Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Занятие № 3.
Тема: «Ранние этапы эволюции гоминид. Факторы, критерии и социальные аспекты гоминизации». Древние представители рода Homo. Дриопитеки, Австралопитеки. Анатомо-физиологические предпосылки становления двуногой ходьбы. Происхождение рода Homo. Возникновение человека современного типа. Гипотезы кладогенеза, анагенеза. Гипотезы о местах нахождения центров сапиентации: моноцентризм, дицентризм, полицентризм (работа в малых группах). 2. Форма организации занятия: практическое занятие. 3. Значение изучения темы. Изучение происхождения человека является базовым в антропологии. Эволюционная история человека окончилась формированием вида, качественно отличного от остальных животных, населяющих Землю, однако механизмы и факторы эволюции предков Homo Sapiens, ничем не отличались от таковых в эволюции любого другого вида живых существ. Лишь с определенного этапа развития в эволюции человечества социальные факторы стали играть большую роль, чем биологические. Поэтому основные принципы общей теории эволюции вполне применимы к проблемам антропогенеза. Происхождение и эволюция человека рассматриваются с точки зрения взаимодействия наследственных факторов с окружающей средой и процессами социализации. 4. Цели обучения: - общая (обучающийся должен обладать ОК и ПК); - способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1); - способностью и готовностью к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности (ОК-5); - способностью и готовностью выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, использовать для их решения соответствующий физико-химический и математический аппарат (ПК-2); - способностью и готовностью к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности (ПК-3); - учебная: знать основные этапы антропогенеза и их временные рамки; факторы, критерии и социальные аспекты гоминизации; уметь охарактеризовать морфофункциональные черты животных предков человека и древних представителей рода Homo, объяснить влияние экологических и социальных факторов на процессы эволюции животных предков человека и древних представителей рода Homo, продемонстрировать на карте мира места находок животных предков человека; нахождения центров сапиентации; владеть латинской терминологией по теме занятия. 5. План изучения темы: 5.1. Контроль исходного уровня знаний (тестирование). Выбрать один правильный ответ
1. HOMO ERECTUS ПОЯВИЛИСЬ 1) в каменно-угольный период 2) в девонский период 3) в эпоху плейстоцена 4) в эпоху голоцена
2. НАИБОЛЕЕ ВЕРОЯТНОЙ ПРАРОДИНОЙ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА СЧИТАЕТСЯ 1) Юго-Восточная Африка 2) Северная Африка 3) Западная Европа 4) Средняя Азия
3. «ЧЕЛОВЕКУМЕЛЫЙ» НАЗЫВАЕТСЯ 1) homo erectus 2) homo neandertalensis 3) homo sapiens 4) homo habilis
4. ТИП ОБЪЕДИНЕНИЙ ДРЕВНЕЙШИХ ГОМИНИД, ИМЕЮЩИХ ЗАЧАТКИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ НАЗЫВАЕТСЯ 1) гоминизация 2) филэргон 3) социогенез 4) цефализация
5. ПРОЦЕСС ОЧЕЛОВЕЧИВАНИЯ ОБЕЗЬЯНЫ В ХОДЕ ЭВОЛЮЦИИ НАЗЫВАЕТСЯ 1) гоминизация 2) социализация 3) филэргон 4) антропогенез
6. В ЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕКА ИМЕЮТ ЗНАЧЕНИЕ 1) движущий и половой отбор 2) стабилизирующий и дизруптивный отбор 3) направленный отбор 4) все виды естественного отбора
7. Ф. ВАЙДЕНРАЙХОМ БЫЛА ПРЕДЛОЖЕНА ТЕОРИЯ 1) симиальная 2) моноцентризма 3) полицентризма 4) трудовая
8. ПЕРВЫМИ ПРЯМОХОДЯЩИМИ ПРЕДКАМИ ЧЕЛОВЕКА БЫЛИ 1) дриопитеки 2) питекантропы 3) австралопитеки 4) рамапитеки
9. СФОРМИРОВАННЫЙ ОБЛИК СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА ХАРАКТЕРЕН 1) для кроманьонского человека 2) для яванского человека 3) для гейдельбергского человека 4) для неандертальского человека
10. СОГЛАСНО ШИМПАНЗОИДНОЙ ГИПОТЕЗЕ ВЫДЕЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЛИНИИ ЭВОЛЮЦИИ ДЛИЛОСЬ НЕ БОЛЕЕ 1) 25 млн. лет 2) 15 млн. лет 3) 500 тыс. лет 4) 10 млн. лет
11. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА СОВРЕМЕННОГО ВИДА В НЕСКОЛЬКИХ РАЙОНАХ ЗЕМНОГО ШАРА ОТ РАЗНЫХ ФОРМ ДРЕВНИХ ЛЮДЕЙ ПОДДЕРЖИВАЕТСЯ 1) теорией моноцентризма 2) теорией космизма 3) шимпанзоидной теорией 4) теорией полицентризма
12. УЧЕНИЕ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ЧЕЛОВЕКА СОВРЕМЕННОГО ВИДА В ОДНОЙ ОБЛАСТИ ЗЕМНОГО ШАРА ОТ ОДНОЙ ФОРМЫ ДРЕВНЕГО ЧЕЛОВЕКА ПОДДЕРЖИВАЕТСЯ 1) теорией моноцентризма 2) шимпанзоидной теорией 3) теорией космизма 4) теорией полицентризма
13. АВТОРОМ ТРУДОВОЙ ТЕОРИИ АНТРОПОГЕНЕЗА ЯВЛЯЕТСЯ 1) Ч. Дарвин 2) А.И. Герцен 3) Ф. Энгельс 4) Ж.Б. Ламарк
14. НАИБОЛЕЕ ПРИМИТИВНАЯ КУЛЬТУРА ОБРАБОТКИ КАМНЯ, МЕТОДОМ ПРОСТОГО РАСКАЛЫВАНИЯ ПОПОЛАМ НАЗЫВАЕТСЯ 1) Тагарская 2) Олдувайская 3) Мустьерская 4) Ашёльская
15. ВПЕРВЫЕ ИСТОКИ ОЛДУВАЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ БЫЛИ ОБНАРУЖЕНЫ 1) в Конго 2) в Танзании 3) в Китае 4) на Мадагаскаре
16. АНТРОПОГЕНЕЗ – ЭТО 1) процесс развития человека от первобытности до современности 2) процесс развития человека от рождения до смерти 3) процесс развития человека до рождения 4) процесс становления человеческого общества
17. ОСНОВНЫМ ДВИЖУЩИМ ФАКТОРОМ ЭВОЛЮЦИИ ЯВЛЯЕТСЯ 1) наследственность 2) мутации 3) общественный строй 4) естественный отбор
18. СТАНОВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В СВЯЗИ С РАЗВИТИЕМ ОБЩЕСТВА НАЗЫВАЕТСЯ 1) сапиентация 2) кладогенез 3) социогенез 4) гоминизация
19. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫМ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ, НЕПОСРЕДСТВЕННО СМЕНИВШИМ КОЛЛЕКТИВЫ БЛИЖАЙШИХ ЖИВОТНЫХ ПРЕДКОВ ЧЕЛОВЕКА ЯВЛЯЛОСЬ 1) первобытное человеческое стадо (праобщина) 2) первобытная коммуна 3) человеческое племя 4) родовой строй
20. МОНОЦЕНТРИЧЕСКОЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА С ПОСЛЕДУЮЩИМ РАССЕЛЕНИЕМ ПО ЗЕМНОМУ ШАРУ РАССМАТРИВАЕТ 1) эволюционная гипотеза 2) симиальная гипотеза 3) миграционная гипотеза 4) гипотеза широкого моноцентризма
21. НЕЗАВИСИМОЕ ВОЗНИКНОВЕНИЕ HOMO SAPIENS НА ОСНОВЕ КУЛЬТУРНО-ГЕНЕТИЧЕСКОЙ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В НЕСКОЛЬКИХ ЦЕНТРАХ ВОПЛОЩЕНА В ГИПОТЕЗЕ 1) умеренного полицентризма 2) универсальной мультирегиональности 3) глубокого полицентризма 4) широкого моноцентризма 22. КАМЕННАЯ КУЛЬТУРА МУСЬЕ ХАРАКТЕРНА 1) для восточноафриканских архантропов 2) для синантропов 3) для неандертальцев 4) для афарских австралопитеков
23. АНТРОПОГЕНЕЗ ЗАВЕРШИЛСЯ ПОЯВЛЕНИЕМ ВИДА 1) Homo erectus 2) Homo habilis 3) Homo neandertalensis 4) Homo sapiens
Основные понятия и положения темы. Антропогенез – часть биологической эволюции, которая привела к появлению вида Homo sapiens, отделившегося от прочих гоминид, человекообразных обезьян и плацентарных млекопитающих, процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи. В эволюционном контексте термин «человек» относится не только к ныне живущим людям, но и к представителям вымерших видов рода Homo. Кроме того, исследования антропогенеза распространяются на других гоминин, например, австралопитеков. Род Homo отделился от австралопитеков или подобных им гоминин около 2 млн. лет назад в Африке. Существовало несколько видов людей, большинство из которых вымерло. Господствующей в наши дни гипотезой происхождения людей является африканская, согласно которой наш вид появился в Африке и оттуда распространился по всему свету, замещая существовавшие популяции H. erectus и H. neanderthalensis. Альтернативная гипотеза называется мультирегиональной. Согласно последней, люди, начиная, по-видимому, от H. erectus, эволюционировали как единый вид, в котором генные потоки могли свободно циркулировать. Имеющиеся в настоящее время данные палеоантропологии не позволяют сделать окончательный выбор между этими гипотезами, хотя данные генетики поддерживают африканскую теорию. Со времени завершения формирования Homo sapiens, он сохраняет стабильность. Но «эволюционная завершенность» человека относительна и не означает полного прекращения, каких бы то ни было изменений его биологической организации. Предполагают, что ближайшим общим предком человека и антропоморфных обезьян была группа дриопитеков (древесных обезьян), обитавших 25-30 млн. лет назад. Древесная жизнь способствовала совершенствованию сложных и тонко скоординированных движений. Примерно 25 млн. лет назад произошло разделение дриопитеков на две ветви, которые в дальнейшем привели к возникновению двух семейств: понгид, или антропоморфных обезьян (гиббон, горилла, орангутан, шимпанзе), и гоминид (людей). Дриопитеки по способу локомоции были древесно-наземно-четвероногими, по строению лицевого черепа и конечностей они ближе к низшим обезьянам, но с более высокой степенью церебрализации, чем у последних. Разные виды дриопитеков, останки которых были обнаружены в различных странах, получили собственные названия: уранопитек (Греция), рудапитек (Венгрия), удабдопитек (Восточная Грузия) и др. В качестве исходного рода человеческой линии эволюции рассматривают рамапитеков, которые отличались прогрессивными чертами в строении челюстного аппарата (уменьшение размеров клыков, параболическая форма зубной дуги, отсутствие диастем), преходящей двуногостью. Масса тела рамапитеков составляла 12-16 кг. Австралопитеки – группа ископаемых высших приматов, кости которых впервые были обнаружены в пустыне Калахари (Южная Африка) в 1924 году, а затем в Восточной и Центральной Африке. Австралопитеками принято считать всех двуногоходящих обезьян, с объёмом мозга до 700 см³. С человеком австралопитеков сближает слабое развитие челюстей, отсутствие крупных выступающих клыков, хватательная кисть с развитым большим пальцем, опорная стопа и строение таза, приспособленное для прямохождения. Головной мозг относительно крупный (530-700 см³), но по строению мало отличающийся от мозга современных человекообразных обезьян. По объёму он составлял не более 35 % от средних размеров мозга современного человека. Размеры тела также были невелики, не более 120-140 см в высоту, телосложение стройное. Предполагается, что самцы были существенно крупнее самок, чем у современных гоминид. Например, у современных людей мужчины в среднем лишь на 15 % крупнее женщин, в то время как у австралопитеков они могли быть на 50 % выше и тяжелее. Хотя по уровню интеллекта австралопитеки мало отличались от обезьян, они были прямоходящими, в то время как большинство обезьян являются четвероногими. Таким образом, прямохождение предшествовало развитию интеллекта у людей, а не наоборот, как ранее предполагалось. Как австралопитеки перешли к прямохождению, до конца не ясно. Среди рассматриваемых причин называют необходимость хватать объекты передними лапами и осматривать окрестности поверх высокой травы в поисках пищи или чтобы вовремя заметить опасность. У австралопитеков уже имело место развитие первых «производственных отношений» - филэргон. Не исключено также, что австралопитеки не были прямыми предками людей, а представляли собой тупиковую ветвь эволюции. К таким выводам подталкивают, в частности, недавние находки сахелантропа, ещё более древней человекообразной обезьяны, которая была больше похожа на Homo erectus, чем австралопитеки. Архантроп (человек прямоходящий, питекантроп, синантроп и др.). Питекантроп обладал невысоким ростом (чуть больше 1, 5 метра), прямой походкой и архаическим строением черепа (толстые стенки, низкая лобная кость, выступающие надглазничные валики, скошенный подбородок). По объёму мозга (900-1200 см³) занимал промежуточное положение между человеком умелым (Homo habilis) и неандертальским человеком. Неандертальский человек. Первый череп неандертальца был найден в Бельгии еще в 1829 году. Вторая находка 1848 года связана с английской военной базой на Гибралтаре. В антропологии существует понятие «неандерталоидность черепа»:
Разумеется, эти черты могут встречаться и у современного человека, но обычно по отдельности или реже в том или ином сочетании, причём чаще обращают внимание на большие брови и куда реже на более характерные способ крепления мышц шеи к вытянутому затылку и отсутствие подбородка при переразвитом жевательном аппарате. Совпадение же всех этих признаков - явление крайне редкое, для неандертальца же это правило. Среди европейских неандертальцев часто выделяются два варианта – собственно классический, северный, а также вариант «грацильных средиземноморских микродонтных неандертальцев типа». Последние были распространены по средиземноморскому побережью Западной Европы и отличались относительно небольшими размерами зубов. Кроманьонский человек. Первый представитель Homo sapiens (неоантропа). Жили общинами по 15-30 человек и впервые в истории создали поселения. Жилищем были пещеры, шатры из шкур, в Восточной Европе встречаются землянки. Обладал развитой членораздельной речью, строил жилища, одевался в одежды из шкур, было развито гончарное дело. Жили родовым обществом, начали приручать животных и заниматься земледелием. Многочисленные находки свидетельствуют о наличии культа охоты. Кроманьонец умел не только гравировать и рисовать на плоскости, но научился передавать и объёмные изображения. У кроманьонцев существовали погребальные обряды.
Таблица 1 Основные этапы эволюции человека
Существует две теории антропогенеза: полицентризм и моноцентризм. Полицентризм – теория происхождения человека современного вида и его рас в нескольких районах земного шара от разных форм древних людей (большинством современных антропологов не принимается). Выдвинул эту теорию Ф. Вайденрайх в 1938 году, насчитав четыре центра: Юго-Восточная Азия, Восточная Азия, Юго-Восточная Африка, Европа. Позже К. Кун, последователь полицентризма, добавил пятый центр, выделив второй центр в Африке. Моноцентризм – учение о происхождении человека современного типа (Homo sapiens) и его рас в одной области земного шара от одной формы древнего человека. На позициях моноцентризма стояли многие советские антропологи. Советский учёный Я.Я. Рогинский расширил понятие моноцентризма и ввёл новые понятия - широкий моноцентризм, или дицентризм. Шимпанзоидная гипотеза. Согласно этой гипотезе эволюция человеческой линии заняла не более 10 млн лет, а обезьяний предок гоминид имел черты сходства с шимпанзе, был по существу «шимпанзе-подобен». Это положение обосновывается биомолекулярными и этологическими данными. На генеалогическом древе, построенном на основе молекулярных фактов, человек оказывается в одном кластере с шимпанзе, тогда как горилла занимает отдельную независимую ветвь. В качестве «модельного предка» человеческой и шимпанзоидной линий некоторые антропологи рассматривают карликового шимпанзе – бонобо – малого понгида из джунглей Экваториальной Африки, открытого американским ученым Г. Кулиджем в 1933 г. Однако есть и другой взгляд на бонобо – как специализированную форму, приобретшую карликовые размеры тела и ряд связанных с ними признаков в условиях изоляции. Антропосоциогенез – процесс происхождения человека, становление его как биологического вида (антропогенез) в процессе формирования общества, которое, в свою очередь обозначается социальным развитием или социогенезом. Антропогенез сосредоточивает свое внимание на тех изменениях, которые претерпевает природа ближайшего предка человека, а затем и самого человека в филогенезе. Это морфология человека и его предшественников, рассматриваемая во времени и пространстве. Однако важнейшая задача раздела антропогенеза — это изучение процесса становления человека и, прежде всего последовательности возникновения его свойств и признаков. Антропогенез неотделим от социогенеза. В разделе антропогенеза рассматриваются вопросы о месте человека в системе животного мира, отношении его как зоологического вида к другим приматам, исследования роли труда в происхождении человека, выделения стадий в процессе человеческой эволюции, изучение условий и причин становления человека современного типа. Теории происхождения человека: симиальная и трудовая. Симиальная гипотеза антропогенеза. Как считают приверженцы теории эволюции, примерно около 60 миллионов лет назад на Земле из насекомоядных млекопитающих в результате влияния природной среды и естественного отбора развились полуобезьяны, которые затем довольно быстро разделились на две ветви. Первая из них вела к широконосым обезьянам, а вторая к узконосым, из которых яко бы позднее сформировался человек. Человек и его ближайшие предки называются гоминидами. В настоящее время они представлены только одним видом - человеком разумным. Трудовая теория антропогенеза в своем первоначальном классическом варианте была изложена Ф. Энгельсом в 1873-1876гг. в его известной работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека», которая являлась одной из глав его работы «Диалектика природы». В этой работе устанавливается последовательность основных этапов гоминизации с выделением прямохождения как решающего шага на пути очеловечения обезьяны; дается определение руки как органа и продукта труда; рассматривается возникновение звукового языка и членораздельной речи, человеческого мышления как следствия общественного развития; подчеркивается качественное своеобразие антропогенеза как процесса активного приспособления человека к среде, экологическое превосходство человека разумного над другими видами. Основное положение трудовой теории антропогенеза – решающая роль изготовления орудий в процессах гоминизации. Под трудом Энгельс понимал целесообразную деятельность, которая началась с изготовления орудий из камня, кости и дерева. По мнению Ф. Энгельса, сознание сформировалось в результате труда. В процессе труда у людей возникла потребность что-то сказать друг другу. Так появилась речь как средство общения в совместной трудовой деятельности. В свою очередь, деятельность человека оказалась огромным импульсом, приведшим к возникновению культуры и общества. Развитие руки и трудовой деятельности стало толчком для перевода биологической эволюции на путь эволюции социальной. Происходит качественное изменение всей хозяйственной жизни – от простого прикармливания человек переходит к собирательству, то есть к систематическому поиску растительной пищи, транспортированию ее на стоянку, складированию и хранению ее для будущего потребления. Распространенное в зарубежной антропологии понятие “культурной адаптации” не вполне соответствует основным принципам трудовой теории; в этом случае речь идет обычно об “аутокаталитической реакции” или “кибернетическом механизме” обратной связи между развитием биологии (мозга) и культуры при ведущей роли генетических факторов. Непосредственной формирующей силой антропогенеза, как и в любом процессе видообразования, выступает естественный отбор. Гоминизация – это процесс очеловечивания обезьяны. Это комплексный процесс, который включает в себя развитие прямохождения, прогрессивные преобразования мозга и коры мозга, адаптацию рук к трудовой деятельности, изменение зубочелюстного аппарата и рациона питания, формирование членораздельной речи, развитие социальной организации, материальной и духовной культуры, сознания и внутреннего духовного мира. Существуют ряд теорий, которые рассматривают, какие факторы влияют на процесс гоминизации: 1) теория Матюшина (1982) о первичной роли крупных мутаций. 2) гипотеза о влиянии на происхождение человека климатических изменений. Около 9-ти млн. лет назад происходило значительное похолодание, поэтому происходило расширение зоны африканских саванн. Открытые пространства побудили к прямохождению, усложнили охоту, вызывали необходимость применения острых камней для добычи пищи, совместных усилий по охоте. 3) антропогенез сопровождался скачкообразными мутационными изменениями генов, которые сочетались с постепенным накоплением малых мутаций под влиянием естественного отбора 4) трудовая деятельность. В 1876г. Энгельс написал работу «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Трансформация орудий труда обусловили усложнение руки, а усложнение движений руки к развитию определенных зон мозга и мышления. 5) становление человека происходило в тесной связи с развитием общества. Общество возникло в результате адаптационной необходимости, преимущества коллективного общественного труда. Коллективный труд повышал шансы на выживание отдельного человека. Уже у животных возникали сообщества, стада как способ выживания и адаптации. Сообщества животных – форма коллективного приспособления к окружающей среде. Ту же функцию выполняло первобытное стадо людей. Оно осуществляло передачу опыта детенышам, оказывало взаимопомощь, осуществляло совместную деятельность по выживанию, осуществляло распределение добычи.
|