Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Эластичность спроса и значение его анализаСтр 1 из 72Следующая ⇒
Микро- и макроэкномика Эастичность спроса: понятие, виды и степени. Прямая и перекрестная ценовая эластичность спроса. Эластичночность спроса по доходу. Факторы, определяющие степень прямой ценовой эластичности спроса: важность товара для жизни, наличие и число заменителей у товара, доля расходов в бюджете, время в распоряжении потребителей, наличие и величина запасов. Практическое значение анализа ценовой эластичности спроса. Зависимость изменения дохода продавцов от степени ценовой эластичности спроса.
Эластичность cпроса – реакция величины рыночного спроса на изменение определяющих его факторов.(цены, дохода, цены на другой товар). Степень эластичности измеряется коэффициентом эластичности. Коэффициент эластичности – относительное (в %) изменение величины спроса на относительное изменение какого-либо фактора(цены). Формула: Виды эластичности: 1) Прямую ценовую эластичность – чувствительность спроса на товар к изменению цены самого товара; 2) Перекрестную эластичность - чувствительность спроса на один товар к изменению цены другого товара; Различают три вида перекрестной эластичности спроса по цене: • положительная; • отрицательная; • нулевая. Положительная перекрестная эластичность спроса по цене относится к взаимозаменяемым товарам (товарам-субститутам). Например, масло и маргарин являются товарами-заменителями, они конкурируют на рынке. Повышение цены на маргарин, которое удешевляет масло по отношению к новой цене маргарина, вызывает рост спроса на масло. Отрицательная перекрестная эластичность спроса по цене относится к взаимодополняемым благам (сопутствующим, комплементарным благам). Это блага, которые используются совместно. Например, обувь и гуталин являются взаимодополняемыми благами. Повышение цены на обувь вызывает сокращение спроса на нее, что, в свою очередь, уменьшит спрос на гуталин. Нулевая перекрестная эластичность спроса по цене относится к благам, которые не являются ни взаимозаменяемыми, ни взаимодополняемыми. Этот вид перекрестной эластичности спроса по цене показывает, что потребление одного блага не зависит от цены на другое. 3) Эластичность спроса по доходу - чувствительность спроса на товар к изменению дохода потребителей. В зависимости от значения коэффициента выделяют следующие степени ценовой эластичности спроса: 1) эластичный спрос, это означает, что однопроцентное изменение цены приводит к изменению объема спроса более чем на 1%, т.е. потребители чутко реагируют на изменение цены; 2) неэластичный спрос, это означает, что однопроцентное изменение цены приводит к изменению объема спроса менее чем на 1%, т.е. в данном случае потребители нечутко реагируют на изменение цены; 3) спрос единичной эластичности; 4) абсолютно эластичный спрос; 5) абсолютно неэластичный спрос. Факторы, влияющие на эластичность: 1) Наличие заменителей. Чем больше товаров-субститутов, тем эластичнее спрос на данный товар. 2) Удельный вес товара в бюджете потребителя. Чем больше удельный вес, тем выше ценовая эластичность спроса. 3) Размер дохода. (если на потребление какого-либо товара расходуется небольшая доля семейного бюджета, то повышение его цены не повлияет существенно на объем спроса на него (пример – зубная паста, соль, спички) 4) Качество товара. Если товар — предмет роскоши, спрос эластичен; если товар первой необходимости, спрос неэластичен. 5) Размеры запаса. Чем больше запас, тем эластичней спрос. 6) Ожидания потребителя.
|