Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Действие
В центре всех наших занятий лежит действие, то, что действию помогает, к действию подводит. Сколько бы мы ни настаивали на действии, ученик, артист от нашей настойчивости действовать не начнет. Необходимо воспитать возможности и потребность к действию в сценических обстоятельствах. Здесь мы подходим к главному. «Действие» — как элемент актерской школы переживания — должно быть заложено в каждом педагогическом шаге. Верность действию способствует цельности и неделимости учебного процесса. Познание действенной природы поведения идет через чувство. Верность действию, чувство действия, заразительность гарантируют цельность педагогического процесса. Цель обучения этой поры — освободить, раскрепостить природу творца, - приучить к подлинной работе органы чувств в искусственных условиях публичности, добиться эмоционального осознания основного элемента сценического поведения — «действия». Природа (сценическая) освобождается при нормальной работе органов чувств, в далеко не нормальных условиях сцены. Воспитание органов чувств — основная методическая задача в тренинге внутренней психотехники. Естественная работа органов чувств в обстоятельствах вымысла вызывает к деятельности всю внутреннюю «секрецию» актера, создает верную базу для рождения чувства, что несомненно искомое в искусстве. Вся методика тренинга направлена к тому, чтобы научить не передразнивать чувства, а помогать, содействовать процессу их рождения, воспитать аппаратуру чувств. Чтобы продуктивно действовать, нам надо быть начеку — смотреть, слушать, думать. Сценическое действие может быть подлинным и целесообразным только лишь при наличии живого восприятия и оценок. Действие — это и есть элементы психотехники — глаза, уши, мышечная свобода, внимание, физическое самочувствие, воображение, внутреннее видение, внутренний текст и т. д., — объединенные в едином волевом усилии, направленном на то, чтобы добиться поставленной цели. Необходимо в этюде действовать по условию: «что, если бы это происходило со мной» в предлагаемой обстановке, которая должна быть оправдана и в которую надо верить непрерывно и безусловно. Среда (где происходит действие) тоже предлагаемые обстоятельства. «Актер» — действующее лицо. «Акт» — действие. Будущая роль — образ действия человека. «Чувство действия» — основной элемент актерской профессии. Этот главный элемент психотехники воспитывается с первых упражнений «школы». Действие определяется глаголом, но глагол может быть действенным, а может быть результативным, т. е. провоцирующим чувство. Вот цепочка глаголов: добиться, страдать, пытать, сомневаться, разгадать, переживать, торопиться, оглядеть, выведать, опередить, любить, верить, умиляться, жалеть, догнать. Их можно разделить на две группы. Глаголы результата — страдать, сомневаться, любить, жалеть, умиляться, верить, торопиться, переживать. Глаголы действия — добиться, пытать, выведать, разгадать, догнать, опередить, оглядеть. Мы все уже отлично знаем, что чувство играть нельзя, оно не поддается фиксации, оно рождается в результате действия. Чувство — результат. Но в конце концов самое ценное в искусстве— все-таки переживание, живое чувство, рожденное человеком-артистом, в результате борьбы, но борьбы не изображенной, а подлинной. Борьба — это активное действие, т. е. защита позиции, преодоление препятствий, достижение цели. Мы стремимся к тому, чтобы подготовить артиста действующего, т.е. живущего в событии во имя цели, чтобы артист, не изменяя подлинности живого процесса в искусственной среде, был действующим человеком, сознанием которого руководит серьезный и глубокий повод для высказывания. Событийность и конфликтность ситуации дает возможность учиться главному — активно действовать. Идите лучше на сцену и сразу действуйте, т. е. выполняйте то, что вам в данный момент доступно. Вслед за действием само собой, естественно, по неразрывной связи с телом явится внутри и то, что в данный момент доступно чувству», — учил Станиславский новому подходу к роли через создание «жизни человеческого тела», подходу, который естественно, по неразрывной связи физического и психического создает «жизнь человеческого духа». Простые физические действия, всякого рода приспособления должны и могут интересовать нас, только если они помогают раскрыть событие.
|