандидатов на выборах и иным образом участвовать в избирательном процессе. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ОКРУГА – территориальные единицы, от которых избираются члены выборных представительных органов. В зависимости от того, сколько депутатов избирается в каждом избирательном округе, различаются одномандатные (униноминальные) и многомандатные (полиноминальные) избирательные округа. Могут быть общегосударственными (при пропорциональной избирательной системе, при выборах главы государства) и региональными (всегда при мажоритарной и иногда при пропорциональной избирательной системе). ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ – в конституционном праве органы, обеспечивающие практическую подготовку и проведение выборов. В различных государствах избирательными органами могут быть как специальные избирательные комиссии, так и уже существующие государственные органы – муниципалитеты, суды, органы внутренних дел. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ЦЕНЗЫ (квалификации) – предусмотренные законодательством ограничительные условия допущения лица к пользованию какими– либо политическими правами, главным образом избирательными, правами. Избирательные цензы как условия предоставления гражданину избирательных прав устанавливаются конституцией или избирательным законодательством. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ – избирательный документ для тайного голосования утвержденной формы. Различаются официальный (напечатанный государством) и неофициальный избирательный бюллетень (во Франции печатаются баллотирующимися кандидатами, партиями, в Норвегии избиратель может использовать простой листок белой бумаги). ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ВОТУМ – результаты избирательной кампании по выборам парламента, президента, муниципалитетов и т.д. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ЗАЛОГ – денежная сумма, которую кандидат в депутаты обязан внести государству при своей регистрации и которая ему не возвращается, если в итоге выборов он соберет менее определенной доли поданных по округу голосов. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ЗАЛОГ – по законодательству ряда зарубежных стран денежная сумма, которую обязан внести при регистрации кандидат в депутаты, данная сумма не возвращается кандидату, если он наберет менее определенной доли поданных по округу голосов. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ КОДЕКС – в ряде государств (Франция, Алжир и другие бывшие колонии Франции) специальный законодательный акт, содержащий в систематизированном виде все основные нормы избирательного права. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ОКРУГ – территориальная единица, в рамках которой выдвигаются и избираются депутаты. Выделяют: одномандатный избирательный округ, от которого избирается один депутат; многомандатный избирательный округ, от которого избираются несколько депутатов. Иногда (например, при выборах по партийным спискам, при выборах главы государства и в ряде случаев на региональных выборах) могут создаваться общегосударственные (общефедеральные) избирательные округа. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС – один из основных элементов избирательной системы. Включает: а) назначение выборов (как правило, это прерогативы главы государства или законодательного органа); б) регистрацию избирателей в установленном законом порядке; в) организацию избирательных округов, районов и т.д., которые формируются в соответствии с принципами представительства (территориальным, национальным, производственным и т.д.), образуются также избирательные участки и пункты для голосования; г) выдвижение кандидатов (осуществляется, как правило, политическими партиями, избирательными блоками, иногда собраниями избирателей, трудовыми коллективами и др.); д) проведение голосования (в один или два тура); е) подсчет поданных голосов и распределение депутатских мандатов, осуществляемые местными и центральными избирательными органами. ИМПЕРАТИВНЫЙ МАНДАТ – форма взаимоотношений депутата и избирателей; согласно И.М. депутат представительного органа власти связан наказами избирателей и во всей своей деятельности ответствен перед ними; при этом законодательно закреплена возможность досрочного отзыва депутатов, не оправдавших доверие избирателей. Императивный мандат существует в социалистических и ряде других государств. В государствах либеральной демократии императивный мандат, как правило, не применяется ввиду его противоречия принципу национального представительства. Одно из исключений представляет императивный мандат в одной из палат парламента ФРГ – бундесрате, формируемом не избирателями, а правительствами земель федерации: депутаты обязаны проводить в жизнь инструкции своих правительств. ИМПИЧМЕНТ – особый порядок реализации ответственности высших должностных лиц в ряде зарубежных стран. В некоторых государствах с республиканской формой правления импичмент прежде всего предусматривается для главы государства – президента – на случай совершения им государственной измены или покушения на конституцию (в США в порядке импичмента формально могут быть судимы все гражданские служащие). Процедура импичмента различна. Классической является схема, предусмотренная Конституцией США 1787 г., – нижняя палата парламента формулирует и выдвигает обвинение, а верхняя палата рассматривает его и принимает решение в качестве суда. По другой схеме право выдвигать обвинение принадлежит парламенту, а окончательное решение принимает один из высших судов (Конституционный суд – в Германии, Италии, Болгарии, Верховный суд – в Португалии, Финляндии, Румынии, Высокая палата правосудия – во Франции). Наказание не может идти дальше отрешения от должности, однако, как правило, оговаривается, что должностное лицо, отстраненное от должности в порядке импичмента, в дальнейшем может быть судимо обычным судом и подвергнуто уголовному наказанию. ИНДЕМНИТЕТ ПАРЛАМЕНТСКИЙ – 1) привилегия депутатов парламента, заключающаяся в их неответственности. Означает запрет преследования депутата за любые действия, совершенные им при исполнении депутатских обязанностей (речь в парламенте, голосование, участие в комиссиях и т.д.). Никто, в том числе и сам парламент, не может привлечь депутата к ответственности за эти действия даже после того, как он перестал быть членом парламента; 2) вознаграждение (депутатов) за парламентскую деятельность, включая покрытие расходов на резиденцию, переписку, поездки и т.д. ИНТЕРПЕЛЛЯЦИЯ – в ряде зарубежных государств (главным образом с парламентской формой правления) обращенное к правительству или отдельному министру требование группы депутатов дать объяснение по поводу проводимой им внутренней или внешней политики или по какому– либо конкретному вопросу. Интерпелляция отличается как от устных, так и от обычных письменных запросов прежде всего процедурой внесения и правовыми последствиями. Ответ правительства (министра) на интерпелляцию не только сопровождается дополнительными вопросами, но может повлечь и общие дебаты о доверии ему. ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ – обусловленный характером разделения властей вид государственной власти, обеспечивающий организацию исполнения законов в масштабах всего государства. Осуществляет функции управления (глава государства, правительство), основываясь на действующих законах и иных нормативных актах. Исполнительная власть принимает собственные постановления и решения во исполнение актов законодательной власти. КАБИНЕТ (КАБИНЕТ МИНИСТРОВ) – правительство в целом либо его часть или совокупность министров. В ряде стран (напр., в Великобритании) понятия «правительство» и «кабинет» не совпадают: термин «правительство» означает совокупность всех глав центральных исполнительных ведомств (министерств, департаментов) и некоторых высших чиновников, в то время как кабинет представляет собой более узкую коллегию, состоящую из руководителей важнейших министерств. Кабинет возглавляется главой правительства (в Великобритании, ФРГ, Италии и других парламентарных государствах) или главой государства (в США и других президентских республиках). В некоторых странах правительство называется кабинетом, когда оно действует без участия президента, и советом министров, когда на его заседаниях председательствует президент. КАРМАННОЕ ВЕТО – в конституционной практике США особый прием, к которому может прибегнуть президент, чтобы не допустить вступления в силу неугодного ему законопроекта. Согласно Конституции США президент должен одобрить или отвергнуть представленный конгрессом законопроект в течение 10 рабочих дней. Если законопроект поступил президенту менее чем за 10 дней до окончания данной сессии конгресса, президент может продержать у себя законопроект до закрытия сессии (не вынося никакого решения), после чего он согласно правилу дисконтинуитета будет считаться отклоненным. КАССАЦИЯ – обжалование или опротестование в вышестоящий суд приговора (решения), не вступившего в законную силу. Кассационная инстанция не связана пределами жалобы или протеста и обязана проверить дело в полном объеме. В праве ряда государств кассация – обжалование приговора (решения) суда первой и апелляционной инстанций лишь по формальным основаниям, указанным в жалобе (нарушение процессуальных норм, неправильное применение закона); по существу дело не пересматривается. КАССАЦИЯ ВЫБОРОВ – признание состоявшихся выборов недействительными в силу нарушений в ходе избирательной кампании порядка голосования и определения его результатов. КВАЛИФИЦИРОВАННОЕ БОЛЬШИНСТВО – численность депутатов не менее двух третей от общего числа всех депутатов, требуемого для принятия того или иного закона. КВОРУМ – наименьшее количество членов собрания, при котором оно считается законным и может принимать решения. Определяется или какой– либо цифрой, или процентным отношением к общему числу членов. В некоторых случаях обычный кворум повышается при решении особо важных вопросов. КОАЛИЦИОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО – правительство, создаваемое в парламентских государствах из числа победивших на выборах партий, имеющих наибольшее представительство в парламенте. Наиболее часто К.п. создавались в Италии, Венгрии, Бельгии, Нидерландах, Румынии. КОМИССАР – 1) руководитель с общественно– политическими или административными полномочиями. Народный комиссар – член правительства, стоявший во главе Народного комиссариата; 2) в некоторых странах должностное лицо с административными или полицейскими функциями. КОМИССАР РЕСПУБЛИКИ – во Франции представитель правительства Республики, осуществляющий надзор за деятельностью местных органов власти в регионах и департаментах. Имеет право обжаловать решения соответствующих местных органов власти в местные административные трибуналы или местную счетную палату. КОМИССИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА – способ организации местного самоуправления в США и ряде других стран англосаксонской правовой системы. Заключается в том, что муниципальный совет для управления городом нанимает специалиста– менеджера, который часто имеет также титул мэра. Такой мэр полностью зависит от муниципального совета, являясь его чиновником, выполняя его поручения. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВОСУДИЕ (конституционная юстиция) – деятельность судебных органов, состоящая в рассмотрении дел, предметом которых являются конституционно– правовые вопросы, связанные с обеспечением соблюдения конституции государственными органами, прежде всего парламентом, и в принятии по ним решений, влекущих правовые последствия. Конституционное правосудие – одна из основных форм конституционного контроля; осуществляется конституционными судами, верховными или любыми общими судами, а также квазисудебными органами (например, конституционными советами). КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ СТАТУСА СУДЕЙ – включают положения о: независимости судей (ст. 114 Конституции Литвы 1992г. гласит: «Вмешательство институтов государственной власти и управления, членов Сейма и других должностных лиц, политических партий, политических и общественных организаций или граждан в деятельность судьи или суда запрещается и влечет предусмотренную законом ответственность.»); несменяемости судей – судьи занимают свою должность либо пожизненно, либо до достижения пенсионного возраста, либо до тех пор, пока его поведение безупречно; гарантий беспристрастности судей, например, запрет состоять в политических партиях (ст.145а Конституции Словакии 1992 г.: «Если лицо, назначенное судьей, является членом политической партии либо политического движения, оно обязано отказаться от членства в них еще до принесения присяги»); несовместимости занятия должности судьи с другой деятельностью (либо запрет на выполнение другой деятельности за вознаграждение, либо совмещение запретов); личной неприкосновенности судей, включая особый порядок привлечения судей к уголовной, административной и гражданско– правовой ответственности (ст. 132 Конституции Словении 1991г.); должного материального обеспечения судей. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДОВ – это закрепленные в конституциях руководящие идеи, которым должны быть подчинены и правовое регулирование, и практика деятельности судов. Такие принципы можно условно подразделить на две группы: принципы организации и принципы деятельности судов. Основные принципы организации судов: независимость судей и их подчинение только закону; осуществление правосудия только теми судами, которые учреждены законом при запрещении чрезвычайных судов; участие народа в отправлении правосудия; возможность обжалования судебных постановлений в вышестоящие инстанции. Принципы деятельности судов: гласность судебного разбирательства; связанность судей только законом; состязательность и равноправие сторон; устный и очный характер судопроизводства. КОНСТИТУЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ (КОНСТИТУЦИОННЫЙ НАДЗОР) – одна из форм правосудия в зарубежных странах, заключающаяся в проверке соответствия законов и иных нормативных актов конституции данной страны. Конституционный контроль может осуществляться: а) всеми судами общей юрисдикции (например, США, Аргентина, Дания, Япония); б) верховным судом, являющимся высшей судебной инстанцией (например, Австралия, Индия, Канада, Швейцария); в) специальными конституционными судами, для которых конституционный контроль – главная функция (РФ, Австрия, ФРГ, Италия); г) особым органом несудебного характера (например, Конституционный совет во Франции). Объектами конституционного контроля могут быть обычные законы, поправки к конституции, международные договоры, регламенты палат, нормативные акты исполнительных органов власти (в тех странах, где нет системы административной юстиции). По содержанию конституционный контроль может быть формальным (проверяется соблюдение процедурных правил, установленных для принятия законов и других нормативных актов), материальным (проверяется содержание законов и других нормативных актов с точки зрения соответствия их смыслу конституции), абстрактным (осуществляется по инициативе какого– либо из уполномоченных субъектов без конкретного повода), конкретным (осуществляется только в связи с каким– либо судебным делом), предварительным (до вступления проверяемого акта в силу) и последующим (по вступлении акта в силу). КОНСТИТУЦИОННЫЙ СОВЕТ – особый квазисудебный орган конституционного контроля, существующий во Франции и ряде ее бывших колоний. Рассматривает вопрос о конституционности того или иного закона, административного акта или иного мероприятия посредством обсуждения доклада, представленного одним из членов Совета по данному вопросу («система досье»). Конституционный совет, подобно конституционному суду, формируется на смешанных началах: часть членов назначается президентом республики, часть – председателями палат парламента или иными органами. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД – в ряде стран особый орган, единственной или главной функцией которого является осуществление конституционного контроля. В отличие от верховных судов он не входит в систему судов общей юрисдикции. В одних странах (РФ) он считается судом особой категории и входит соответственно в судебную систему, в других (ФРГ, Италия, Румыния, Болгария, Монголия) – особым органом контроля, не относящимся к судебной власти. Члены конституционного суда либо избираются парламентом (ФРГ, Хорватия), либо назначаются главой государства (Кипр); иногда члены конституционного суда назначаются парламентами и другими органами власти и юстиции (например, в Италии конституционный суд в равных долях назначается президентом, парламентом и магистратурой). Наряду с осуществлением конституционного контроля конституционный суд имеет право толковать конституцию, решать вопрос, соответствует ли конституции деятельность политических партий, рассматривать споры о компетенции и т.д. КОНСТРУКТИВНЫЙ ВОТУМ НЕДОВЕРИЯ – особая форма вотума недоверия главе правительства, выражающаяся в избрании ему преемника большинством голосов от числа членов парламента или той его палаты, перед которой ответственно правительство. Предусмотрен конституциями ФРГ, Словении, Папуа– Новой Гвинеи и некоторых других стран. Позволяет избегать частых правительственных кризисов. КОНТИНУИТЕТ – правило парламентской процедуры, согласно которому, если законопроект не утвержден до конца той сессии парламента, на которой он был внесен, его рассмотрение должно быть возобновлено (с соответствующей стадии) на следующей сессии, т.е. окончание сессии лишь приостанавливает, а не прерывает законодательный процесс. Противоположен дисконтинуитету. КОНТРАСИГНАТУРА – скрепление акта главы государства (президента или монарха) подписью министра, означающее, что юридическую и политическую ответственность за данный акт несет скрепивший его министр. Контрасигнатура формально объясняется тем, что глава государства юридически не ответствен за свои действия (за исключением случаев государственной измены и иных преступлений, если речь идет о президенте). Встречающаяся значительно реже контрасигнатура актов главы правительства соответствующими министрами объясняется стремлением усилить солидарность кабинета. КОРПОРАТИВНАЯ АВТОНОМИЯ – один из двух видов экстратерриториальной (культурно– национальной) автономии; относительно новый способ разрешения национального вопроса и защиты интересов коренных малочисленных народов. В порядке корпоративной автономии этнические меньшинства вправе создавать свои органы, представляющие их интересы на общегосударственном уровне. Так, в Финляндии существует Шведская народная ассамблея (75 членов). Саамский парламент (25 членов). Саамские парламенты существуют также в Швеции и Норвегии. Есть советы различных национальных меньшинств и при правительстве Австрии. КОСВЕННЫЕ ВЫБОРЫ – вид выборов, когда избиратели выбирают только органы 1– й ступени, а вышестоящие депутаты всех уровней избираются нижестоящими выборными органами. КОСВЕННЫЙ (эвентуальный) ВОТУМ – порядок определения результатов голосования при пропорциональной системе выборов, состоящий в том, что голоса, поданные за определенного кандидата и превышающие избирательную квоту, причисляются другому кандидату из того же партийного списка. КУМУЛЯТИВНЫЙ ВОТУМ – порядок голосования в многомандатных избирательных округах, при котором избиратель имеет право объединять часть или все имеющиеся у него голоса и отдать их за одного из кандидатов. ЛЕГИСЛАТУРА – 1) срок полномочий, а также период деятельности избранного представительного органа; 2) название законодательных органов в отдельных государствах, а также в ряде штатов США. ЛОББИЗМ – давление на парламентария путем личного или письменного обращения либо другим способом (организации массовых петиций, потока писем, публикаций) со стороны каких– либо групп или частных лиц, цель которого – добиться принятия или отклонения законопроекта. Возник в США (где был принят в 1946 г. специальный закон о лоббизме.); ныне существует во всех демократических странах. Нередко лоббисты имеют свои конторы при законодательных органах. МАГИСТРАТ – городское управление в некоторых странах (Норвегии, Швеции, Дании и др.). Может быть составлен из чиновников, назначенных правительством, или выборных лиц. МАЖОРИТАРНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА – система подсчета голосов, согласно которой избранным по избирательному округу считается кандидат, получивший установленное большинство голосов. МАЖОРИТАРНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА АБСОЛЮТНОГО БОЛЬШИНСТВА – система, при которой избранным считается кандидат, за которого отдано абсолютное большинство голосов (50% + 1). МАЖОРИТАРНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ОТНОСИТЕЛЬНОГО БОЛЬШИНСТВА – система, при которой избранным считается кандидат, за которого отдано голосов больше, чем набрал каждый из конкурирующих с ним кандидатов. МАЖОРИТАРНАЯ СИСТЕМА КВАЛИФИЦИРОВАННОГО БОЛЬШИНСТВА – способ определения результатов голосования, при котором для получения мандата требуется набрать превышающее заранее установленное число голосов (например, 3/5, 2/3, 60% и т.д.). МАНДАТ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬСКИЙ, ДЕПУТАТСКИЙ) – юридическое отношение представительства, а также документ, удостоверяющий законность этого представительства. Депутатский мандат – документ, удостоверяющий законность и объем полномочий депутата, а также публичная функция, которая возлагается на депутата парламента или иного представительного органа власти выборами и содержание которой (характер мандата) определяется конституцией и иными конституционно– правовыми актами. Мандат определяет также характер взаимоотношений депутата с его избирателями. В современных демократических государствах принят общенациональный мандат, в силу которого депутат считается представителем всей нации, а не какого– либо избирательного округа. В своей деятельности он не может быть связан никаким наказом (императивным мандатом) и не подлежит отзыву до истечения срока его мандата. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ – самостоятельная инициативная деятельность местных сообществ по решению вопросов местного значения. Местное самоуправление осуществляется в политико– административных единицах. Оно предполагает наличие у местной единицы собственной компетенции, охватывающей вопросы местного значения; гарантированной конституцией и законами самостоятельности по отношению к государственной власти в пределах этой компетенции; наличие органов, избираемых населением соответствующей муниципальной единицы. Местное самоуправление осуществляется самим населением непосредственно в форме референдума, иногда – в форме собраний и сходов жителей, а также через избираемые жителями коллегиальные и единоличные органы (советы, собрания, старосты, префекты) и через органы, формируемые выборными органами (комитеты, департаменты и т.п.). МЕСТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ – управление делами главным образом местного значения, осуществляемое органами и должностными лицами, назначенными центральными или иными вышестоящими государственными органами и подотчетными последним (напр., комиссарами Республики во Франции, префектами административных округов в Москве) либо исполнительными органами, избираемыми непосредственно населением (мэрами, исполнительными комитетами, старостами). Если мэр избирается муниципальным советом (а не гражданами) и находится под его непосредственным контролем, он становится частью местного самоуправления, а не местного управления. МЕТОД НАИБОЛЬШЕГО ОСТАТКА – при пропорциональной избирательной системе способ последующего распределения голосов (оставшихся после первого распределения на основе избирательной квоты), в соответствии с которым незанятые места передаются партиям, имеющим наибольшие остатки голосов. Благоприятствует мелким партиям. МЕТОД НАИБОЛЬШЕЙ СРЕДНЕЙ – при пропорциональной избирательной системе способ последующего распределения голосов, при котором незанятые места последовательно передаются тому из списков, который имеет наибольшую среднюю. Средняя каждого списка выводится путем деления числа голосов, полученных списком, на число уже полученных им мест, увеличенное на единицу. Благоприятствует крупным партиям. МИНИСТР – родовое название руководителей наиболее важных органов государственного управления, входящих в структуру правительства, – министерств. Является членом правительства. Министры называются по– разному; например, в США, Мексике и некоторых других государствах все или часть министров именуются государственными секретарями, в Великобритании – канцлерами и т.д. Во многих странах министры делятся на особые категории. Например, в Великобритании существуют министры, возглавляющие отраслевые министерства, министры без портфеля, государственные министры, являющиеся фактически заместителями глав министерств, младшие министры парламентские секретари, обеспечивающие связь министра с парламентом. Фактическая роль министров в парламентарных государствах и президентских республиках различается в связи с тем, что в первом случае посты министров занимают, как правило, профессиональные политики, а во втором – профессиональные администраторы (кадровые чиновники). В полупрезидентских республиках эти два принципа замещения часто сочетаются. МИНИСТР БЕЗ ПОРТФЕЛЯ – должностное лицо – член правительства, не руководящий министерством, но выполняющий отдельные поручения премьер– министра и имеющий право решающего голоса на заседаниях правительства МИРОВОЙ СУД – в ряде государств низшее звено судебной системы. Мировой суд как суд первой инстанции рассматривает в упрощенном порядке мелкие уголовные и гражданские дела, а также дела об административных правонарушениях. МОРАЛЬНЫЙ ЦЕНЗ – в отдельных странах норма избирательного закона, согласно которой для обладания активным и (или) пассивным избирательным правом необходимо «иметь высокие моральные качества», «вести достойный образ жизни». Удовлетворяет ли потенциальный избиратель или кандидат «моральному цензу», решают по своему усмотрению избирательные власти. В настоящее время встречается редко, в основном в развивающихся странах (например, в Заире). МУНИЦИПАЛИТЕТ – в ряде стран совокупность выборных органов местного управления и самоуправления. В некоторых из них (напр., в США, Великобритании) муниципалитетом именуются лишь органы городского управления. В Москве муниципалитет – орган местного самоуправления, включающий муниципальное собрание и главу местной администрации (главу муниципалитета). Избирается населением соответствующих административно– территориальных единиц и рассматривается в конституционном праве как публично– правовые корпорации. Обычно муниципалитет состоит из выборной коллегии во главе с мэром, бургомистром и чиновничьего исполнительного аппарата. Может быть собственником муниципальных предприятий, жилищного фонда и другого имущества; ведает государственными школами, санитарными службами, местной полицией, а в ряде стран – различными учреждениями по медицинскому обслуживанию и социальному обеспечению. Главный источник собственных доходов муниципалитета – местные налоги. Муниципалитетом также именуется самоуправляющаяся община с правами юридического лица (в США и ряде других стран это публично–правовая корпорация). МУНИЦИПАЛЬНАЯ КОРПОРАЦИЯ – в странах англо– саксонской системы права крупные (в США – любые) городские самоуправляющиеся общины с правами юридического лица (например, в Пакистане – города с населением не менее 500 тыс. человек). МУНИЦИПАЛЬНЫЙ СОВЕТ – в некоторых странах (Франция, Мексика, Румыния) название коллегиального выборного органа местного самоуправления. Исполнительным органом муниципального совета является, как правило, мэр. МЭР – высшее должностное лицо в муниципалитетах (глава городского местного самоуправления) в США, Великобритании, Франции и ряде других государств. Как правило, мэр избирается самим муниципалитетом, иногда – непосредственно населением, в некоторых странах он назначается или утверждается в должности центральным правительством. Представляет муниципалитет, председательствует на его заседаниях. Во Франции (и некоторых других государствах) он, являясь также правительственным агентом, возглавляет муниципальную администрацию. Мэр отвечает за подготовку и исполнение местного бюджета, назначает на многие муниципальные должности, направляет работу аппарата. В Великобритании и в части городов США выполняют в основном представительские и председательские функции; здесь важнейшую роль играют клерки муниципальных советов (Великобритания) и муниципальные управляющие (США). НАЗНАЧЕНИЕ ДАТЫ ВЫБОРОВ – это определение даты голосования и начало мероприятий по подготовке выборов. Существует два вида назначения выборов: в случаях, когда нет заранее определенной, фиксированной даты, уполномоченный орган (парламент, президент), произвольно назначает дату выборов за 3– 4 месяца до их проведения (обычно на воскресенье); в случаях, когда дата выборов определена заранее (например, выборы президента США), они считаются назначенными без официальной процедуры их назначения. НАКАЗЫ ИЗБИРАТЕЛЕЙ – поручения, предложения, требования граждан по различным вопросам, имеющим общественное значение, адресованные избранному ими депутату. НАРОДНАЯ ИНИЦИАТИВА – институт в конституционном праве ряда зарубежных стран (Италия, Испания, Австрия, Швейцария); механизм реализации права законодательной инициативы непосредственно населением, для чего требуется собрать в поддержку законопроекта определенное число подписей (50 тыс. в Италии, 100 тыс. в Швейцарии, 200 тыс. в Австрии, 500 тыс. в Испании). НАРОДНАЯ ПРАВОТВОРЧЕСКАЯ ИНИЦИАТИВА – форма непосредственного участия граждан в деле местного самоуправления. Проекты правовых актов по вопросам местного значения, внесенные гражданами в органы местного самоуправления, должны быть рассмотрены на открытом заседании с участием представителей граждан, а результаты – официально опубликованы (обнародованы). НАРОДНОЕ ВЕТО – в отдельных странах институт непосредственной демократии, разновидность отклоняющего референдума. Представляет собой проводимый по инициативе избирателей (для этого требуется собрать определенное число подписей) референдум с целью отмены уже принятого парламентом акта. Институт народного вето предусматривается, в частности, ст. 89 Конституции Швейцарии. НАЦИОНАЛЬНО– ГОСУДАРСТВЕННАЯ АВТОНОМИЯ – разновидность территориальной автономии, один из способов решения национального вопроса. Означает предоставление отдельной части (частям) унитарного государства, населенной преимущественно представителями какого– либо национального меньшинства, собственной системы органов государственной власти, формируемых независимо от центра, собственных конституционных актов, собственной (установленной центром) законодательной компетенции, собственного официального языка, гражданства, а также государственных символов (герба, флага, гимна и т.д.). По объему правомочий субъект национально– государственной автономии не уступает субъекту федерации. Примером национально– государственной автономии может служить статус автономных республик в бывшем СССР, статус автономной Республики Крым в составе Украины, Каракалпакской республики в составе Узбекистана. НАЦИОНАЛЬНО– КУЛЬТУРНАЯ АВТОНОМИЯ – в РФ форма национально– культурного самоопределения, представляющая собой общественное объединение граждан РФ, относящих себя к определенным Этническим общностям, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры (ФЗ от 22 мая 1996 г. «О национально– культурной автономии») Национально– культурные автономии могут быть местными (городскими, районными, поселковыми, сельскими), региональными, федеральными. Они образуют органы внутреннего управления. Порядок формирования, функции и названия таких органов определяются национально– культурными автономиями самостоятельно в соответствии с законодательством РФ об общественных объединениях. НАЦИОНАЛЬНО– ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ АВТОНОМИЯ – разновидность территориальной автономии, один из способов решения национального вопроса. Означает предоставление отдельной части (частям) унитарного государства, населенной преимущественно представителями какого– либо национального меньшинства, определенной самостоятельности в решении вопросов внутренней жизни. Статус субъектов национально– территориальной автономии, как правило, несколько выше, чем статус субъектов административно– территориальной (региональной) автономии, и ниже, чем у субъектов национально– государственной автономии. Национально– территориальная автономия распространяется не только на административную, но и на культурно– языковую сферу. Субъекты национально– территориальной автономии имеют свою систему самостоятельно формируемых государственных органов (исполнительных и законодательных), действующих, однако, под надзором центральных органов власти, могут издавать (по установленному центром кругу вопросов) свои законодательные акты. На территории национально– территориальной автономии наряду с общегосударственным официально используется язык национального меньшинства. Примерами национально– территориальной автономии является статус Страны Басков, Каталонии и Галисии в Испании, Аландских островов в Финляндии, Гренландии и Фарерских островов в Дании. НЕИЗБИРАЕМОСТЬ – установленное в законодательстве ряда зарубежных стран ограничение пассивного избирательного права, для лиц определенной категории государственных служащих. НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ ДЕПУТАТА – привилегия депутатов высших представительных органов государственной власти, субъектов федерации, органов местного самоуправления, заключающаяся в особом порядке их привлечения к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержания, ареста, обыска, или досмотра, допроса. НЕСМЕНЯЕМОСТЬ СУДЕЙ – один из основных конституционных принципов судоустройства (судебной системы) в большинстве демократических стран мира. Заключается в том, что судья, будучи назначен (в редких случаях – избран), занимает свою должность пожизненно или до определенного возраста. НЕСОВМЕСТИМОСТЬ (ДЕПУТАТСКОГО МАНДАТА) – в конституционном праве норма, запрещающая депутату парламента (другого представительного органа) в течение срока осуществления своих полномочий занимать определенные должности или заниматься определенной профессиональной деятельностью, указанной в законе. В отличие от неизбираемости несовместимость не препятствует участию в выборах в качестве кандидата и избранию в представительный орган. Однако в случае избрания лицо обязано в короткий срок или уйти с занимаемой им должности, или отказаться от депутатского мандата. Для президентских (США, РФ) и полупрезидентских (Франция, Болгария) республик характерна несовместимость членства в правительстве с парламентским мандатом, в парламентарных государствах (Великобритания, Италия) такое совмещение допускается. НИЖНЯЯ ПАЛАТА – структурное подразделение парламента в странах с двухпалатным парламентом; в отличие от верхней палаты ее состав обычно избирается населением и поэтому в значительной степени отражает настроения избирателей. Н.п. всегда избирается на определенные, неодинаковые в разных странах сроки. Количество членов Н.п. может четко определяться конституцией или законом либо зависеть, например, от увеличения количества населения. Глава государства, как правило, имеет право досрочного роспуска Н.п. (в некоторых странах – согласия верхней палаты), с обязательством назначить в определенный срок выборы нового состава Н.п. Заседания Н.п. в большинстве государств имеют публичный характер; в случаях, предусмотренных национальным законодательством, Н.п. может проводить закрытые заседания. НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ – нормативные акты глав государств (указы, декреты, приказы и т.п.) и нормативные акты правительств, а иногда и ведомств (ордонансы, декреты, постановления и т.п.). НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ ОРГАНОВ КОНСТИТУЦИОННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) – это их решения по вопросам о конституционности тех или иных документов или действий, о толковании конституции, о компетенции государственных органов (решения Конституционного совета во Франции, Конституционных судов в Италии, Германии, Верховных судов США, Японии и т.д.). НОРМЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА – это общеобязательные правила поведения, установленные или санкционированные государством в целях охраны и регулирования определенных общественных отношений, которые осуществляются через конкретные права и обязанности и обеспечиваются принудительной силой государства. НОТАРИАТ – система нотариальных контор, органов, на которые возложено удостоверение сделок, оформление наследственных прав и совершение других действий, призванных юридически закрепить гражданские права и предупредить возможность их нарушения. Например, ч.2 ст. 137 Конституции Словении упоминает о нотариате как независимой службе, регулируемой законом. ОБЛАСТЬ – 1) в Российской империи административная единица, расположенная на приграничной территории и на землях казачьих войск, соответствует губернии. Обычно входила в генерал– губернаторства; 2) в СССР – основная административно– территориальная единица со Времени административно– территориальной реформы 1923–1929 гг.; 3) один из шести видов субъектов РФ. Образуются на территориальной основе. В настоящее время в состав РФ входят 49 О. В соответствии с п. 3 ст. 5 Конституции РФ О. имеет свой устав и законодательство; 4) название наиболее крупных административно– территориальных единиц в Казахстане, Беларуси, Украине. ОДНОПАЛАТНАЯ СИСТЕМА (МОНОКАМЕРАЛИЗМ) – структура парламентов, исключающая их деление на палаты (см. Двухпалатная система). О.с. характерна для унитарных государств (исключение: федеративные Танзания, ОАЭ). В последние годы наблюдается процесс перехода ряда унитарных государств от однопалатн
|