Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Биологические факторы и социальные аспекты происхождения человека






Биологические предпосылки гоминизации.

Гоминизация – процесс очеловечивания обезьяны от появления первых специфических человеческих особенностей до возникновения вида Homo sapiens. Это комплексный феномен, включающий следующие критерии:

· развитие прямохождения (следствием явился S-образный позвоночник, высокий свод стопы, укорочение передних конечностей, и освобождение их для всевозможных манипуляций)

· прогрессивное преобразования мозга,

· адаптацию руки к трудовой деятельности,

· изменение зубочелюстного аппарата,

· формирование членораздельной речи, концептуального мышления, сознания, интеллекта (когнитивные особенности),

· перестройку онтогенеза, развитие социальной организации и др. аспекты.

· перемены в поведенческих реакциях, вызванные переменами в экологической обстановке (пищевое поведение, размножение, предкультурное поведение)

· развитие механизма защиты с помощью бросания камней, охота, которая могла привести к бипедии, изготовлению орудий, развитию руки и мозга.

Биологические факторы гоминизации:

· наследственная изменчивость,

· борьба за существование,

· естественный отбор.

· экологические: кратковременное повышение фона радиации, обусловленное тектоническими перемещениями, разломами земной коры и усиленным вулканизмом; повышение уровня радиации в Восточной и Южной Африке привело к появлению гоминид, тогда как «необлученные» приматы из Западной и Экваториальной Африки морфологически не изменились;

· изоляция;

· использование огня;

Факторы естественной и искусственной среды оказывают на человека постоянное влияние. Результаты действия природных факторов, различающихся в различных районах обитаемой части планеты, на протяжении истории человечества проявляются в настоящее время в экологической дифференциации населения Земного шара, подразделении его на расы и адаптивные типы. Социальные факторы обусловливают образование и закономерную смену хозяйственно-культурных типов сообщества людей (охотники, рыболовы и т. п.). Биологические характеризуют формирования этносов (народы, нации).

Социальные факторы эволюции: труд, развитое сознание, мышление, речь, общественный образ жизни. Решающий фактор – изготовление орудий труда.

Социальные факторы — основное отличие движущих сил антропогенеза от движущих сил эволюции органического мира.

Подчеркивается ведущая роль биологических факторов на ранних этапах эволюции человека. Ослабление их роли на современном этапе развития общества, человека и возрастание значения социальных факторов.

Становление вида Homo sapiens – антропогенез – тесно связано с развитием общества – социогенезом.

В процессе эволюции эти два мощных фактора антропогенеза выступали в диалектическом единстве: механизм естественного отбора, проявлявшийся наиболее эффективно на ранних этапах антропогенеза, формировал и усиливал именно те особенности биологической организации человека, которые наиболее благоприятствовали дальнейшему прогрессу трудовой деятельности и развитию общества. В ходе процесса социализации человека одновременно происходит и постепенное «снятие», «самоустранение» формообразующей роли естественного отбора. Антропогенез завершился появлением Homo sapiens, мозг которого способен усвоить любую самую сложную социальную программу.

В эволюции живых существ природа в различные геологические эпохи уже не раз и не на одном живом объекте использовала принцип общественной организации как формы (способа) биологического прогресса (сообщества животных - стаи, например). Но самого высокого развития форма общественной организации достигла в процессе исторического становления человечества.

Развитие человеческого общества включало в себя этапы: первобытное стадо, родовой строй, племя, община, государство.

Этапы социальной организации гоминид:

- общественный, стадный образ жизни обезьян (вожак доминирует). Обезьяны в полном смысле этого слова «общественные животные», у них очень сильно выражено тяготение к себе подобным. Известно немало примеров взаимопомощи и защиты в стадах обезьян, причем не только в классическом тандеме «мать – детеныш», но и просто по отношению к слабым членам стада. Несомненна значительная роль помощи и взаимопомощи, совместных действий, обучения и передачи опыта в структуре предчеловеческого сообщества. Даже у низших обезьян очень велика роль опыта и обучения.

- первобытное стадо отражает переходную форму социальной организации от стада животных к человеческому обществу. Начало эпохи первобытного стада антропологи связывают с появлением искусственных орудий труда (питекантропы, синантропы). Первобытное стадо представляло из себя небольшую группу людей. Ведущей формой деятельности была охота. О масштабах охоты можно судить на основе подсчета костей, найденных на стоянках. Человеческое стадо – группы первобытных людей, объединялись для совместного выживания. Заслуга перед человечеством этой формы социальной организации людей – борьба со своей зоологической природой, выжигание ее каленым железом и окончательная победа разума над инстинктами. Принципиальным для первобытного стада стало развитие коммуникации. Основой для возникновения звуковых сигналов послужили сигналы обезьян. У современных человекообразных запас таких сигналов велик и равен у шимпанзе 20 сигналам, выражающим эмоции и состояние организма. Существовавшее на начальных этапах антропогенеза древнейшее объединение гоминид – «первобытное стадо» – уже не было чисто биологическим сообществом. На каком-то этапе развития древнего общества первобытное стадо сменилось родовым строем.

- родовой строй возник на рубеже между средним и верхним палеолитом и принес много нового в развитие трудовой деятельности и культуры. Важнейшим было появление самобытных археологических культур. Из других прогрессивных черт верхнепалеолитической эпохи нужно упомянуть об огромном разнообразии орудий. Широко использовались такие материалы, как кости и рога животных; нельзя не упомянуть о разнообразном устройстве жилищ, появлении различных видов первобытного искусства (орнамент, многоцветная пещерная живопись, статуэтки, музыкальные инструменты) и т.д. Величайшим шагом вперед в развитии первобытной техники и всего производства явилось использование огня. С его помощью люди научились не только приготавливать пищу, но и обогревать жилье, изготавливать гончарные изделия, а затем выплавлять металлы и создавать железные и бронзовые орудия труда и оружие. Это привело к гигантскому скачку в развитии производительных сил. Одним из его следствий явилось быстрое расселение людей из областей их первоначального обитания в теплом тропическом поясе по всей поверхности земли, включая суровые и труднодоступные области.

 

5.3. Самостоятельная работа по теме:

Обучающийся должен ознакомиться с текстом учебных пособий и продемонстрировать следующие умения:

№ п/п Название практических умений
Показать на физической карте мира ареал появления первых животных предков человека согласно теории полицентризма.
Показать на физической карте мира ареал появления первых животных предков человека согласно теории моноцентризма.
Соотнести появление животных предков человека и первых представителей рода Homo на Земле со шкалой геологического времени.
Дать морфофункциональную характеристику дриопитека.
Дать морфофункциональную характеристику рамапитека.
Дать морфофункциональную характеристику архантропа.
Дать морфофункциональную характеристику неандертальца.
Дать морфофункциональную характеристику кроманьонца.
Показать на физической карте мира ареал распространения локальных географических архантропов.
Сформулировать основные положения трудовой теории антропогенеза.
Охарактеризовать понятие гоминидной триады.

5.4. Итоговый контроль знаний:

-ответы на вопросы по теме занятия:

1. Что в антропологии считается прародиной человечества?

2. Назовите представителей древних людей-архантропов.

3. Какие изменения характерны в эволюционном развитии человека в эпоху голоцена?

4. Охарактеризуйте морфофункциональные свойства австралопитека.

5. Как преобразуется репродуктивная функция и онтогенез в процессе гоминизации?

6. Какие события включает феномен гоминизации?

7. Дайте антропологическую характеристику питекантропа.

8. Объясните происхождение термина «неандерталец».

9. Дайте антропологическую характеристику неандертальскому человеку.

10. В чем состоит суть шимпанзоидной теории антропогенеза?

11. В чем суть теории моноцентризма?

12. В чем суть теории полицентризма?

13. Что по определению В.В. Бунака называется «филэргоном»?

14. Основное положение трудовой теории антропогенеза.

15. Сущность симиальной теории антропогенеза.

16. В чем уникальность верхней конечности человека?

17. Назовите самый древний признак гоминид.

18. Дайте определение понятию «Гоминизация».

19. На каком континенте протекали ранние этапы эволюции гоминид?

20. Охарактеризуйте антропогеновый период кайнозоя.

21. Назовите три стадии становления человечества.

22. Что такое «гоминидная триада»?

23. Каковы необходимые условия перехода к трудовой деятельности?

24. Каковы необходимые условия становления членораздельной речи?

25. Что такое сапиентация? Ее основные этапы.

26. Назовите ранние человеческие сообщества.

27. Дайте характеристику праобщины.

28. Что характерно для Олдувайской культуры?

29. В чем сущность каменной культуры Мустье?

 

- решение ситуационных задач


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал