Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Функции налогов
- Фискальная - основная, характерная изначально для всех государств. С ее помощью образуются государственные денежные фонды, т.е. материальные условия для функционирования государства. Именно эта функция обеспечивает реальную возможность перераспределения части стоимости национального дохода в пользу наименее обеспеченных социальных слоев общества. - Стимулирующая - при помощи налоговых льгот, санкций решаются вопросы технического прогресса, капитальных вложений, расширение производства первичных товаров и ограничение вторичных. - Регулирующая - государство, маневрируя налоговыми ставками, льготами, штрафами, условиями налогообложения, создает условия для ускоренного (или замедленного) развития тех или иных производств и отраслей экономики.. - Распределительная и перераспределительная - При помощи налога распределяет и перераспределяет национальный доход. Перераспределяет первичные доходы и формирует вторичные. - Социальная функция - за счет налоговых льгот осуществляется поддержка объектов социальной инфраструктуры: освобождение от налогов отдельных физических и юридических лиц. Налоговая система - совокупность предусмотренных налогов и обязательных платежей, взимаемых в государстве, а также принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, уплаты, взимания, контроля. Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Государство не может существовать без взимания налогов. В налогах воплощается экономическое содержание государства, а их сущность обусловлена назначением и функциями последнего. Экономическая сущность налога заключается в безвозмездном изъятии государством части валового национального дохода в виде обязательного взноса для формирования денежных фондов. На современном этапе налоги являются основным источником формирования доходов бюджетов всех уровней, а также внебюджетных фондов. Выбор той или иной модели рынка определяет налоговую емкость (налоговое бремя, налоговый гнет, налоговый пресс) производства. Либеральная модель позволяет государству взимать минимум налогов, а социально ориентированная — предполагает высокие ставки налогообложения, широкий круг плательщиков, незначительные льготы. Доходы бюджетов включают: - налоговые - неналоговые виды доходов; - безвозмездные поступления. К налоговым доходам бюджетов относятся доходы от предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним. В федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов: - налогов на прибыль организаций, на добавленную стоимость, на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, водного налога, единого социального налога; - акцизов на спирт и спиртосодержащую продукцию, табачную продукцию, легковые автомобили и мотоциклы; - сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов; - государственная пошлина. К федеральным налогам и сборам относятся: 1) налог на добавленную стоимость; 2) акцизы; 3) налог на доходы физических лиц; 5) налог на прибыль организаций; 6) налог на добычу полезных ископаемых; 8) водный налог; 9) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; 10) государственная пошлина. Статья 14. Региональные налоги К региональным налогам относятся: 1) налог на имущество организаций; 2) налог на игорный бизнес; 3) транспортный налог. Статья 15. Местные налоги К местным налогам относятся: 1) земельный налог; 2) налог на имущество физических лиц. Налоги в не зависимости от их статусной принадлежности могут перераспределяться полностью или в определенных долях между бюджетами различных уровней в этом проявляется роль налогов в реализации политики межбюджетного распределения доходов. Спец.нал режимы Нельзя применять: банкам, организациям с филиалами, страховщикам, негос.пенс.фондам, инвест.фондам, ломбардам, проф.участникам РЦБ, производителям подакциз.товар и т.д. (кодекс полный перечень). Плательщики – организации и ИП. СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДЛЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ (ЕДИНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ НАЛОГ) - Организации, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, освобождаются от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 1.6, 3 и 4 статьи 284 настоящего Кодекса), налога на имущество организаций. Организации, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 настоящего Кодекса). Плательщики – организации и ИП. Кто в праве перейти на ЕСХН – в кодексе в ст. 346.2 Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции - применяемый при выполнении соглашений, которые заключены в соответствии с Федеральным законом " О соглашениях о разделе продукции" и отвечают следующим условиям: 1) соглашения заключены после проведения аукциона на предоставление права пользования недрами на иных условиях, чем раздел продукции, в порядке и на условиях, которые определены Федерального закона " О соглашениях о разделе продукции", и признания аукциона несостоявшимся; 2) при выполнении соглашений, в которых доля государства в общем объеме произведенной продукции составляет не менее 32 процентов общего количества произведенной продукции; 3) соглашения предусматривают увеличение доли государства в прибыльной продукции в случае улучшения показателей инвестиционной эффективности для инвестора при выполнении соглашения. Показатели инвестиционной эффективности устанавливаются в соответствии с условиями соглашения.(в кодексе перечень налогов) Патентная система налогообложения - Патентная система налогообложения применяется в отношении следующих видов предпринимательской деятельности: 1) ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий из текстильной галантереи, ремонт, пошив и вязание трикотажных изделий; 2) ремонт, чистка, окраска и пошив обуви; 3) парикмахерские и косметические услуги; 4) химическая чистка, крашение и услуги прачечных; 5) изготовление и ремонт металлической галантереи, ключей, номерных знаков, указателей улиц; 6) ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и бытовых приборов, часов, ремонт и изготовление металлоизделий; 7) ремонт мебели; (остальное в кодексе) Налогоплательщиками признаются индивидуальные предприниматели, перешедшие на патентную систему налогообложения в порядке, установленном настоящей главой. Переход на патентную систему налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения индивидуальными предпринимателями осуществляется добровольно в порядке, установленном настоящей главой. Статья 346.45. Порядок и условия начала и прекращения применения патентной системы налогообложения Документом, удостоверяющим право на применение патентной системы налогообложения, является патент на осуществление одного из видов предпринимательской деятельности, в отношении которого законом субъекта Российской Федерации введена патентная система налогообложения. К неналоговым доходам бюджетов относятся: - доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных; - доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных; - доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями; - средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия; - средства самообложения граждан; - иные неналоговые доходы. Неналоговые доходы в доходах бюджета занимают сравнительно небольшую долю от 5 до 15%. К безвозмездным поступлениям относятся: - дотации (из вышестоящего бюджета нижестоящему, на безвозмездной, безвозвратной основе, без указания цели использования) из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; - субсидии(из вышестоящего бюджета нижестоящему, имеют четкое целевое назначение, предполагают софинансирование) из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии); - субвенции (как из вышестоящего бюджета нижестоящему, так и наоборот, безвозмездные, безвозвратные, имеют четкое целевое назначение, передаются для финансирования делегируемых полномочий) из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации; - иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; - безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования. К собственным доходам бюджетов относятся (в соответствии с БК): - налоговые доходы - неналоговые доходы, - доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездных поступлений, за исключением субвенций. Межбюджетное регулирование, его методы (в завьялове) Основной проблемой построения системы межбюджетного регулирования является выбор оптимального баланса между: с одной стороны обеспечением публично-правовых образований необходимыми ресурсами, а с другой стороны не создать иждивенческих настроений. Публич. - прав. образования – регионы, мун. образования. В рамках межбюджетного регулирования можно выделить следующие трансфертные инструменты: 1) предоставление дотаций: – из фонда фин.поддержки регионов на выравнивание обеспеченности, - иные дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджета. Признаки: средства предоставляются получателю на решение его собственных расходных полномочий; нецелевые средства; средства, предоставленные из вышестоящего бюджета нижестоящему. 2) субвенции (противоположны дотациям), даются на обеспечение делегированных полномочий): - средства на исполнение делегируемых получателю полномочий (не его полномочия); -строго целевое назначение; - из вышестоящего органа нижестоящему. 3) субсидии (мобильный инструмент, любой перечень условий для получателя): -средства предоставляются получателю на решение его собственных расходных полномочий; -целевые средства; -могут предоставляться из вышестоящего органа нижестоящему и наоборот. 4) иные межбюд. Трансферты (более правовая форма) – предоставление бюджетных кредитов – они предоставляются на возвратной и возмездной основе, относят к межбюджетным трансфертам потому, что предоставляются бюджетами друг другу. Нетрансфертные инструменты – передача нормативов отчислений от собственных доходов: 1) передача нормативов отчислений по налогам (норматив д.б. одинаковым для всех получателей); 2) передача доп. дифференциальных нормативов отчисления – могут устанавливаться только по НДФЛ и только в той части, в которой это необходимо для замены фин. помощи (дотаций) из фонда поддержки. РФ в фед.бюджете замены подобной не осуществляет, харктерно только для мун.образований. В настоящее время существует 4 осн.методики расчета трансфертов: 1) подушевая методика – распределение трансфертов осуществляется пропорционально жителям публ.-прав. образований или отдельным категориям этих жителей. Подходит для расчета субсидий, дотации, субвенций. МТi=(MT/H)*Hi, где МТi – конкретная территория; МТ – всего районов; Н – население всех регионов; Hi – население конрет.региона. «+» методики: наглядна и интуитивно понятна, формирует определенные стимулы по мобилизации собственных средств и экономии бюджетных средств. «-«методики: не позволяет учитывать объективные различия в состоянии налогового потенциала и стоимости услуг; ограниченность применения (применяется когда получатели примерно одинаковы – этот метод может использоваться в комплексе с др.методами). 2) Покрытие фин. разрыва – объем межбюд.трансфертов исходя из разницы минимальных необход.расходов и тех доходов, которые могут быть собраны в бюджет соответ. территории. МТi= расходыi – собственные доходы i. Расчет миним.расходов происходит исходя их душевого принципа. «+»: объективен, прозрачен, понятен, легко исчисляется; обеспечивает все уровни бюд.системы минимальными необходимыми средствами. «-«: не побуждает получателя к мобилизации собственных доходов и экономии бюд.средств. Условия применения – в условиях острого бюд.дефицита. 3) Технология выравнивания – определение и распределение объемов фин. помощи, осуществляется м/у получателями с целью выравнивания их финн.возможностей до сред.уровня. Технология: проранжировать все регионы по уровню дохода на человека; предложить поправочные коэффициенты. Миним.расходы= норматив*поправоч.коэф.*количество. Чтобы сопоставить результаты, нужно сравнить с др. регионами. Модель ориентирует на сред.выравнивание. ИНП –индекс нал.потенциала. ИБР –индекс бюд.расходов. УБО-уровень бюд.обеспеченности. УБО=ИНП/ИБР. ИНП=(НДi: Нi)/(НД: Н). ИБР=(НРi: Нi)/(НР: Н), где НД-нал.доходы. НР-расходы, Н-население. Регионы выстраиваются по УБО; где УБО ниже – получают дотации, тогда ИНП растет -> УБО растет, у других ИНП снижается и УБО снижается, следовательно, УБО бюджетов выравнивается. «+»: имеет исчисляемый ориентир выравнивания – достижение сред.уровня; ориентирует получателя на экономическое использование средств. «‑ «: непрозрачность, ненаглядность, сложность; невозможность устранить дестимулирующий фактор по доходам. 4) индексация – объем финн.помощи на след.год определяется путем индексации предыдущего года. Вывод по методам: сочктание разли. Технологий распределения межбюд.трансфертов позволяет создать оптим.подход уравновешивания м/у созданием системы стимулов обеспечения миним.бюджетов. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ расходные обязательства представляют собой обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования или действующего от его имени бюджетного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному субъекту международного права средства из соответствующего бюджета. Инструментом учета расходных обязательств являются реестры расходных обязательств, которые в соответствии с бюджетным законодательством обязаны вести органы государственной власти и местного самоуправления. Бюджетные ассигнования представляют собой предельные объемы бюджетных средств, предусмотренных в соответствуйщем финансовом году для исполнения расходных обязательств. Основными бюджетными ассигнованиями являются бюджетные ассигновании на оказание государственных (муниципальных) услуг и на социальное обеспечение населения. К бюд. ассигнованиям относятся расходы на: (ст.69) (Завьялов сказал можно назвать некоторые, а остальные указать, где смотреть, т.е. в ст.69 БК РФ): 1. оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), в том числе ассигнования на оплату государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд; 2. социальное обеспечение населения; 3. предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями; 4. предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг; 5. предоставление межбюджетных трансфертов; 6. предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права; 7. обслуживание государственного (муниципального) долга; 8. исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов. Расходование средств федерального бюджета происходит по следующим направлениям (завьялов). Управленческо-силовой блок – содержание органов управления фед.уровня, (През-т, Прав-во, судов, правоохранит.органы, армия – нац.безопасность и оборона. (30-40%) Межбюд.трансферты - дотации, субсид, субвен. регионам, пречисления федеральным внебюд.фондам. (25-35%). Развитие нац.экономики – содержание фед.транспорта, трасс, лесное хозяйство (фед.леса), экологич.мероприятия, дотирование с/х, рыб.хозяйств. (редко превышает 10-15%) Соц.блок – содержание вузов и ведомственных сузов, оказание высокотехнологич.мед.помощи, содержание наиболее крупных учреждений сферы культуры и физ-ры (1-2%), соц.политика(выплата льгот фед.реестра – ветераны, чернобыльцы) весь блок 5-10%. Федбюджет управляет и распределяет ресурсы, оказание услуг не является приоритетным направлением.
|