Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные направления деятельности ШОС






Как упоминалось выше, важнейшим направлением деятельности ШОС остается борьба с международным терроризмом, получившая дополнительный импульс после серии крупных террористических актов в различных странах мира.

Значительную активность проявляют государства — участники ШОС в борьбе с другими угрозами и вызовами современности — наркобизнесом, организованной транснациональной преступностью, незаконной торговлей оружием, нелегальной миграцией. В частности, наркоторговля как угроза безопасности вызывает серьезное беспокойство специалистов-международников, политиков и военных, что обусловлено рядом причин.

Кроме того, важными направлениями деятельности ШОС стали гуманитарное сотрудничество и экономическая интеграция. В целом сложившиеся между государствами — участниками ШОС отношения конструктивного партнерства, базирующиеся на принципах доверия и взаимного уважения, позволяют использовать преимущества, обусловленные географической близостью и взаимодополняемостью экономик, и стимулируют дальнейший активный поиск совместных проектов сотрудничества и кооперации. При этом стороны исходят из того, что именно разностороннее экономическое сотрудничество со временем закономерно станет ключевым фактором укрепления организации.

Заключение

Спустя 11 лет после создания, Шанхайская организация сотрудничества, которая первоначально организовывалась как многосторонний механизм исключительно для укрепления мер доверия в военной области в районе границы, превратилась во влиятельную структуру многостороннего взаимодействия в различных областях, представляющих взаимный интерес, и вносит существенный вклад в формирование в Азиатско-тихоокеанском регионе кооперативной по своему характеру системы общерегиональной безопасности, основанной на равноправном сотрудничестве стран-участниц.

Более того, в рамках ШОС подписан ряд важнейших документов, позволивших создать договорно-правовую базу сотрудничества между странами Центральноазиатского макрорегиона, обеспечить координацию их внешней политики и усилий в борьбе с терроризмом и экстремизмом, определить основы и главные направления работы организации и административно-управленческие элементы ее структуры. Среди указанных документов — Соглашение об укреплении мер доверия в военной области в районе границы (1996), Соглашение о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы (1997), Бишкекская (1999) и Душанбинская (2000) декларации, Декларация о создании Шанхайской организации сотрудничества (2001), Конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (2001), Хартия Шанхайской организации сотрудничества (2002), Декларация пятилетия Шанхайской организации сотрудничества (2006), Программа многостороннего торгово-экономического сотрудничества (2003) и др.

Шанхайская организация сотрудничества постепенно создала комплекс механизмов и договоренностей, позволяющих надлежащим образом обеспечивать устойчивость, стабильность и безопасность в регионе. Это дает специалистам основания, несмотря на ряд проблем и противоречий между участниками в видении приоритетов работы ШОС, сформулировать сдержанно оптимистичный прогноз относительно перспектив ее развития.

На основе взаимной выгоды и заинтересованности интенсивно развивается и торгово-экономическое сотрудничество. Углубляются контакты в гуманитарной сфере, активизируется культурное сотрудничество. ШОС активно наращивает и внешние связи, ее авторитет растет. Установлены официальные отношения с международными и региональными организациями, такими как ООН, АСЕАН, СНГ, СВМДА.

Таким образом, в своей деятельности ШОС достигла значительных успехов. Ее создание повлияло не только на решение пограничных вопросов КНР с соседними странами, но и в немалой степени способствовало миру и стабильности в регионе, обузданию терроризма, сепаратизма и экстремизма, укреплению экономической кооперации, взаимодействия в промышленной, финансовой, энергетической, гуманитарной сферах между странами — членами данной организации. При этом организация представляет собой не союз либо военный блок, а скорее весьма эффективную, работоспособную модель регионального сотрудничества, основанную не на «дружбе против общего врага», а на взаимном доверии, обоюдовыгодном сотрудничестве больших и малых государств, совместной инициативе и приоритете безопасности.

Потому полностью понятными, соответствующими внешнеполитическим интересам и задачам максимального обеспечения безопасности государства видятся благожелательное отношение Министерства иностранных дел Республики Беларусь к этой организации и стремление нашей страны получить статус наблюдателя в ШОС, чьи цели и задачи совпадают с белорусским видением динамики и содержательной стороны международных отношений на современном этапе.

24. В начале XXI в. оформился качественно новый набор приоритет­ных угроз международной безопасности. «Старые» угрозы, проистекав­шие из прямого соперничества, в первую очередь между наиболее мощ­ными в военном плане государствами и их союзами, начали отодвигаться на второй план. Можно утверждать, что большинство «старых» угроз сегодня находится в «дремлющем» состоянии.

К «новым» угрозам сегодня относят триаду, включающую междуна­родный терроризм, распространение оружия массового уничтожения и средств его доставки, а также внутренние вооруженные конфликты. Близко к ним примыкает феномен «международных вооруженных вме­шательств», который в определенных случаях может играть роль нейт­рализатора возникающих угроз, но и сам становится угрозой — в других случаях. Эти угрозы существовали и раньше. Но в то время они были в тени «старых» угроз. Существенное повышение их приоритетности в последние годы объясняется развитием внутреннего потенциала и опас­ности каждой из этих угроз и их совокупности.

Международный терроризм выдвинулся во главу угла триады «но­вых» угроз. В последние годы наблюдается формирование нового каче­ства терроризма. Из локального явления, известного и ранее в отдель­ных странах, он превратился в не признающее государственных границ глобальное транснациональное движение, как по составу участников, так и по географии проведения операций. В качестве идеологической базы он использует крайнее течение исламистского радикализма. Новое ка­чество международного терроризма дополняется сращиванием корне­вых систем глобального движения и его национальных проявлений. Получила развитие и организационная структура этого движения, ос­новывающаяся на сетевом принципе взаимодействия часто автономных и инициативных ячеек, имеющих способность к «клонированию». По­лучив первоначальный стимул от «Аль-Каиды» во главе с Бен Ладеном, движение международного терроризма приобрело динамику самораз­вития и приспособления к местным условиям в различных уголках зем­ного шара.

Глобальный характер угрозы международного терроризма поставил задачу международного объединения усилий по борьбе с ней. Можно констатировать, что в целом мировому сообществу удалось создать ши­рокую антитеррористическую коалицию вокруг идеи крайней опаснос­ти, абсолютной неприемлемости международного терроризма и необ­ходимости совместной борьбы с ним. Однако наблюдаются и процессы, ослабляющие и раскалывающие это единство.

Другой угрозой, выдвинувшейся на передний план и приобретаю­щей новое качество, стал комплекс реального и потенциального рас­пространения оружия массового уничтожения. В большой степени рез­ко возросшая актуальность этой угрозы объясняется потенциальной возможностью ее смыкания с угрозой международного терроризма, ко­торый получил название ОМУ-терроризма. В связи с этим расшири­лось и изменилось предметное поле этой угрозы и борьбы с ней.

Если раньше источниками таких угроз были государства, то теперь они исходят главным образом от негосударственных действующих лиц. Функционировавший ранее между государствами набор поощрений и наказаний в сфере нераспространения ОМУ не способен воздействовать на негосударственных действующих лиц. У источника угрозы нет обратного адреса, по которому может быть направлено наказание. С тер­рористами нельзя договориться об отказе от такого оружия, предостав­ляя им какие-либо преимущества. Они заинтересованы не просто в об­ладании таким оружием для целей сдерживания, а именно в применении его для достижения политических целей. Одним словом, в этой сфере перестает работать рациональная логика сдерживания распространения, действовавшая ранее в межгосударственном формате.

Резко возросла ранее незначительная угроза похищения негосудар­ственными действующими лицами оружия массового уничтожения, следовательно, возникла принципиально новая задача физической за­щиты такого оружия или его компонентов. Если раньше речь шла в ос­новном об обладании таким оружием, то сегодня она дополнилась угро­зой намеренного разрушения в мирное время ядерных, химических и других объектов с последствиями, близкими к результатам применения ОМУ.

Одновременно произошел прорыв рамок традиционной системы ядерного нераспространения и обзаведение ядерным оружием новыми государствами. Это дает толчок региональным гонкам ядерных воору­жений, ставит вопрос о производстве ядерного оружия теми государ­ствами, которые прежде не имели таких планов. Вместе с тем особую обеспокоенность вызывает судьба ядерного оружия у ряда ее новых об­ладателей. Например, политическая нестабильность Пакистана вызы­вает законные вопросы о том, в чьих руках окажется ядерное оружие в случае, если власть в стране перейдет к радикальной исламистской оп­позиции, близкой к международным террористам. Некоторые государ­ства известны своим граничащим с иррациональностью поведением, в том числе и в области нераспространения, симпатиями к международ­ному терроризму или даже сотрудничеству с ним. В последнее время появилась угроза формирования полугосударственных, полуобществен­ных подпольных транснациональных сетей распространения ОМУ.

Новое измерение приобретает угроза внутренних вооруженных конфликтов. Переход от холодной войны к современному состоянию меж­дународной безопасности сопровождался затуханием ряда конфликтов, которые ранее подпитывались центральным противостоянием между Вашингтоном и Москвой. Другие конфликты, освободившиеся от вне­шних стимулов, тем не менее сохранили свою внутреннюю локальную динамику. Начал формироваться широкий международный консенсус относительно недопустимости самого явления внутренних вооружен­ных конфликтов в принципе. Это объясняется рядом причин. При всей опасности других угроз внутренние вооруженные конфликты являют­ся причинами самых крупных человеческих жертв в глобальном масштабе. В последнее время они все в большей степени сращиваются с дру­гими ведущими угрозами, в первую очередь с международным терро­ризмом, а также с незаконным оборотом наркотиков, нелегальной тор­говлей оружием, международной организованной преступностью. Зоны внутренних вооруженных конфликтов, как правило, являются самыми обездоленными в экономическом плане районами земного шара. Бое­вые действия в них служат главным, а в большинстве случаев единствен­ным препятствием для оказания гуманитарной помощи. Нарушения прав гражданского населения, в частности этнические чистки, становятся массовым явлением. Почти повсеместно внутренние вооруженные конфликты прямо или косвенно втягивают в свою орбиту соседние го­сударства, разного рода иностранных добровольцев.

25. Принцип невмешательства в качестве общего принципа межгосударственных отношений начал формироваться еще в эпоху буржуазно-демократических революций, хотя в то время применялся ограниченно, поскольку международное право во многих случаях допускало различные формы вмешательства во внутренние дела государств, включая вооруженное вмешательство.

В настоящее время принцип невмешательства определен в п. 7 ст. 2 Устава ООН и в таких авторитетных международных документах, как Декларация о принципах международного права 1970 г., Заключительный акт СБСЕ, Декларация ООН о недопустимости вмешательства во внутренние дела государств, об ограждении их независимости и суверенитета от 21 декабря 1965 г. и др.

В соответствии с п. 7 ст. 2 Устава ООН Организация не имеет права «на вмешательство в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства», причем под вмешательством понимают любые меры государств или международных организаций, с помощью которых последние попытаются препятствовать субъекту международного права решать дела, по существу входящие в его внутреннюю компетенцию.

Решение вопроса о делах, относящихся к внутренней компетенции государств, на практике часто вызывает споры. Следует помнить, что с развитием международного сотрудничества увеличивается число вопросов, которые государства на добровольной основе подвергают международному регулированию. Однако концепция невмешательства не означает автоматически то, что государства могут произвольно относить к своей внутренней компетенции любые вопросы. Международные обязательства государств, в том числе и их обязательства по Уставу ООН, являются критерием, который позволяет правильно подходить к решению этого вопроса.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал