Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Возможности повествования
Используйте возможности повествования. Журналисты употребляют слово " рассказ" с романтической неразборчивостью. Они думают о себе, как о бродячих певцах современного мира, сказителях, сочинителях баек. А потом, довольно часто, они пишут скучные репортажи. Не все репортажи обязательно скучны, как и не все рассказы интересны. Главная разница между рассказом и репортажем — в ожиданиях читателя и писательском исполнении. Составные части рассказа, назовем их историями, присутствуют во многих новостных репортажах. Но редко газетный материал заслуживает титула " рассказа". И наоборот, большинство материалов, которые мы называем рассказами, по сути лишь репортажи. В чем различия между репортажем и рассказом? Как писатель может тактически использовать эти различия? Замечательный исследователь Луиза Розенблатт [Louise Rosenblatt] утверждала, что читатели читают по двум причинам: получение информации и приобретение опыта. Репортажи несут информацию. Рассказы создают опыт. Репортажи передают знания. Рассказы переносят читателя, преодолевая границы времени, пространства и воображения. Репортаж указывает нам на что-то. Рассказ переносит нас туда. Репортаж звучит так: " Школьный комитет соберется в четверг, чтобы обсудить новый план преодоления сегрегации". Рассказ звучит так: " Ванда Митчелл грозила кулаком в сторону председателя Комитета, слезы текли по ее щекам". Приемы жанра репортажа и рассказа также отличаются. Например, хотя и цитаты, и диалоги заключаются в кавычки, цитаты оживляют репортаж, а диалоги раскрывают характер и двигают сюжет рассказа. Знаменитое правило " пять W? плюс H? " [58], представляемое как перевернутая пирамида, помогает многим поколениям журналистов организовывать новость от самого важного к менее значимому. Кто, Что, Где и Когда — самые простые элементы информации [59]. Почему и Как — добиться труднее. Когда эти элементы используются в репортаже, они заморожены во времени, чтобы читатель мог " просканировать" и их уяснить для себя. Великолепный журналист из Сиэтла — Ричард Залер [Richard Zahler] — продемонстрировал мне, как растопить эти " пять W" и превратить репортаж в рассказ, где время течет, а характеры развиваются. В этом процессе превращения: — Кто становится Персонажем. — Что становится Действием (Что произошло). — Где становится Местом действия. — Когда становится Хронологией. — Почему становится Мотивами или Причиной. — Как становится Процессом (Как это случилось). Одна из Ваших главных задач как писателя — определить, когда Вы пишите рассказ в противоположность репортажу. Рассказ, утверждает Джон Франклин [Jon Franklin], требует ускорения и замедления действия, запутанности сюжета, обнажений внутреннего мира, и развязки. Том Вулф [Tom Wolfe] продемонстрировал, как соединить правдивый репортаж с такими литературными приемами, как: установка декораций, раскрытие деталей характера, захватывающие диалоги и смена позиций рассказчика. Повествование, говорят нам ученые Роберт Шолс и Роберт Келлог [Robert Scholes, Robert Kellogg], требует истории и рассказчика. Рассмотрим вступление к серии репортажей " Последний Шанс" о трудных подростках в газете " The Star-Ledger of Newark": " Рон Орр рухнул на стул, издал протяжный неторопливый вздох и спросил себя, что он здесь делает. Я мог бы иметь непыльную работу в пригороде, подумал он, сжимая руками голову. Вместо этого он выбрал работу директора Валей-колледжа, этот клаустрофобный сумасшедший дом, полный предателей-подростков. Некоторые из низ агрессивны; все они трудные. Сейчас, один из них стоит у него за дверью и проклинает его. Другой угрожал, что будет курить марихуану прямо в холле. Кто-то заорал: " Посмотрите в окно! ", — один из студентов собирался погонять на украденной машине. " И так каждый день", — сказал Орр, растирая виски. Орр любил напоминать себе, что он молился об этой работе. Сегодня — Выпускной вечер, 2003. Орр подумал: " Бог дал, а теперь я мечтаю, чтобы он забрал это обратно". Это начало очень неплохого рассказа, и рассказчик, Робин Фишер [Robin Fisher], помогает читателю ответить на вопрос: " Каково находиться в этом колледже, с таким директором и такими студентами в этот особенный день, День выпуска? " Фишер становится нашими глазами и ушами. Виртуальная реальность, созданная автором, толкает читателя к симпатии, вниманию к хорошему человеку, пытающемуся помочь проблемным подросткам. Давайте разберем на составляющие этот отрывок: — Кто — это размышляющий на библейские темы персонаж директора Орра. — Что — это, что случится в день выпускного. Удастся ли директору и студентам пережить его вопреки всем раскладам? — Где — это кампус колледжа, " клаустрофобный сумасшедший дом". — Когда — это особый день-в-жизни, выпускной. — Почему и Как — раскрывается в дальнейшем повествовании. Почему директор упорствует? Как работает колледж? Как он выживает? Чтобы превратить репортаж в рассказ, репортер должен превратиться в рассказчика. 1. Почитайте новости, держа в голове различия между репортажем и рассказом. Поищите упущенные возможности повествования. Найдите примеры, где автор использовал возможности повествования. 2. Проделайте то же самое с Вашими работами. Найдите примеры, где Вы переносите читателя прямо на место действия. Посмотрите, где можно было использовать приемы рассказа. 3. Повествование зависит от отношения ко времени в истории. Ричард Залер приводит пример старого отеля, уничтоженного огнем. Опишите, как автор мог использовать элементы времени, например, вставить историю самого отеля, момент, когда огонь заметили и вызвали помощь, когда приехала пожарная бригада, и как долго они тушили пламя. В следующий раз, используйте время как прием и репортажа, и рассказа.
|