Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вопрос 62. Ценообразование в условиях рыночной экономики.
Цены и ценообразование являются одним из ключевых элементов рыночной экономики. Цена — денежное выражение стоимости товара. Ценообразование – это процесс формирования цены на товар или услугу. Системы ценообразования: 1) централизованная: формирование цен государственными органами на основе издержек производства и обращения. 2) рыночная: основанная на базе взаимодействия спроса и предложения. Механизм ценообразования в условиях рыночных отношений проявляется через цены, их динамику. Динамика цен формируется под воздействием двух важнейших факторов — стратегического и тактического. ü Стратегический фактор выражается в том, что цены образуются на основе стоимости товаров. ü Тактический фактор проявляется в том, что цены на конкретные товары формируются под влиянием конъюнктуры рынка. В условиях рыночной экономики установление цен состоит в том, что реальный процесс формирования цен происходит в сфере реализации продукции, т.е. на рынке, под воздействием спроса и предложения, товарно-денежных отношений. Цена товара и его полезность проходят проверку рынком и окончательно формируются на рынке. Также в рыночной экономике первоначальные цены на товары определяются их собственниками, субъектами хозяйствования. Государственные органы в зависимости от сложившейся хозяйственной ситуации могут регулировать и регулируют цены только на ограниченный круг товаров и услуг. Регулирование цен осуществляется на продукцию предприятий, занимающих монопольное положение на рынке товаров в сфере транспорта, связи, газа, электроэнергии и некоторых других, а также на товары и услуги, определяющие масштаб цен в экономике и социальную защищенность отдельных категорий граждан. В отношении подавляющего большинства товаров, производимых субъектами хозяйствования, государство определяет также общие правила и принципы ценообразования, иногда устанавливает предельные уровни рентабельности или цен и таким путем осуществляет свои управляющие функции. Но государственные органы не устанавливают по большинству товаров конкретные цены на изделия, изготовляемые различными собственниками. В случае нарушения дисциплины цен на предприятии или в организации на виновников налагаются административные и экономические санкции (штрафы и др.). Регулирование может осуществляться государственными органами ценообразования — федеративными и региональными, при которых имеются инспекции по ценам, а также государственные инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей при органах торговли, как в центре, так и на местах. Таким образом, предприятия или фирмы реализуют свои товары и услуги, как правило, по ценам и тарифам, установленным ими самостоятельно или на договорной основе, и только в отдельных случаях, предусмотренных законодательными актами, по государственным ценам. Поэтому в условиях смешанной (многоукладной) экономики, рыночный механизм ценообразования должен не противостоять, а гибко сочетаться с механизмом государственного регулирования цен на отдельные группы товаров. Такое сочетание позволяет государству с помощью цен определять и реализовывать цели и приоритеты экономического и социального развития и формировать соответствующие пропорции.
|