Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сущность и функции финансов как экономической категории.Стр 1 из 87Следующая ⇒
Финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства. Социально-экономическая сущность финансовых отношений состоит в исследование вопроса – за счет кого государство получает финансовые ресурсы и в чьих интересах использует эти средства. Сущность финансов, как и каждой экономической категории, проявляется в их функциях. Финансы выполняют две все функции, распределительную и контрольную. Эти функции производятся параллельно во времени, так как каждая финансовая операция включает, с одной стороны, распределение общественного продукта и национального дохода, а с другой - контроль за этим распределением. Распределительная функция финансов как показывает история их развития, связана с распределением ВВП и его общей части - национального дохода. Без участия финансов национальный доход не может быть распределен. Контрольная функция - с поддержкой финансов государство распределяет общественный продукт не только в натурально-вещественной форме, однако, и по стоимости. В отношения с этим является возможным и необходимым контроль за обеспечением стоимостных и натурально-вещественных пропорций в ходе расширенного воспроизводства. Финансовый механизм — совокупность видов, форм организации финансовых отношений, специфических методов формирования и использования финансовых ресурсов и способов их количественного определения 1) виды налоговых платежей (налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, НДС, акцизы и т.д.) 2) виды неналоговых поступлений (дивиденды по акциям, принадлежащим государству, проценты по бюджетным кредитам, суммы пени и штрафов за нарушение бюджетного законодательства и т.д.). Состояние экономики страны определяет состояние финансов. В условиях постоянного экономического роста, увеличения ВВП и НД финансы характеризуются своей устойчивостью и стабильностью, стимулируют дальнейшее развитие производства и повышение качества жизни граждан страны. И, наоборот, в условиях экономического кризиса, спада производства, роста безработицы состояние финансов резко ухудшается. Это выражается в крупных бюджетных дефицитах, в увеличении государственного долга и расходов по нему. Все это влечет за собой развитие инфляции, нарушение хозяйственных связей, увеличение взаимных неплатежей, появление денежных суррогатов, увеличение бартерных сделок, сложности с мобилизацией налогов, снижение жизненного уровня широких слоев населения.
2. Финансовая система РФ: состав, структура и критерии ее организации. Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции. Очень важная задача - создать надежную финансовую систему. После того, как создана надежная финансовая система, могут развиваться рынки денег и капитала, особенно первичный и вторичный рынки национальных государственных, ценных бумаг. Финансовая система как совокупность различных сфер финансовых отношений подразделяется на подсистемы, основные из них: государственные и муниципальные финансы; финансы организаций (предприятий); финансы домохозяйств. В каждой из этих подсистем используются специфические формы и методы образования и использования финансовых ресурсов, каждая имеет соответствующий финансовый механизм. В сферу централизованных (государственных и муниципальных) финансов входят следующие составляющие звенья. 1. Бюджетная система, которая, в свою очередь, состоит: из федерального бюджета; территориальных бюджетов субъектов Федерации; бюджетов муниципальных образований. 2. Внебюджетные фонды. 3. Государственный и муниципальный кредит. Основу системы финансов России составляют децентрализованные финансы, поскольку именно в этой сфере формируется преобладающая часть финансовых ресурсов государства. Сфера децентрализованных финансов включает: 1. финансы коммерческих предприятий и организаций; 2. финансы некоммерческих организаций; 3. финансы финансовых посредников; 4. финансы населения (домохозяйств); 5. финансы субъектов, действующих без образования юридического лица (ИП, крестьянских (фермерских) хозяйств, простых товариществ). Движение денежных потоков осуществляется не само собою, а ведется определенными управленческими структурами, юридическими и физическими лицами. Это субъективная сторона построения финансовой системы, которая с определенными закономерностями отображает условия конкретной страны. Финансовую систему можно представить в виде совокупности финансовых звеньев, призванных обеспечить государству выполнение его политических и экономических функций. Она состоит из четырех основных звеньев — государственного бюджета, местных финансов, финансов государственных предприятий и специальных правительственных фондов. Каждое звено представляет собой совокупность финансовых элементов, органически увязанных между собой и направленных на осуществление финансовой политики государства. Главным звеном этой системы является государственный бюджет — крупнейший централизованный денежный фонд, находящийся в распоряжении правительства. Вторым по своему значению финансовым звеном является система местных финансов. Под влиянием развития производительных сил, научно-технической революции происходит повышение роли и влияния местных органов власти. Самостоятельное финансовое звено образуют финансы государственных предприятий. Государственные предприятия имеют закрепленные за ними основные и оборотные фонды, находятся на самостоятельной смете, осуществляют регламентированные законом взаимоотношения с госбюджетом. В зависимости от типа предприятия они обладают различной степенью автономности, производственной и финансовой самостоятельности. Особое финансовое звено образуют специальные правительственные фонды, которые имеют определенную самостоятельность, отделены от госбюджета и управляются непосредственно центральными властями. К ним относятся фонды социального страхования, различные целевые фонды, а также государственные и полугосударственные финансово-кредитные учреждения. Первоначальной задачей этих фондов было финансирование отдельных целевых мероприятий, но затем функции специальных фондов расширились, они приобретают значение резервов, к которым правительство прибегает в случаях финансовых затруднений, т. е. они используются для повышения маневренности финансовой системы в целом.
|