Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Занятие № 1.






Тема: «Введение в антропологию. Эволюционная антропология». Предмет и задачи антропологии. Определение антропологии как раздела общей биологии. Общественные предпосылки формирования антропологии. Становление антропологии в России. Шкала геологического времени. Методы датирования антропологических находок.

2. Форма организации занятия: практическое занятие.

3. Значение изучения темы. Антропологические познания необходимы специалистам, работающим в областях, имеющих отношение к проблемам человека. Они позволяют углубить знания о биологической сущности человека, понять особенности, выделяющие человека из системы животного мира, - его духовность, психическую деятельность, социальные качества, культурологические аспекты его бытия. Изучение происхождения человека является базовым в антропологии. Эволюционная история человека окончилась формированием вида, качественно отличного от остальных животных, населяющих Землю, однако механизмы и факторы эволюции предков Homo Sapiens, ничем не отличались от таковых в эволюции любого другого вида живых существ. Поэтому основные принципы общей теории эволюции вполне применимы к проблемам антропогенеза. Происхождение и эволюция человека рассматриваются с точки зрения взаимодействия наследственных факторов с окружающей средой.

4. Цели обучения:

- общая (обучающийся должен обладать ОК и ПК);

- способностью и готовностью к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности (ОК-5);

- способностью и готовностью выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности (ПК-2);

- учебная: знать: что является предметом антропологии, ее задачи, разделы антропологии, основные периоды становления антропологии как науки; место человека в зоологической систематике; биологические предпосылки очеловечивания; методы датирования палеоантропологических останков; уметь охарактеризовать понятия «антропология», «морфология человека», «соматология», «мерология», «антропогенез», «расоведение», «этнография», «этнология»; схематически изобразить основные эры, периоды и эпохи геологического времени; применять полученные знания в практической медицине; владеть навыками изложения самостоятельной точки зрения; анализа и логического мышления, публичной речи, ведения дискуссий.

5. План изучения темы:

5.1. Контроль исходного уровня знаний (тестирование).

Выбрать один правильный ответ

 

1. МАРТИНОМ РАЗРАБОТАНЫ НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ

1) соматологии

2) краниометрии

3) антропометрии

4) мерологии

 

2. АНТРОПОЛОГИЯ ВКЛЮЧАЕТ

1) пять основных разделов

2) три основных раздела

3) два основных раздела

4) четыре основных раздела

 

3. ОФИЦИАЛЬНЫМ ГОДОМ РОЖДЕНИЯ АНТРОПОЛОГИИ В РОССИИ СЧИТАЮТ

1) 1812г.

2) 1864г.

3) 1919г.

4) 1842г.

 

4. П.КАМПЕР РАЗРАБОТАЛ МЕТОДИКУ

1) остеометрии

2) краниометрии

3) антропометрии

4) соматометрии

 

5. КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД В АНТРОПОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ ПРЕДЛОЖЕН

1) А.П. Богдановым

2) П. Брока

3) П. Кампером

4) Д.Н.Анучиным

 

6. ПРЯМОЙ МЕТОД ДАТИРОВАНИЯ

1) геохронологический

2) масс-спектрографический

3) гляциологический

4) биостратиграфический

 

7. КОСВЕННЫЙ МЕТОД ДАТИРОВАНИЯ

1) термолюминесцентный

2) гляциологический

3) палеомагнитный

4) радиоуглеродный

 

8. ВИД HOMO SAPIENS ПОЯВИЛСЯ

1) в каменно-угольный период

2) в девонский период

3) в третичный период

4) в четвертичный период

 

9. КАЙНОЗОЙСКАЯ ЭРА ВКЛЮЧАЕТ ПЕРИОД

1) третичный

2) меловой

3) пермский

4) кембрийский

 

10. ЧЕТВЕРТИЧНЫЙ ПЕРИОД КАЙНОЗОЙСКОЙ ЭРЫ ВКЛЮЧАЕТ ЭПОХУ

1) миоцена

2) плейстоцена

3) палеоцена

4) олигоцена

 

11. ПЕРИОД ПОЛУРАСПАДА РАДИОИЗОТОПОВ ЯВЛЯЕТСЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ МЕТОДА

1) калий-аргоновые часы

2) термолюминесцентного

3) геохронологического

4) радиоуглеродного

 

12. ЧЕРЕДОВАНИЕ ОЛЕДЕНЕНИЯ И МЕЖЛЕДНИКОВЬЯ ЯВЛЯЕТСЯ ОСНОВОЙ МЕТОДА

1) калий-аргоновые часы

2) термолюминесцентного

3) геохронологического

4) гляциологического

 

13. СПОСОБНОСТЬ К СВЕЧЕНИЮ МИНЕРАЛОВ ЯВЛЯЕТСЯ ОСНОВОЙ МЕТОДА

1) калий-аргоновые часы

2) термолюминесцентного

3) геохронологического

4) гляциологического

 

14. МЛЕКОПИТАЮЩИЕ ПОЯВИЛИСЬ НА ЗЕМЛЕ

1) в третичный период

2) в четвертичный период

3) в кембрийский период

4) в каменноугольный период

 

15.СОВРЕМЕННЫЕ КЛИМАТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СЛОЖИЛИСЬ

1) 11000 лет назад

2) 75000 лет назад

3) 125000 лет назад

4) 0, 5млн. лет назад

 

Основные понятия и положения темы.

Антропология – наука о происхождении и эволюции человека, наследственности и изменчивости, структуре и численности человеческих популяций во времени и пространстве, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека.

Термин «антропология» в переводе с греческого означает «наука о человеке».

Современная антропология интегрирует различные знания, изучает человека:

- как представителя биологического вида;

- как представителя определенной социальной среды.

Наиболее тесно с антропологией связаны такие разделы биологических знаний, как генетика, сравнительная морфология, общая биология, экология; из гуманитарных наук – археология, этнология, психология, демография. Используя данные ряда естественных и социальных наук, антропология выступает как интегративная наука.

Задачи антропологии: выявить взаимодействие биологических закономерностей развития и социальных закономерностей в истории человека; оценить степень влияния природных и социальных факторов; изучить полиморфизм человеческих типов, обусловленный полом, возрастом, телосложением, экологическими условиями обитания; выявить закономерности взаимодействия человека с его социальным и природным окружением в условиях конкретной культурной системы.

В настоящее время сложились следующие направления антропологии:

- антропология философская – учение о сущности человека, цели и смысле человеческой жизни, положении человека во Вселенной;

- антропология религиозная – рассматривает человека с позиций теологического мировоззрения;

- культурная антропология – наука, изучающая культуру отдельных народов и человечества в целом;

- этнография – изучает этносы, их культуру, происхождение народов, историю расселения по земному шару;

- этнология – осуществляет сравнительный анализ и обобщение этнографических данных;

- социальная антропология – изучает социальные институты различных народов, описывает все общества – и древние, и современные, сопоставляя их, друг с другом;

- психологическая антропология – изучает процессы становления психики человека, разрабатывает подходы к изучению психосоматического единства человека и этнических особенностей психики;

- антропология биологическая (физическая) – исследует разнообразные типы человека современного вида, исторические и географические аспекты изменчивости биологических свойств человека.

Биологическая антропология разделилась на: морфологию человека, антропогенез, расоведение и этническую антропологию.

Морфология человека изучает изменчивость строения живого человека (соматология) или отдельных органов (мерология). Соматология исследует строение человеческого тела в целом, закономерности вариаций роста, массы, окружности груди, пропорций. Мерология изучает вариации органов человека, отдельных тканей, а также их взаимную связь. Морфология человека включает раздел о физическом развитии и конституции, характеризует половозрастную и этнотерриториальную изменчивость в популяциях в зависимости от исторических и климатических факторов. В промышленности результаты измерений человеческого тела используют для разработки размерной типологии и стандартизации одежды, обуви, мебели, приведения рабочих мест, приборов в соответствие с наиболее удобным для работы положением тела.

Антропогенез освещает проблемы происхождения и эволюции человека, рассматривает в сравнении морфологию современного человека и его предшественников, изучает историю становления человеческого общества, является центральной проблемой эволюционной антропологии. Антропогенез тесно связан с приматологией (изучение современных и ископаемых обезьян), палеоантропологией (изучение ископаемых форм человека). Расоведение исследует формирование рас, происхождение народов, их расселение и степень родства. Этническая антропология входит в расоведение, использует методы и данные естественных (генетика, биология) и гуманитарных (археология, история, языкознание, демография, социология) наук.

Первое употребление термина «антропология» относится к античной эпохе. Аристотель использовал его для обозначения области знания, изучающей преимущественно духовную сторону человеческой природы.

Со временем термину стали придавать разный смысл. Французские просветители XVIII в. понимали под антропологией всю совокупность знаний о человеке, считали антропологию универсальной наукой, систематизирующей знания о естественной истории человека, материальной и духовной культуре, психологии, языке, физической организации. Немецкие философы XVIII в. включали в это понятие вопросы психического мира человека.

В середине XVIII в К.Линней впервые указал на положение человека в животном мире. В своей системе животного мира («Система природы», 1735г.) он поместил человека в класс млекопитающих, отряд приматов в составе рода и вида Homo sapiens. Ж. Бюффон («Естественная история животных», 1766г.) изучил особенности роста человеческого организма, влияние среды на организм, некоторые аномалии развития человека. П. Кампер разработал краниометрическую методику, ввел понятие индексов, т.е. соотношения размеров.

Становлению антропологии в конце XIX в. способствовали развитие эволюционного учения и генетики. Ч.Дарвин в книге «Происхождение человека и половой отбор» (1871г.) доказал, что человек и обезьяна имеют общего эволюционного предка, вымершего несколько миллионов лет назад. Человек представляет собой последнее, высокоорганизованное звено в цепи эволюции живых существ.

Из зарубежных ученых, имеющих заслуги в развитии антропологии, следует отметить: П. Брока, по инициативе которого, в 1859 г. впервые было основано Антропологическое научное общество в Париже, разработавшего более совершенную краниометрическую методику («Антропологические инструкции», 1864г.); Мартина, определившего научные основы антропометрии и выпустившего руководство по антропологии; Валуа – современного французского антрополога, автора принятой за рубежом системы классификации антропологии. Валуа подразделил антропологию на зоологическую, общую и специальную. Зоологическая - рассматривает сходство и различия между человеком и другими приматами, эволюцию человека. Общая - включает антропобиологию, анатомическую, физиологическую, психологическую и патологическую антропологию. Специальная - изучает человеческие расы и биотипы.

Наибольшее развитие за рубежом антропология получила в Великобритании и США. Британская антропология развивалась на этнографическом материале, почерпнутом в многочисленных колониях. В США антропология формировалась на изучении американских индейцев. В американской антропологии на сегодняшний день выделяют четыре дисциплины: физическую, археологическую, культурную, и лингвистическую антропологию, в Великобритании – только три: физическую антропологию, археологию и социальную антропологию.

Деятельность К.М. Бэра положила начало истории антропологии в России. К.М. Бэр – основоположник современной эмбриологии, первый исследователь древнего населения в России (1822 – 1824г). Он собрал, систематизировал и изучил краниологические коллекции различных племен и народов России. В работе К.М. Бэра «О происхождении и распространении человеческих племен» (1822) развивается идея о происхождении человечества из общего «корня».

Новый этап в развитии русской антропологии связан с деятельностью А.П. Богданова. По его инициативе в 1864 г был создан антропологический отдел при Обществе любителей естествознания Московского университета для координации научных исследований и этот год считается официальным годом «рождения» антропологии в России.

Только в 1880 г. в Московском университете по инициативе Д. Анучина начал работать первый в России курс по физической антропологии, в 1919г. в МГУ была учреждена самостоятельная кафедра антропологии, которая с тех пор является основным учреждением, подготавливающим специалистов в области физической антропологии. В монографии по антропологии и этнографии айнов наряду с антропологическим материалом Д.Анучин использовал и этнографические, и исторические, и даже лингвистические данные. Комплексный подход, начало которому положил Д.Анучин в России, стал основанием научных исследований человека и получил название «анучинская триада» наук, неразрывно связанных между собой: антропология, археология, этнография.

В 1922 г. был организован Институт антропологии, в котором под руководством В. Бунака получили развитие дифференцированные приемы морфологического анализа. В. Бунаком разработаны соматологические критерии оценки конституции для взрослых мужчин, для женщин – И. Галантом и для детей и подростков - А.Д. Островским и В.Г. Штефко.

Антропологический подход, использующийся медициной в России, дает возможность изучать человека во всем многообразии наследственной специфичности и экологических особенностей.

Совокупность методов и приемов измерений морфологических особенностей человеческого тела получила название антропометрия. Антропометрическое обследование человека подразделяется на собственно антропометрию, изучающую измерительные признаки, и антропоскопию (соматоскопия), связанную с оценкой в баллах степени выраженности описательных признаков – вторичных половых, расовых, конституционально – диагностических. Раздел антропометрии, посвященный измерению костей, получил название – остеометрия, черепа – краниометрия, различают соматометрию – измерение живого человека. Метод индексов физического развития, выражающих соотношения отдельных соматометрических признаков, широко используемый способ оценки физического развития.

Специфика антропологии в том, что большая часть проблем классической антропологии решается на комплексной основе междисциплинарных исследований. Кроме изучения биологического статуса человека, новые направления в антропологии потребовали внедрения соответствующих методов исследования. Методы датирования скелетных остатков: радиометрические (калий – аргоновый, урановый, радиоуглеродный); термолюминисцентный, электронный парамагнитный резонанс, методы ядерной и митохондриальной ДНК. Близнецовый метод важен при оценке сравнительной роли наследственных и средовых факторов в процессах роста и развития человека. Популяционно – генетический метод исследования позволяет учитывать экологические и демографические факторы при изучении различных популяций и групп населения.

Антропогенез – центральная проблема эволюционной антропологии - процесс происхождения и формирования человека. Антропогенез – часть биологической эволюции, процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, становления его как вида при формировании общества – социогенеза.

Человек тесно связан своими корнями с животным миром. Наиболее велико сходство человека с приматами. По критериям зоологической систематики вид Homo sapiens относится к царству животных (Animalia), типу хордовых (Chordata), классу млекопитающих (Mammalia), отряду приматов (Primates), семейству гоминид (Hominidae).

Высшее положение в отряде приматов занимает надсемейство гоминоидов (Hominoidea), в которое объединяются человек (семействоHominidae) и человекообразные обезьяны.

Как зоологический вид Homo sapiens не занимает какого-либо обособленного положения в филогенетической системе. Многие черты его биологической организации представляют собой как бы завершение эволюционных тенденций, свойственных отряду приматов в целом. В первую очередь к их числу относят высокое развитие мозга и интеллекта. Социальность человека имеет свои биологические предпосылки у понгид (Pongidae - крупные человекообразные обезьяны): в высоком уровне развития высшей нервной деятельности, сложном ориентировочно – исследовательском поведении, способности к быстрой смене реакций, манипуляторной активности применительно к разнообразным предметам окружающей среды, возрастающей способности к обучению, индивидуализации поведения, усложнении межиндивидуальных и групповых внутрипопуляционных связей. Человек - высшая ступень эволюционного развития на Земле, общественное существо, отличительной чертой которого является сознание, сформировавшееся на основе трудовой деятельности. Качественное отличие человека от животных, прежде всего в социальной сущности человека, обеспечившей ему экологическое превосходство над всеми живыми существами, и способность заселить практически все регионы земного шара. В биологических процессах эволюционного и индивидуального развития человека одновременно происходит и его социализация с возрастанием роли социального фактора, т.е. человек предстает как целостный биосоциальный феномен.

Последовательность геологических процессов, происходящих на Земле – шкала геологического времени. Шкала подразделяется на эры, периоды, эпохи.

Эру возникновения жизни на земле называют архейской, древнейшей – 3, 8 млрд. лет. Жизнь была представлена тонкой бактериальной пленкой на дне водоемов и во влажных местах суши. Простейшие и колониальные водоросли, грибы найдены в отложениях протерозойской эры (первичной жизни). В конце протерозоя, 1000 – 600 млн. лет назад, фауна состояла из медуз, полипов, плоских червей, моллюсков, иглокожих. 600 – 570 млн. лет назад начался кембрийский период палеозойской, эры древней жизни. Море кембрийского периода кишело беспозвоночными губками, моллюсками, иглокожими, членистоногими, плоскими, многощетинковыми червями. В конце кембрия появились хордовые. Разнообразная флора и фауна развилась в каменноугольном периоде (55-75 млн. лет), появились первые земноводные, пресмыкающиеся.

В мезозойской эре, эре средней жизни, длившейся 175 млн. лет существовали звероподобные ящеры – динозавры - предки млекопитающих. В триасовый период мезозойской эры (230 млн. лет назад) появились первые млекопитающие животные.

В кайнозойской эре, эре новой жизни, живем и мы. В кайнозойской эре появились покрытосеменные - цветковые растения. Вместе с ними бурно развивались млекопитающие и птицы. Кайнозойская эра начинается с третичного периода. Ранний третичный, или палеогеновый период включает эпохи: палеоцен, эоцен, олигоцен, которые длились 40 млн. лет. В это время, в эпоху палеоцена, климат был теплым и умеренным, возникли все ныне живущие отряды млекопитающих и птиц. На рубеже эоцена и олигоцена в северной умеренной зоне происходили климатические изменения: понижалась температура, усиливалась сезонность, распространились лесостепи и степи, исчезали леса. В олигоценовую эпоху над Южным полюсом сформировался ледниковый покров. В начале неогенового периода (третичный период), включающего эпохи: миоцен и плиоцен, в миоценовую эпоху (22 млн. лет назад) на всех континентах усилилась аридизация (сухие периоды) климата. К этому времени континенты заняли современное положение. Доисторическое море Тетис превратилось в цепь соленых морей: Средиземное, Черное, Каспийское. Появились первые человекообразные обезьяны. Сильное похолодание в конце следующей эпохи, плиоцена (5-10млн. лет назад) привело к вымиранию теплолюбивой фауны и флоры на больших пространствах Евразии и Северной Америки. К концу эпохи возник гренландский ледниковый щит и началось оледенение (гляциал) в Северном полушарии. Тропические леса отступали к югу, в Восточную Африку, сохраняясь по берегам рек и склонам гор, увеличились площади саванн. Около 2 млн. лет назад наступает последний период истории Земли – четвертичный. Это период становления человека, поэтому его называют антропогеном. Антропогеновый период включает эпохи: плейстоцен, голоцен (современная). Начало верхнего плейстоцена – 125000 лет до н.э. До 75000 до н.э. продолжалось межледниковье (интергляциал), а затем наступило вюрмское оледенение, окончившееся 12000 лет назад. Оледенение имело периоды потепления. В зоне современного умеренного климата потепления сопровождались увеличением влажности, а в низких широтах чередованием дождливых (плювиалы) и сухих (ариды) периодов. Холодные периоды были суше. Вследствие концентрации воды в ледниковых массах уровень Мирового океана опускался, возникали сухопутные мосты: в районе Берингова пролива, вся территория островной Индонезии, Австралия и Новая Гвинея, в Европе Британские острова становились частью материка. В зонах далеких от ледников климат также претерпевал изменения. В максимум похолодания в Крыму была тундра и зона – тундростепь. Именно в этот период были заселены Америка и Австралия. Миграции зачастую становились единственным средством уберечься от вымирания. Современные климатические условия стали складываться около 11000 лет назад.

Основной источник, позволяющий проследить филогенез приматов и гоминид – палеонтологические и палеоантропологические материалы. Особое значение имеет датирование скелетных остатков. В эволюционной антропологии используют прямые и косвенные методы датирования.

Прямые методы:

1. Радиометрические методы: калий-аргоновые часы (применяется к анализу калий содержащих вулканических пород, позволяет оценивать возраст от 1 млн. лет и старше); радиоуглеродный (основан на определении содержания радиоактивного изотопа С в углероде ископаемых органических остатков, оценивает возраст 30000 – 40000 лет); масс-спектрографический (до 100000 лет); система неравновесного урана.

2. Физико-химические методы: термолюминесцентный (использует способность некоторых минералов к свечению); палеомагнитный (основан на свойстве горных пород приобретать остаточную намагниченность по направлению геомагнитного поля в момент образования породы); фторовый.

Косвенные методы:

1. Классический геохронологический метод;

2. Гляциологический метод (учет периодов оледенений –гляциолов и межледниковий – интергляциалов; чередование дождливых – плювиалы и сухих – ариды периодов;

3. Биостратиграфический (палеонтологический) метод - основан на процессе эволюции органического мира;

4. Археологический метод.

5.3. Самостоятельная работа по теме:

1) запись в рабочей тетради понятий: «антропология», «морфология человека», «соматология», «мерология», «антропогенез», «расоведение», «этнография», «этнология»;

2) запись в рабочей тетради основных периодов в становления антропологии как науки;

3) запись в рабочей тетради основных методов исследования в антропологии.

5.4. Итоговый контроль знаний:

-ответы на вопросы по теме занятия

1. Что означает термин «антропология»?

2. Направления в современной антропологии?

3. Что означает термин палеоантропология?

4. Что является содержанием изучения в антропологии?

5. Кто впервые применил термин «антропология», в каком значении впервые был применен термин «антропология»?

6. Что изучает возрастная антропология?

7. Основоположники антропологии как университетской дисциплины в России.

8. Прикладное значение антропологии.

9. Значение антропологии в медицине.

10. Что является предметом исследования антропологии?

11. Какие разделы включает биологическая антропология?

12. Предмет изучения биологической антропологии?

13. Предмет изучения морфологии человека?

14. Что называют соматологией?

15. Что называют мерологией?

16. Что называют этнологией?

17. Что понимают под интегративной антропологией?

18. Что понимают под эволюционной антропологией?

19. В чем заключается комплексный подход в антропологических исследованиях?

20. К какому классу, отряду принадлежит человек согласно зоологической классификации?

21. Что такое шкала геологического времени?

22. В какую эру, период, эпоху появились первые млекопитающие?

23. В какую эру, период, эпоху появились первые человекообразные обезъяны?

24. В какую эру, период, эпоху появились первые настоящие люди (Homo erectus)?

25. Назовите косвенные методы датирования палеоантропологических находок.

26. Назовите прямые методы датирования палеоантропологических находок.

27. В какую эру, период, эпоху возник гренландский ледниковый щит?

28. Какие эпохи включает антропогеновый период?

29. Что означает термин аридизация?

30. Дайте полную таксономию современного человека согласно зоологической классификации.

31. В чем состоит радиоизотопный метод датирования палеоантропологических находок?

32. В чем состоит гляциологический метод датирования палеоантропологических находок?

33. В чем состоит биостратиграфический (палеонтологический) метод?

34. В чем состоит палеомагнитный метод?

35. Дайте характеристику кайнозойской эры.

36. Дайте характеристику верхнего плейстоцена.

37. Биологические предпосылки социальности человека.

38. В чем качественное отличие человека от животных?

39. Дайте характеристику антропогенеза.

- решение ситуационных задач


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.02 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал