Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Осторожно с наречиями
Будьте внимательны в употреблении наречий. Они могут " обескровить" глагол или дублировать его значение. Авторы классических приключений " Тома Свифта" [Tom Swift] [6] любили восклицательный знак и наречия. Рассмотрим небольшой отрывок из " Том Свифт и его великий прожектор" [Tom Swift and His Great Searchlight (1912)]: " Смотри! — внезапно вскрикнул Нед, — Вон человек!..Я собираюсь заговорить с ним! " — горячо заявил Нед. Восклицательного знака после " смотри" могло бы быть достаточно, чтобы подогреть любопытство юного читателя, но автор добавляет " внезапно" и " горячо" для пущей верности. Несколько слов и автор вновь использует наречие: не для того, чтобы изменить наше восприятие глагола, а в качестве усилителя. Глупость этого стиля привела к тому, что родилась фигура речи, названная " по-томсвифтовски", когда употребление наречий превращает прозу в анекдот: " Я художник", — сказал он с легкостью. " Я хочу пиццу", — сказал он сурово. " Я Венера Милосская", — сказала она обезоруживающе. В лучшем случае наречия выделяют глагол или прилагательное. В худшем, они повторяют смысл, который уже есть в самой части речи: — Взрыв полностью уничтожил церковь. — Заводила бешено вертелся перед орущими болельщиками. — В аварии мальчику целиком оторвало руку. — Шпион тайно подсматривал сквозь кусты. Посмотрим, что произойдет, если убрать наречия: — Взрыв уничтожил церковь. — Заводила вертелся перед орущими болельщиками. — В аварии мальчику оторвало руку. — Шпион подсматривал сквозь кусты. В каждом случае, удаление сокращает предложение, заостряет смысл и дает свободу глаголу. Даже через полвека после смерти, Мейер Бергер [Meyer Berger] остается одним из великих стилистов в истории газеты " Нью-Йорк Таймс" [The New York Times]. В одной из последних авторских колонок он описывает внимание, оказанное слепому виолончелисту в Католическом госпитале: " Персонал поговорил с сестрой Мэри Финтан, ответственной за больницу. С ее согласия они принесли старую виолончель в палату 203. Годы никто не играл на ней; Лоуренс Строец ощупывает инструмент. Его длинные белые пальцы ласкают струны. Он настраивает виолончель с некоторым усилием и натягивает старый смычок. Поднимает его к подбородку и преображается". Свежесть глаголов и отсутствие наречий характеризует прозу Бергера. Когда старик играет " Ave Maria": " Монашки в черных и белых одеждах шевелят губами в беззвучной молитве. Притихли. За долгие годы, проведенные в дешевых кварталах, Строец не растерял таланта. Слепота помешала пальцам играть, но он преодолел это. Музыка затихла, и слушатели хлопали. Старый виолончелист поклонился, впалые щеки сморщились в улыбку". Насколько лучше одиночный глагол " хлопали", чем слушатели " вежливо аплодировали". Избыток наречий отражает незрелость писателя, но даже мэтры оступаются. Джон Апдайк написал эссе в один абзац о красоте банки пива до изобретения " быстрой открывалки". Он мечтал, как пузырьки " вспенятся страстно в торжестве освобождения". Перечитывая эту фразу через годы, меня все больше смущает это " страстно". Оно сжимает пространство между отличным глаголом (вспениться) и отличным существительным (торжество), которые описывают пиво и дают нам всю информацию о его страстности. Наречия уместны в убеждающих текстах. Но пользуйтесь ими скупо. 1. Просмотрите газету, выискивая слова с окончаниями наречий (-но, -о). Вычеркните все наречия карандашом и перечитайте текст вслух. 2. Проделайте ту же операцию с тремя Вашими последними эссе, статьями, докладами. Выделите наречия, удалите их и решите: стал текст лучше или хуже. 3. Просмотрите Ваши наречия еще раз и отметьте, какие из них меняют смысл глагола в отличие от тех, которые лишь усиливают значение. 4. Найдите связки " слабый глагол + наречие" и попробуйте заменить их на сильные глаголы: " Она быстро спустилась по лестнице" может стать " Она сбежала по лестнице".
|