Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эластичность спроса и значение его анализа






Микро- и макроэкномика

Эастичность спроса: понятие, виды и степени. Прямая и перекрестная ценовая эластичность спроса. Эластичночность спроса по доходу. Факторы, определяющие степень прямой ценовой эластичности спроса: важность товара для жизни, наличие и число заменителей у товара, доля расходов в бюджете, время в распоряжении потребителей, наличие и величина запасов. Практическое значение анализа ценовой эластичности спроса. Зависимость изменения дохода продавцов от степени ценовой эластичности спроса.

 

Эластичность cпроса – реакция величины рыночного спроса на изменение определяющих его факторов.(цены, дохода, цены на другой товар). Степень эластичности измеряется коэффициентом эластичности.

Коэффициент эластичности – относительное (в %) изменение величины спроса на относительное изменение какого-либо фактора(цены). Формула:

Виды эластичности:

1) Прямую ценовую эластичность – чувствительность спроса на товар к изменению цены самого товара;

2) Перекрестную эластичность - чувствительность спроса на один товар к изменению цены другого товара;

Различают три вида перекрестной эластичности спроса по цене:

• положительная;

• отрицательная;

• нулевая.

Положительная перекрестная эластичность спроса по цене относится к взаимозаменяемым товарам (товарам-субститутам). Например, масло и маргарин являются товарами-заменителями, они конкурируют на рынке. Повышение цены на маргарин, которое удешевляет масло по отношению к новой цене маргарина, вызывает рост спроса на масло.

Отрицательная перекрестная эластичность спроса по цене относится к взаимодополняемым благам (сопутствующим, комплементарным благам). Это блага, которые используются совместно. Например, обувь и гуталин являются взаимодополняемыми благами. Повышение цены на обувь вызывает сокращение спроса на нее, что, в свою очередь, уменьшит спрос на гуталин.

Нулевая перекрестная эластичность спроса по цене относится к благам, которые не являются ни взаимозаменяемыми, ни взаимодополняемыми. Этот вид перекрестной эластичности спроса по цене показывает, что потребление одного блага не зависит от цены на другое.

3) Эластичность спроса по доходу - чувствительность спроса на товар к изменению дохода потребителей.

В зависимости от значения коэффициента выделяют следующие степени ценовой эластичности спроса:

1) эластичный спрос, это означает, что однопроцентное изменение цены приводит к изменению объема спроса более чем на 1%, т.е. потребители чутко реагируют на изменение цены;

2) неэластичный спрос, это означает, что однопроцентное изменение цены приводит к изменению объема спроса менее чем на 1%, т.е. в данном случае потребители нечутко реагируют на изменение цены;

3) спрос единичной эластичности;

4) абсолютно эластичный спрос;

5) абсолютно неэластичный спрос.

Факторы, влияющие на эластичность:

1) Наличие заменителей. Чем больше товаров-субститутов, тем эластичнее спрос на данный товар.

2) Удельный вес товара в бюджете потребителя. Чем больше удельный вес, тем выше ценовая эластичность спроса.

3) Размер дохода. (если на потребление какого-либо товара расходуется небольшая доля семейного бюджета, то повышение его цены не повлияет существенно на объем спроса на него (пример – зубная паста, соль, спички)

4) Качество товара. Если товар — предмет роскоши, спрос эластичен; если товар первой необходимости, спрос неэластичен.

5) Размеры запаса. Чем больше запас, тем эластичней спрос.

6) Ожидания потребителя.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал