![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Создание и развитие теории конкуренции
Теория конкуренции была обобщена Адамом Смитом в работе «Исследование о природе и причине богатства народов» (1776 г.). Новизна теории конкуренции А. Смита заключается в том, что он впервые: 1) сформулировал понятие конкуренции как соперничества, повышающего цены (при сокращении предложения) и уменьшающего цены (при избытке предложения); 2) сформулировал главный принцип конкуренции - принцип «нeвидимoй руки»; 3) разработал теоретический механизм конкуренции, который объективно уравновешивает отраслевую норму прибыли; 4) определил основные условия эффективной конкуренции; 5) разработал модель усиления и развития конкуренции. Существенный вклад в развитие теории конкуренции А.Смита внесли Д. Рикардо, Д.С. Миаль, Дж. Робинсон, Дж. Кейнс, Й. Шумпетер, П. Хейне, Ф.А. Хайек, Ф. Найт, К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю, М. Портер, Г.Л. Азоев, Ю.И. Коробов, Л.Г. Раменский, А.Ю. Юданов, Р.А. Фатхутдинов и др. Большинство ученых придерживаются одной из трех трактовок конкуренции: поведенческой, структурной, функциональной. Поведенческая трактовка конкуренции - борьба за деньги покупателя путем удовлетворения его потребностей. Структурная трактовка конкуренции - анализ структуры рынка для определения степени свободы продавца и покупатeля на рынке (формы рынка) и способа выхода из него. Функциональная трактовка конкуренции - соперничество старого с новым, с инновациями, когда скрытое становится явным. Конкуренция - процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для одержания победы или достижения других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных или субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях. Процессы могут быть общественными и личными; экономическими, правовыми, социальными, природными; обеспечивающими, преобразующими и завершающими; материальными и виртуальными; объективными и субъективными; поддерживающими паритет и воспроизводительными; логическими и экономическими и проч. Процесс использования своих конкурентных преимуществ обязательно предполагает управление ими, т.е. нахождение, разработку, поддержание, использование, развитие, отмирание конкурентного преимущества. В качестве «субъектов» в понятии «конкуренция» могут выступать любые социальные, производственные или биологические системы. Конкурентные преимущества субъектов могут быть наследственными, конструктивными, технологическими, информационными, квалификационными, управленческими, природно-климатическими и др. В качестве целей системы могут выступать: выполнение миссии организации; победа в спортивных соревнованиях или творческих конкурсах, на конкретном рынке с конкретным товаром; достижение за счет внешнего или внутреннего развития либо поглощения конкурента какого-либо определенного состояния или уровня; поддержание достигнутого уровня; выживание и т.д. Потребности могут быть: объективными (заданными природой или обществом) или субъективными (заданными субъектом управления или животным); первичными или высшими; прошлыми, настоящими или будущими; сопряженными или несопряженными; глобальными или личными; отрицательными или положительными; индивидуальными или общественными и т.д. В систему законодательства входят: конкурентное право, экологическое право, гражданский кодекс, налоговый кодекс, таможенная система, трудовое право и др.
|