Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Этюд и этапы работы над ним
Этюд — отрезок живых отношений. Этюд — средство вспомнить жизнь, но воображение использует такие впечатления жизни, которые существенны, которые вызывают волнение — «над вымыслом слезами обольюсь». Повод высказывания — основное в творчестве. В этюде, как и в упражнении, мы должны двигаться к цели. Движение — основной закон жизни. Без цели нет процесса. Процесс достижения цели и есть движение. Этюд — это отрезок жизни, проживаемый мною здесь, сейчас, сиюминутно в воображаемой среде и обстоятельствах. Этюд готовится дома: обдумывается среда (где будет происходить этюд), что в нем произойдет (с чего начнется, чем окончится событие). Дома пробуются элементы этюда — работа с (воображаемыми – для конкретного задания) предметами, последовательность — что за чем идет в этом маленьком отрезке жизни. Отрабатывать — разучивать, фиксировать средства мы не рекомендуем. Проходить надо только последовательность — этапы пути к цели. Всякая преднамеренность в этюде делает поведение неправдивым. Одна из трудностей актерской профессии в том, что зная все наперед, актер действует как бы не ведая, что его ожидает. Все происходит сейчас, здесь, в данный момент, как бы впервые, сиюминутно. Сиюминутное поведение — первый признак подлинности процесса. В работе над этюдом необходимо производить отбор действий, логики, которые вели бы к цели? 1. Ситуацию этюда надо в репетиции пробовать неоднократно, чтобы выявить логику поведения, цель и путь (как) движения к этой цели в выбранных предлагаемых обстоятельствах. Ставить этюд нельзя, а репетировать необходимо. 2. Главным на площадке является объект — партнер. В нем источник, начало и венец правды. С ним и только с ним должна быть подлинная, безупречная связь. Мое поведение целиком зависит от партнера. Если он меня, допустим, не понимает, я должен усиливать энергию, аргументацию, менять пристройки — искать живой контакт, разгадывать истинную причину, мотивы того или иного поступка, факта. 3. В объект размышлений надо брать то, что составляет часть вашей душевной жизни. К этюду в первую очередь предъявляется вопрос: про что (тема) и для чего? что хотели сказать? (идея). Пусть мы этого не пережили, но видели, наблюдали. Этюды — следы нашей человеческой биографии. Работа на площадке. Студентами должна быть проведена огромная работа. Необходимо научиться подлинно слышать, видеть, обонять, осязать в условной среде сценической площадки. В этих условиях надо создавать небольшие отрезки жизни (этюды) и учиться подлинно существовать в них. Чувствовать и разумом постигать те идейно-нравственные посылки, на которых строится обучение. Освоение основ мастерства начинается с тренинга внутренней и внешней психотехники, то есть артистической природы чувств и средств ее звучания. Этот процесс неразрывен с нравственным воспитанием. Непрерывность и сиюминутность подлинного процесса действия в мире воображения, которое питается впечатлениями жизни, — вот то, чем должен овладеть студент, подойдя к концу первого семестра. Вопросы к исполнителю: что же произошло? какое событие? что делает каждый в этом событии, какова его цель? Перескажите историю — отрезок жизни шаг за шагом. Вновь уточняются обстоятельства, предыстория, обогащается внутренний текст, видения и вновь — на площадку... Этюд необходимо называть и в названии определять суть происшедшего, т. е. событие. Это сделать непросто — этому придется учиться все годы. Вход в этюд должен быть откуда-то. В этюд мы приходим из жизни и уходим в жизнь. Правда в этюде начинается с веры в среду — где это происходит? Поэтому необходимо знание «географии» места действия — где дом, где лес, где озеро? И т. д. В этюде времени необходимо тратить ровно столько, сколько требует правда данного факта. И энергии затрачивать ровно столько, сколько требует данное дело. Время и энергия, затраченные в этюде, критерии правды. Лишнее время и лишняя энергия — ложь. Снова напоминаем: название этюдов должно характеризовать суть случившегося. Название в этюде должно определять суть случившегося. Названия: «Ох.уж этот конкурс!» или «Так начинался день», или «Позагорал» — не определяют содержание отрезка жизни, а значит, и не провоцируют борьбу, партнеров. Такие названия скорее подсказывают моральную оценку факта, а потому сразу толкают на определенный результат в поведении. А вот названия этюдов— «Искуситель», «Пропажа», «Скорая помощь» — верные. Студент должен научиться через название верно определять самый существенный факт в сюжете этюда, значит, определять и его содержание, действенную суть. Верное название обнаруживает не только понимание существа происходящего, но ведет сознание и энергию ученика, а значит поступки и действия его в нужном направлении. Умение верно определить название этюда приходит не сразу. Учащиеся часто за основной факт принимают предлагаемое обстоятельство, физическое самочувствие, а то просто место действия и т. д., но только не событие, которое мы рекомендуем называть отглагольным существительным, скажем, «находка». В этом названии есть событие без качественного оттенка и точная подсказка действий участников события. Чаще учащиеся дают названия, которые провоцируют результат, а не борьбу. Сравним название «Находка» с названием «Жертва», и станет ясно, что определение действенной сути в названии «Жертва» заслоняется результативным качеством. Чем сложней этюдное упражнение, тем трудней дать ему верное название. Например. Этюд в первой серии упражнений на «знакомое дело» «Энтузиаст» был назван сначала «На складе» — по месту действия, между тем ведущим фактом здесь является желание выполнить срочную работу, поэтому более верное название этого этюда «Энтузиаст». Или в серии этюдов «первый раз в жизни» — этюд «Крещение» был назван «На репетиции». Такое название определено одним из предлагаемых обстоятельств, а не девственным фактом, где в основе лежит пошлый случай, жертвой которого стал начинающий артист. Он получил своеобразное «крещение» театральным дурнотонием, которое и сегодня еще отравляет рабочую атмосферу театра. Этюд «Урок» в серии наблюдений (раздел «Воспитатели») долгое время не мог получить верного названия. То он назывался выспренно и литературно — «Смерть стрекозы», «Воспитание чувств», «Аутодафе», то равнодушно, по второстепенному обстоятельству: «На прогулке», «Наказание». Все это не отражало главного — жестокости, к которой невольно приучал взрослый человек детей, хотя цель его была добрая — ему хотелось позабавить ребят. В этюде на «музыкальный момент» музыкальный момент должен быть действительно музыкальным, он является главным в этюде, а не поводом и не фоном. Музыкальный момент должен быть включен в событие. Например, показанный этюд «В лодке с транзистором» (название, кстати, не событийное) мог бы состояться, если бы транзистор оказал какое-то влияние на поведение исполнителя в предлагаемых обстоятельствах, а он просто аккомпанирует работе.
|