Критерии экономической конвергенции стран Евросоюза
№ п/п
| Критерий
| Пороговое значения
| 1.
| Дефицит государственного бюджета
| Не более 3% ВВП
| 2.
| Государственный долг
| Не более 60% ВВП
| 3.
| Ежегодный рост цен
| Не более 1, 5% сверх среднего уровня инфляции в трех наиболее благополучных в этом отношении стран ЕС
| 4.
| Средний размер долгосрочной процентной ставки
| Не выше 2% среднего уровня этих ставок в тех же трех странах
| 5.
| Пределы колебаний взаимных валютных курсов
| +/- 15%
|
^ Третий этап начался с 1 января 1999 г. и был разбит на несколько стадий, включая подготовительный этап, который начался за год до начала III этапа.
Фаза А (1998 год) – отбор участников экономического и монетарного союза.
Фаза В (1.01.1999 г. – 31.12.2001 г.) – введение безналичного евро в 11 странах ЕС параллельно с национальными денежными единицами. С 1.01.01г. Греция присоединилась к странам «зоны евро», их стало – 12. Жестко и необратимо фиксируются курсы национальных валют стран-участниц к евро. Евро заменены ЭКЮ в пропорции 1: 1. Все новые государственные займы выпускаются в евро.
Фаза С (1.01.2002 г. – 30.06.2002 г.) – ввод в обращение банкнот и монет евро. Все счета, которые до этого времени велись в национальных валютах участвующих стран, были конвертированы по официальным курсам в евро.
С началом третьего этапа формирование ЕВС компетенция по разработке и контролю монетарной политики перешла к Европейской системе центральных банков, а главные полномочия получил Европейский центральный банк.
Функции ЕЦБ такие же, как и любого другого государственного центрального банка, но они распространяются не на одно государство, а на группу стран. В их числе:
определение и осуществление монетарной политики ЕС; ведение валютных операций; хранение официальных валютных резервов стран-членов ЕС и управление ими (при этом какая-то часть валютных резервов – «валютные балансы» - остаются в распоряжении правительств участвующих стран); обеспечение нормального функционирования платежной системы. При реализации монетарной политики ЕЦБ использует такие инструменты:
операции на открытом рынке; предоставление суточных ссуд (кредитов «овернайт»); регулирование норматива минимальных обязательных резервов. ЕЦБ использует режим регулирования инфляции, хотя наряду с целевым ориентиром устанавливает монетарную цель.
Среди основных недостатков введения единой европейской валюты – евро выделяют:
рост политической напряженности в ЕС; высокий уровень взаимозависимости экономических и финансовых систем стран-участниц; рост политических конфликтов между странами Европы и США. К основным преимуществам введения евро относят:
уменьшение затрат на обмен; создание конкуренции доллару США на валютных рынках; усиление конкуренции в границах «общего рынка»; усиление конкурентной позиции Европы в мире; уменьшение уровня валютных рисков; интенсификация внутренней торговли ЕС. Последствия расширения ЕС для Украины неоднозначны и зависят от внедрения экономических реформ и внешней политики Украины.
На современном этапе можно отметить такие политические последствия расширения ЕС для Украины:
усиление поддержки со стороны ЕС демократических и экономических преобразований в Украине; расширение и углубление политического диалога и сотрудничества Украины с ЕС в сфере международной безопасности и стабильности; пересмотр и модернизация действующей договорно-правовой базы отношений. Как один из возможных вариантов – заключение Соглашения об ассоциации Украины и ЕС. С другой стороны расширение ЕС может иметь нежелательные последствия для нашей страны. К ним можно отнести:
сокращение украинского экспорта в страны Балтии; ухудшение конкурентных позиций Украины по экспорту некоторых товаров средней технологичности в результате расширения ЕС; внедрение новыми членами ЕС нетарифных ограничений, санитарного, технического, фитосанитарного, ветеринарного контроля; потеря традиционного рынка сбыта в новых странах-членах; сложности в организации регулярного транспортного сообщения между Украиной и странами-кандидатами; повышение требований к техническому состоянию транспортных средств, которые въезжают на территорию стран-кандидатов; превращение Украины из страны транзита нелегальных эмигрантов в страну их скопления и увеличение (на 17-20%) затрат на их содержание и возвращение; ограничение доступа рабочей силы из Украины на рынки труда новых государств-членов ЕС.
ТЕМА 6
^ МЕЖДУНАРОДНЫЕ РАСЧЕТЫ И ИХ ОРГАНИЗАЦИОНЫЕ ОСНОВЫ 6.1. Понятие международных расчетов, способы платежа
6.2. Роль банков в организации международных расчетов
6.3. Особенности использования в международной сфере основных форм
расчетов
6.4 Формы международных расчетов: авансовые платежи, платеж на
открытый счет, банковский перевод, расчеты с использованием чеков,
пластиковых карт, векселей, аккредитив, инкассо, клиринговые расчеты ^ 6.1. Понятие международных расчетов, способы платежа
Международные расчеты – это система организации и регулирования платежей в сфере международных экономических отношений. ^
|