Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Последний период холодной войны [1985—1991] — распад биполярной системы.Стр 1 из 7Следующая ⇒
По своим методам экстремизм и терроризм близки, но не тождественны. Не все экстремисты используют насильственные методы. В отличие от терроризма насилие в экстремизме может носить спонтанный, немотивированный и нередко иррациональный характер. 13. Под однополярностью в литературе обычно предлагается понимать такое положение на мировой арене, когда одна держава по военным, политическим, экономическим и иным показателям находится в явном отрыве от других стран. Гипотетический вариант мировой федеральной системы при дискуссиях об однополюсности рассматривается значительно реже. В начале 1990-х годов, во время войны в Персидском заливе, тогдашний президент США Дж. Буш заявил, что в связи с распадом Советского Союза исчез один из «полюсов». Соединенные Штаты оказались в уникальном положении: они стали первой и единственной мировой державой. Стали говорить о формировании однополюсного мира во главе с США, хотя были исследования, в которых утверждалось, что однополярность мира вовсе не означает непременно полюс в виде США. Он может быть гораздо более сложным. Например, ряд авторов считают, что этот полюс стал складываться еще в период холодной войны и представляет собой некие согласованные действия по управлению миром группой из семи ведущих государств, превратившихся впоследствии в «Большую восьмерку» (Великобритания, Германия, Италия, Канада, Россия, США, Франция и Япония). Наблюдается введение политики односторонности, или унилатерализма (англ.: unilateralism), предполагающей, что внешнеполитические решения принимаются даже без учета позиций близких союзников, как, например, решение о военной операции в отношении Ирака в 2003 г. Вместе с тем начинают сближаться или даже отождествляться понятия «однополярности» и «односторонности». Связывает однополярность с отсутствием серьезных угроз для США со стороны какого-либо другого государства, а следовательно, и возможностью действовать исходя из собственных соображений. В то же время ряд авторов подчеркивали ответственность США за происходящее в мире, именно в силу их лидирующей позиции. Идея однополярности, и особенно политика односторонности, вызвала критику как внутри США, так и за их пределами. Характеристики однополярного мира: центральная (основная) власть устанавливает «правила игры» и доминирует, используя военные и экономические рычаги; центральная власть разрешает споры между «подчиненными»; центральная власть препятствует «подчиненным» в их стремлении обрести независимость. 14. Модель многополярной системы международных отношений обсуждалась в западной науке еще в период холодной войны в связи с предполагаемым тогда спадом мощи США и появлением в мире новых центров силы. После окончания холодной войны ослабли центростремительные силы как вокруг России, так, хотя и в меньшей степени, вокруг США. Одновременно произошло формирование новых центров, или полюсов, в частности, ими стали Китай, Западная Европа. Многополюсность выступает и как сложившаяся данность после крушения биполярного мира и как система, к которой следует стремиться, используя сложившиеся условия и направив все внешнеполитические и дипломатические усилия. Идея многополярности мира в качестве ориентира официального внешнеполитического курса получила развитие в конце 1990-х годов. Однако формируется иная точка зрения. А.Д.Богатуров писал: «История свидетельствует: многополюсное балансирование с абсолютной неизбежностью результировалось в мировые войны. Международное сообщество имело шанс понять это в 1914— 1918 годах». Следовательно, такой мировой порядок вряд ли способен обеспечить стабильность м ирового сообщества. 15. Мягкая сила (англ. soft power)— форма политической власти, способность добиваться желаемых результатов на основе добровольного участия, симпатии и привлекательности, в отличие от «жёсткой силы», которая подразумевает принуждение. По словам введшего этот термин американского политолога Джозефа Ная, язык и культура страны – это «мягкая сила», которая играет ключевую роль в международных отношениях, влияя напрямую, или косвенно, на мировую политику и деловые связи. Согласно концепции Дж.Ная, мягкая сила – это производная от трех ресурсов государства: его культуры, политической идеологии и внешней политики. Мягкая сила дает возможность скрытно влиять на международные процессы даже тем странам, которые имеют ограниченный набор традиционных ресурсов влияния, например, не являются членами Совета Безопасности ООН, не обладают ядерным оружием или находятся на географической периферии. В условиях многополярной, полицентричной системы глобального мира любая страна, независимо от своего места в глобальной иерархии, при условии грамотного использования инструментов мягкой силы может осуществлять латентное воздействие на гуманитарные процессы, протекающие в рамках данного макрорегиона или даже планетарном масштабе. Жёсткая (твёрдая) сила (англ. hard power) — форма политической власти, связанная с применением военного и/или экономического принуждения для коррекции поведения или интересов других политических сил. Согласно названию эта форма политической власти часто является агрессивной, и наиболее эффективна когда субъект власти имеет меньшую военную или экономическую силу. 45. ПОДДЕРЖАНИЕ МИРА – действия с участием военного и гражданского персонала (эксперты, наблюдатели), предпринимаемые ООН с целью поддержания или восстановления международного мира и безопасности в районе конфликта. Реализуется в форме проведения операций по поддержанию мира, в т.ч. как средство урегулирования внутригосударственных конфликтов и гражданских войн. При этом военный персонал не должен использовать оружие, за исключением необходимости самообороны, защиты гражданского персонала миротворческой миссии или других организаций, действующих в районе конфликта, а также удержания вооруженных элементов от невыполнения мирных соглашений. Важным элементом поддержания мира является постконфликтное урегулирование, направленное на восстановление нормальной жизни в зоне конфликта. Оно, в частности, включает в себя разоружение комбатантов и их интеграцию в гражданское общество, возвращение беженцев и перемещенных лиц, оказание помощи в укреплении правопорядка и авторитета законной власти, содействие в социально-экономическом развитии, ликвидацию причин и условий возобновления новых конфликтов. Деятельность по поддержанию мира является одним из наиболее эффективных инструментов, имеющихся в распоряжении ООН для оказания помощи принимающим странам, переживающим сложный период выхода из конфликтной ситуации. Миротворческая деятельность обладает рядом уникальных преимуществ, включая легитимность и принцип распределения ответственности, а также потенциал по развертыванию и обеспечению функционирования военных и полицейских контингентов из различных стран мира и объединению их усилий с усилиями гражданских миротворцев в целях осуществления комплексных мандатов. Миротворцы ООН обеспечивают безопасность, политическую поддержку и содействие миростроительству в странах, выходящих из конфликтной ситуации. В своей деятельности по поддержанию мира ООН руководствуется тремя основными принципами: согласие сторон; беспристрастность; неприменение силы за исключением случаев самообороны и защиты мандата. 16. Суть глобализации – в резком расширении и усложнении взаимосвязей и взаимозависимостей как людей, так и государств, что выражается в процессах формирования планетарного информационного пространства, мирового рынка капиталов, товаров и рабочей силы, межэтнических и межконфессиональных конфликтах. Предпосылки глобализации: 1) информационная революция (создание глобальных сетей); 2) интернационализация капитала и ужесточение конкуренции на мировых рынках; 3) дефицит природных ресурсов и обострение борьбы за контроль над ними; 4) демографический взрыв; 5) усиление техногенной нагрузки на природу; 6) распространение оружия массового уничтожения. Проблемы, порождаемые глобализацией: 1. Дестабилизация экономической и социально-политической ситуации в отдельных странах и в мировом сообществе. 2. Изменение внешних и внутригосударственных условий деятельности финансовых институтов, что порождает нестабильность мировой финансовой системы. Процессы глобализации не только привели к неконтролируемому перемещению огромных денежных масс через национальные границы и формированию глобального финансового рынка, но и к изменению функций денег в мировой экономике. Деньги сами стали товаром, а спекуляция на изменении курса валют – наиболее выгодной операцией. 3. Усиление диспропорций в мировой экономике и нарастание социальной поляризации. Разрыв между нищим большинством и богатым меньшинством все больше. 4. Экологическая проблема. Наступила реальная опасность экологической катастрофы. Это вызвано деградацией жизненно важной для здоровья человека природной среды, разрушительным техногенным влиянием на биосферу, усиливающимся воздействием парникового эффекта на климат планеты, необратимыми потерями в генофонде планеты в связи с исчезновением многих видов животных и растений. 5. Мировой терроризм. 6. Угроза здоровью и жизни людей из-за эпидемий (малярия, «птичий грипп», туберкулез). 7. Геополитические конфликты (Ирак, Израиль и Палестина). В качестве проблем, потенциально способных вызвать негативные последствия от глобализационных процессов во всех странах, можно назвать: 1) неравномерность распределения преимуществ от глобализации в разрезе отдельных отраслей национальной экономики; 2) возможная деиндустриализация национальных экономик; 3) возможность перехода контроля над экономикой отдельных стран от суверенных правительств в другие руки, в том числе к более сильным государствам, ТНК или международным организациям; 4) возможная дестабилизация финансовой сферы, потенциальная региональная или глобальная нестабильность из-за взаимозависимости национальных экономик на мировом уровне. Локальные экономические колебания или кризисы в одной стране могут иметь региональные или даже глобальные последствия. Наиболее болезненные последствия глобализации могут ощутить на себе менее развитые страны, относящиеся к так называемой мировой периферии. Основная масса из них, участвуя в интернационализации в качестве поставщиков сырья и производителей трудоемкой продукции (а некоторые из них — поставщиков деталей и узлов для современной сложной техники), оказываются во всесторонней зависимости от передовых держав и имеют доходы, во-первых, меньшие, во-вторых, весьма нестабильные, зависящие от конъюнктуры мировых рынков. Глобализация для таких стран порождает, помимо вышеперечисленных, и еще множество других проблем: 1) увеличение технологического отставания от развитых стран; 2) рост социально-экономического расслоения, маргинализацию (т.е. разрушение государственного общества, представляющее собой процесс распада социальных групп, разрыв традиционных связей между людьми, потерю индивидами объективной принадлежности к той или иной общности, чувства причастности к определенной профессиональной или этнической группе); 3) обнищание основной массы населения; 4) усиление зависимости менее развитых стран от стабильности и нормального функционирования мирохозяйственной системы; 5) ограничение ТНК способности государств проводить национально ориентированную экономическую политику; 6) рост внешнего долга, прежде всего международным финансовым организациям, который препятствует дальнейшему прогрессу. Наибольший выигрыш от участия в глобализации имеют промышленно развитые страны, получающие возможность снижать издержки производства и сосредоточиваться на выпуске наиболее доходной наукоемкой продукции, перебрасывать трудоемкие и технологически грязные производства в развивающиеся страны. Но и промышленно развитые страны могут пострадать от процессов глобализации, которые, если с ними не совладать, увеличат безработицу, усилят нестабильность финансовых рынков и т.д. В качестве наиболее часто обсуждаемых социально-политических проблем, потенциально имеющих место в развитых странах в связи с процессами глобализации, можно назвать: - рост безработицы в результате: - внедрения новых технологий, что приводит к сокращению рабочих мест в промышленности, усиливает социальную напряженность; - изменения структуры производства и перемещения массового выпуска трудоемких видов товаров в развивающиеся страны, что тяжело ударяет по традиционным отраслям этих стран, вызывая там закрытие многих производств; - возросшей мобильности рабочей силы; - выдвинувшиеся на первый план ТНК нередко ставят собственные интересы выше государственных, в результате чего роль национальных государств ослабевает и часть функций переходит к различным надгосударственным организациям и объединениям. 17. В самом общем смысле демократизация означает процесс политических и социальных изменений, направленных на установление демократического строя. С.Хантингтон вводит понятие «волна демократизации», под которой он понимает группу переходов «от недемократических режимов к демократическим, происходящих в определенный период времени, количество которых значительно превышает количество переходов в противоположном направлении в данный период». Американский политолог пришел к выводу, что в современном мире имели место три волны демократизации. Каждая из них затрагивала сравнительно небольшое число стран, и во время каждой совершались переходы и в недемократическом направлении. За каждой из первых двух волн демократизации следовал откат, во время которого некоторые страны возвращались к недемократическому правлению. Понимая всю степень условности своих исследований, тем не менее, С.Хантингтон выделил следующие даты волн демократизации: первая, длинная волна демократизации 1828 - 1926 гг.; первый откат 1922 - 1942 гг.; вторая, короткая волна демократизации 1943 - 1962 гг.; второй откат 1958 – 1975 гг.; третья волна демократизации начинается с 1974 г. и продолжается по сей день. Глобальный поворот прочь от демократии в 1960-х - начале 1970-х гг. приобрел впечатляющие размеры. По одной из оценок, треть из 32 действующих демократий, существовавших в мире в 1958 г., превратилась в авторитарные режимы. Третья волна демократизации началась в 1974 г. после падения португальской диктатуры. В течение пятнадцати лет демократические режимы пришли на смену авторитарным почти в тридцати странах Европы, Азии и Латинской Америки. В некоторых странах произошла значительная либерализация авторитарных режимов. В других - движения, выступающие за демократию, обрели силу и легальность. В 1974 г. восемь из десяти южноамериканских стран управлялись недемократическими правительствами, в 1990 г. - в девяти правительства были демократически избраны. Демократизации способствуют или препятствуют внешние и внутренние факторы. Значимость внешних факторов определяется глобализацией демократических процессов. Внешние факторы могут выступать в виде прямого принуждения, когда внешняя сила навязывает демократические институты другой стране; в виде убеждения, осуществляемого несиловым внешним воздействием на внутриполитические процессы; в виде использования системы различных стимулов, побуждающих политических акторов осуществлять те или иные шаги, в конечном счете, благоприятные для реализации определяемых извне целей, как демократических, так и недемократических. При анализе внутренних факторов демократических транзитов существует два подхода – структурный и процедурный. В первом случае упор исследователями делается на государство- и нациеобразующие, социально-экономические и культурно-ценностные условия и предпосылки демократии, во втором – на факторы процедурные: выбор и последовательность конкретных решений и действий тех политических акторов, от которых зависит процесс демократизации. 18. Национализм — идеология и направление политики, основополагающим принципом которых является тезис о ценности нации как высшей формы общественного единства и её первичности в государствообразующем процессе. Как политическое движение, национализм стремится к отстаиванию интересов определённой национальной общности в отношениях с государственной властью. В своей основе национализм проповедует верность и преданность своей нации, политическую независимость и работу на благо собственного народа, культурное и духовное возрастание, объединение национального самосознания для практической защиты условий жизни нации, её территории проживания, экономических ресурсов и духовных ценностей. В силу того, что многие современные радикальные движения подчёркивают свою националистическую окраску, национализм часто ассоциируется с этнической, культурной и религиозной нетерпимостью (или любой иной неприязнью к этническим «другим»). Такая нетерпимость осуждается сторонниками умеренных течений в национализме. Национализм — это прежде всего идеология, которая включает следующие элементы: Существование наций. Суверенное право нации на самоопределение. Нация имеет право сформировать своё государство, которое должно включать в себя всех членов нации. Для каждой непрерывной территориально-административной единицы политические границы должны совпадать с культурно-этническими. Первичность нации в государствообразующем процессе. Нация является источником всей политической власти. Единственным легитимным типом правительства является национальное самоуправление. Национальная самоидентификация. Нация как высшая ценность. Преданность индивида национальному государству превыше индивидуальных или других групповых интересов Национализм подчёркивает различия, колорит и индивидуальность наций. Эти отличительные черты носят культурно-этнический характер. Следует различать два вида национализма: этнический и политический, или гражданский. Этнический национализм имеет безоговорочно негативный характер. Он утверждает безусловное превосходство одной этнической группы над всеми. Радикализм — крайняя, бескомпромиссная приверженность каким-либо взглядам, концепциям. Чаще всего употребляется в отношении идей и действий в социально-политической сфере, особенно направленных на решительное, коренное изменение существующих общественных институтов, хотя в той же мере возможен и «радикальный консерватизм». Чаще всего употребляется политический радикализм, хотя возможен также религиозный, церковный, философский. Феномен часто получает распространение в кризисные, переходные исторические периоды, когда возникает угроза существованию, традициям и привычному укладу общества или определённых его слоёв и групп. «Этим термином обозначается стремление доводить политическое или иное мнение до его конечных логических и практических выводов, не мирясь ни на каких компромиссах». 19 Глобальное управление – это комплекс формальных и неформальных институтов, механизмов, отношений и процессов, существующих между и распространяющихся на государства, рынки, отдельных граждан и организации, как межправительственные, так и неправительственные, посредством которых на глобальном уровне определяются коллективные интересы, устанавливаются права и обязанности, разрешаются споры Глобальное управление – одна из наиболее обсуждаемых тем мировой политики. В связи с этим представляется уместным остановиться более подробно на том, как различные теоретические школы интерпретируют это явление. Для большей наглядности необходимо провести анализ интерпретации понятия «глобальное управление» в рамках двух направлений – реализма и интернационального либерализма.Позиция реалистов базируется на следующих представлениях: система международных отношений представляет собой анархию, верховной политической власти не существует; государство суверенно и не подчиняется какой-либо высшей светской власти; государства как важнейшие акторы международных отношений сотрудничают друг с другом, создают международные организации, но только в тех областях, в которых их интересы совпадают; в международных отношениях государства руководствуются принципами соблюдения национального интереса и обеспечения национальной безопасности; одним из основных понятий, определяющих роль государства в международных отношениях, являются отношения власти (преимущественно военной, но также экономической, психологической и др.) По мнению реалистов, реализации глобального управления препятствуют три непреодолимые, с их точки зрения, проблемы: «проблема власти»: реалисты настаивают на том, что любое правительство и любая система управления нуждаются в эффективном механизме контроля, для того чтобы предотвратить злоупотребление властью; «проблема мирных перемен»: каждая система управления должна иметь социальную, политическую и экономическую основу, но изменения в структуре сложившихся отношений власти все равно будут происходить, поэтому необходимо включить в систему глобального управления механизм обеспечения «мирных перемен»; «проблема предназначения глобального управления»: необходимо четкое определение социальных, политических и экономических причин, оправдывающих целесообразность формирования глобального управления. Позиции интернационального либерализма: рациональная политика является необходимым условием эффективного управления международными отношениями; международное сотрудничество, как с рациональной, так и этической точки зрения, является предпочтительнее положения конфликта: растущая материальная взаимозависимость государств обуславливает необходимость международного регулирования; международные организации способствуют распространению мира и стабильности, усмиряя более сильные государства путем создания международных норм и новых правил проведения многосторонней политики; кроме того, они имеют необходимые инструменты предотвращения или управления межгосударственными конфликтами; основные недостатки существующей системы глобального управления (доминирование наиболее сильных государств в формировании международных институтов, «дефицит демократии», отсутствие контроля за процессом формирования общественного мнения 20. Понятие глобальной безопасности охватывает все наиболее актуальные проблемы всего человечества, подразумевает защищенность системы международных отношений и экологической ситуации от угроз, способных дестабилизировать обстановку в мире, вызвать кризис общепланетарного масштаба. На сегодняшний день важнейшими направлениями укрепления глобальной безопасности являются разоружение и контроль над вооружениями, защита окружающей среды, содействие экономическому и социальному прогрессу развивающихся стран, борьба с международным терроризмом и незаконным оборотом наркотиков, предотвращение и урегулирование этнополитических конфликтов, сохранение культурного многообразия в современном мире, обеспечение соблюдения прав человека, освоение космоса и рациональное использование земельных недр и богатств Мирового океана. МЕЖДУНАРОДНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ - система международных отношений, основанная на соблюдении всеми государствами общепризнанных принципов и норм международного права, исключающая решение спорных вопросов и разногласий между ними с помощью силы или угрозы. Принципы международной безопасности предусматривают утверждение мирного сосуществования в качестве универсального принципа межгосударственных отношений, обеспечение равной безопасности для всех государств, создание действенных гарантий в военной, политической, экономической и гуманитарной областях - недопущение гонки вооружений в космосе, прекращение всех испытаний ядерного оружия и полная его ликвидация; роспуск военных группировок; безусловное уважение суверенных прав каждого народа; справедливое политическое урегулирование международных кризисов и региональных конфликтов; укрепление доверия между государствами; выработка эффективных методов предотвращения международного терроризма; искоренение геноцида, апартеида, проповеди фашизма; исключение из международной практики всех форм дискриминации, отказ от экономических блокад и санкций (без рекомендаций мирового сообщества); установление нового экономического порядка, обеспечивающего равную экономическую безопасность всех государств. Неотъемлемая часть международной безопасности - действенное функционирование закрепленного Уставом ООН механизма коллективной безопасности. состояние отношений внутри и между социально-территориальными общностями определенного региона, при котором для всех относящихся к нему государств, народов, граждан, общественных институтов и групп обеспечивается защищенность их жизненно важных интересов, надежное существование и стабильное развитие. Реализуется на различных уровнях: в рамках отдельной административно-территориальной единицы страны; применительно к нескольким соседним районам государства; в масштабе группы стран, входящих в определенную географическую зону. На любом уровне строится во взаимосвязи с национальной и международной безопасностью, включает в качестве основных элементов экономическую, политическую, экологическую, военную и другие виды безопасности. национальная безопасность — совокупность официально принятых взглядов на цели и государственную стратегию в области обеспечения безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз политического, экономического, социального, военного, техногенного, экологического, информационного и иного характера с учётом имеющихся ресурсов и возможностей. состояние защищенности жизни и здоровья человека, его целей, потребностей, интересов от опасных воздействий (физических, духовных, информационных, этнокультурных, социальных, экономических, политических, экологических, медико-биологических, военных и т.д.). 21. Холодная война - термин, обозначающий состояние военно-политической конфронтации государств и групп государств, при которой ведется гонка вооружений, применяются экономические меры давления, осуществляется организация военно-статегических плацдармов и баз. [1] Во время Холодной войны сформировался биполярный мир с США, чьи потери во Второй Мировой Войне были минимальными из-за отдалённого от центра военных действий географического положения, с одной стороны и Советской Россией, которая ценой невероятных усилий сумела восстановить своё прежнее могущество и обеспечить рост во всех сферах, с другой. Естественно, что в годы Холодной войны международная безопасность определялась двумя ведущими сверхдержавами — США и СССР — и, следовательно, на несколько последующих десятилетий характер международных отношений стал зависеть от решений, принимаемых в Вашингтоне и Москве, что, конечно же, не могло не вызвать недовольства со стороны «традиционных» центров силы Европы — Франции и Великобритании, что ещё больше усиливало элементы конфронтационности в биполярной структуре мира. Можно условно разделить Холодную войну на 3 этапа. В первом её этапе [1946-62 гг.] наблюдалась крайняя острота противостояния двух центров биполярного мира. В этот период произошли также такие события, как создание НАТО, Совета Экономической Взаимопомощи и Организации Варшавского Договора. Шло яркое противостояние двух военно-политических блоков и наращивание вооружений, в том числе ракетно-ядерных. Данный период был ознаменован конфликтами и войнами в Юго-Восточной Азии (Корея, Вьетнам), на Ближнем Востоке, в которых прямо или косвенно участвовали США и СССР. В 1962 мир стоял на пороге новой мировой войны во время Карибского кризиса 1962 г. Карибский кризис стал высшей точкой военно-стратегической нестабильности в международных отношениях второй половины XX века. Он обозначил рубеж окончания политики «балансирования на грани войны». Наступила эра «конфронтации по правилам», где международные противоречия вылились в жёсткое, но мирное политическое, экономическое и военно-технологическое соперничество.+ Взаимно гарантированное уничтожение сделало бы бессмысленным первый ядерный удар; международная стабильность стала основываться на взаимном страхе перед угрозой применения ядерного оружия. В эти же годы шли переговоры о сокращении обычных вооружений. Появилась и новая проблема, связанная с освоением космического пространства, которое, по мнению большинства стран, не должно было стать ареной гонки вооружения. Второй период холодный войны [1962—1979] известен как период разрядки международной напряжённости. В1975 году прошло Совещание г. в Хельсинки по безопасности и сотрудничеству в Европе, где предпринимались попытки обеспечить мирное сосуществования двух систем и обсудить его сложности и противоречия. Был достигнут военно-политический паритет между СССР и США. В конце 60-х гг. международные отношения в Европе также характеризовались поисками путей к ослаблению обстановки международной напряженности. Политика силы в условиях военно-стратегического паритета оказалась бесперспективной. В правительствах западных стран стала пробивать себе дорогу идея переговоров, обозначился поиск путей к безопасности через сотрудничество и обеспечение доверия в Европе. Третий период холодной войны [конец 70-х — середина 80-х гг.(1979-1985)] известен как конец разрядки, ознаменован новым обострением международного противостояния двух систем. Мы наблюдаем заметное ухудшение советско-американских отношений, новый виток гонки вооружений. В этот период представлена американская программа СОИ. Заметен также рост вмешательства США в политику стран Ближнего Востока и Латинской Америки. С советской же стороны был ввод советских войск в Афганистана и представлена «доктрина Брежнева» — ограничение суверенитета стран социалистического лагеря, что вызвало усиление трений внутри него. Этот период ознаменован началом кризиса мировой социалистической системы, но тем не менее два центра биполярного мира предпринимают попытки продолжения политики холодной войны. В международных отношениях снова стала возрастать роль силы. США и страны НАТО, в особенности, не опасаясь противодействия Советского Союза, стали шире использовать силу для отстаивания своих интересов в региональных и локальных конфликтов, делая это под лозунгами защиты демократии и защиты прав человека. В международных отношениях стало занимать большое место «миротворчество», под которым понималось применение странами международного сообщества многообразных, в том числе и силовых мер для прекращения кровопролития в отдельных конфликтах. Среди этих мер особое внимание стало уделяться такому инструменту, как «гуманитарная интервенция», т. е. вооружённое вмешательство в конфликт третьих стран, как правило, многосторонее, предпринимаемое коалициями государств из гуманитарных побуждений. Последний период холодной войны [1985—1991] — распад биполярной системы. Противостояние двух соперников в " холодной войне" завершилось неожиданным для большинства аналитиков распадом Советского Союза и укреплением позиций США. Возможности «победившего» блока западных стран для реализации собственных интересов в мире резко возросли. Однако окончание " холодной войны" вряд ли корректно оценивать в терминах победы и поражения, как бы того не хотелось многим. Скорее, следует сказать, что завершился очередной этап в развитии международных отношений. 90-е годы открыли перед бывшими противниками новые возможности реализации своих исторических амбиций. 22. Актуальность темы исследования обусловлена, прежде всего, тем, что в современных условиях многие угрозы и вызовы безопасности носят транснациональный характер, поэтому для их нейтрализации необходимы коллективные меры международного сообщества. К тому же возможности обеспечения национальной безопасности любого государства, опираясь лишь на собственные силы, выглядят в достаточной степени ограниченными. В связи с этим все большее значение приобретает международное сотрудничество, при этом роль региональных организаций в обеспечении военно-политической безопасности все возрастает. Обеспечение военно-политической безопасности подразумевает определенную систему, которая является важным инструментом для сохранения и поддержания международного мира и безопасности. Поэтому в данном исследовании были рассмотрены механизмы обеспечения безопасности трех региональных организаций - Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Организация Североатлантического договора, Организация Объединённых Наций.
|