Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Расходы рег.уровня.
Трансферты – дотац, субс, субв МО и перечисления в ТФОМС. 20-30% Соц.защита – выплата мер соц.поддержки, содержание домов презрения (хосписы, дома престарелых, дома ветеранов) 10-15% Здравоохр. - оказание первич. И специализ.мед.помощи.(создание поликлиник, мед пунктов и т.д.) 5-7% Образование – сузы, колледжы, проф.переподготовка. Финансирование школ и дет.садов рег.бюджет осузествляет путем предоставления субвенции муниципалам на з/п 5-6%. Культура и спорт – развитие массового спорта, возможно финансирование проф. спорта – 2-3% Рег.экономика – дотирование рег.маршрутов, рег.дорож.фондов, с/х 10-20% Расходы муниципалов: финансирование системы доп.образования(культура, библиотеки); ЖКХ, мнероприятия сферы культуры и спорта (если относится к их компетенции), содержание дет.садов, школ за вчетом з/п. Бюджетная классификация РФ - группировка доходов, расходов и источников финансирования-- дефицитов бюджетов бюджетной системы РФ, используемая для составления, исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы РФ. Бюджетный кодекс РФ устанавливает: по классификации доходов: 2 группы (налоговые и неналоговые доходы; безвозмездные поступления), которые объединяют соответственно 19 и 6 подгрупп; по классификации расходов: 11 разделов, детализированных в общей сумме по 95 подразделам; по классификации источников финансирования дефицитов бюджетов: 2 группы (источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов; источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов), которые объединяют соответственно. 6 и 4 подгруппы; по КОСГУ: 8 групп, детализированных в общей сумме по 42 статьям. Размещение государственного и муниципального заказа регламентирует ФЗ от 21.07.2005 N 94-ФЗ (ред. от 12.12.2011) " О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Размещение заказа проводят путем проведения аукциона, открытого конкурса, котировки, заказа у единственного поставщика. Основные задачи этого закона: борьба с коррупцией, создание и развитие конкурентной среды. Размещение государственного и муниципального заказа – это один из способов управления развитием экономики. Государственное и муниципальное финансовое планирование реализуется прежде всего в показателях системы бюджетов органов государственной власти и местного самоуправлении (федеральный, региональный и местный бюджеты). Как финансовый план бюджет составляется в форме баланса (росписи) доходов и расходов на очередной бюджетный год и плановый период (для трехгодичного бюджета). Он утверждается законом (решением) соответствующего законодательного (представительного) органа власти (местного самоуправления). Состав доходов и расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации регламентируется БК РФ. Все это придает бюджету директивный характер, обусловливающий обязательность исполнения плановых показателей. В практике используются следующие методы расчета показателей финансовых планов: экстраполяции, нормативный, индексный, программно-целевой. Метод экстраполяции. Он используется при определении финансовых показателей на основе установления устойчивой динамики их развития. Расчет показателей плана производится на основе корректировки достигнутого в отчетном периоде уровня показателей на относительно устойчивый темп их роста. Этот метод используется, как правило, для первоначальных прикидок, имеет ряд недостатков: - не ориентирует на выявление дополнительных резервов роста доходов; - не способствует экономному использованию средств, так как планирование осуществляется от достигнутого уровня; - не учитывает изменения отдельных факторов в плановом периоде по сравнению с отчетным периодом. Нормативный метод. Суть его состоит в том, что плановые показатели рассчитываются на основе установленных прогрессивных норм и финансово-бюджетных нормативов, которые являются качественной основой для финансового планирования с соблюдением режима экономии. Например, в соответствии со ст. 65 Бюджетного кодекса Российской Федерации с момента введения в действие федерального закона о государственных минимальных социальных стандартах формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации должно базироваться на основе минимальных государственных социальных стандартов, нормативов финансовых затрат на оказание государственных услуг и единых методологических основ расчета минимальной бюджетной обеспеченности. Индексный метод. Этот метод предполагает широкое использование системы разнообразных индексов при расчете плановых финансовых показателей. Его использование обусловлено наличием инфляции в рыночной экономике. Применяются индексы физических объемов, уровни жизни, потребительских цен (инфляция), дефлятор (индекс цен, используемый при пересчете текущих стоимостных показателей в постоянные цены), деловой активности, производительности труда и многие другие. Программно-целевой метод. Он позволяет оценить и выбрать предпочтительные варианты производственного, социально-экономического развития в целевом, отраслевом и территориальном аспектах. Программы являются средством решения, прежде всего, межотраслевых, межтерриториальных принципиально новых проблем. Для программ характерно наличие цели, конкретизируемой в нескольких задачах, сочетание различных источников финансирования ее реализации. Например, федеральная целевая программа рассматривается как увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных мероприятий, обеспечивающих эффективное решение целевых программ в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации. Бюджетное планирование на федеральном уровне и уровнях территориальных образований обеспечивается системой финансовых планов, которые увязываются с материальными и трудовыми балансами в стоимостном выражении. Исходя из бюджета (федерального, территориального), каждый финансовый план решает задачи организации и управления бюджетными средствами в конкретном звене управления. В систему бюджетно-финансовых планов входят перспективные и сводные финансовые балансы, составляемые на государственном и территориальных уровнях управления с учетом их возможностей по формированию бюджетов и их исполнению. Целями такого планирования на всех уровнях власти являются: • обеспечение координации социального и экономического развития государства и его территорий на основе бюджетной политики; • прогнозирование объектов финансовых ресурсов, необходимых для обеспечения планируемых мероприятий; • прогнозирование финансовых последствий проведения реформ и выполнения программ; • определение возможностей по реализации различных мер в области финансово-бюджетной системы. Составление проектов бюджетов является исключительной прерогативой Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ и муниципальных образований. В целях качественного и своевременного составления проектов бюджетов необходимы сведения о: • налоговом законодательстве; • предполагаемых объемах финансовой помощи, предоставляемой нижестоящим уровням бюджетной системы; • видах и объемах расходов всех уровней бюджетной системы (иногда передаваемых с одного уровня на другой); • нормативах финансовых затрат и др. Проект бюджета основывается на: • бюджетном послании Президента РФ; • прогнозе социально-экономического развития соответствующего территориального образования; • направлениях бюджетной и налоговой политики соответствующего территориального образования; • плане развития сектора экономики соответствующего территориального образования. Перспективный финансовый план разрабатывается на основе данных и показателей прогноза социально-экономического развития государства. В плане содержатся данные о возможностях бюджетов по мобилизации доходов и финансированию расходов по статьям бюджета. План составляется на три года по укрупненным показателям бюджета и ежегодно корректируется с учетом реального и прогнозного социально-экономического развития государства. Перспективный финансовый план как документ составляется одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год на основе данных прогноза социально-экономического развития РФ, субъекта РФ или муниципального образования и содержит данные о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации доходов и заимствований. Перспективный финансовый план законодательно не утверждается и разрабатывается в целях информирования законодательных и представительных органов власти о предполагаемых направлениях социально-экономического развития, выявления возможностей в перспективе реализации мер в области финансовой политики, отслеживания долгосрочных целевых программ и своевременного контроля мер в определенных ситуациях. План разрабатывается на три года и ежегодно корректируется со сдвигом на один год вперед с учетом социально-экономического развития. Баланс финансовых ресурсов или сводный финансовый баланс представляет собой баланс всех доходов и расходов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований хозяйствующих субъектов. Он составляется на основе отчетного баланса финансовых ресурсов за предыдущий год с учетом прогноза социально-экономического развития и является основой для составления проекта бюджета. По своей сути сводный финансовый баланс является балансом финансовых ресурсов, создаваемых и используемых в масштабе государства или на его территориальном образовании. Сводный баланс охватывает средства всех бюджетов, внебюджетных целевых фондов и средства государственных предприятий, расположенных на соответствующей территории. Бюджетное планирование расходов. Весь цикл управления процессами формирования, распределения, перераспределения и потребления бюджетных ресурсов осуществляется посредством бюджетного планирования, объектом которого являются фонды денежных средств. Лекция Завьялова: Запомним: планируем расходы (т.е. управляем), прогнозируем доходы. Совокупность различных представлений о планировании расходной части можно представить в 2-х моделях - затратная и результативная. Главная цель - эффективное и экономное использование бюджетных средств. Концептуальное различие этих двух моделей: Затратный метод: руководитель предписывает, какие цели должны быть достигнуты, и предписывает, как исполнитель должен это сделать. Объектом управления являются расходы на приобретение товаров и услуг. Результативный подход: руководитель предписывает, какие цели должны быть достигнуты, а исполнитель определит, как он это будет достигать. Объектом управления является социально- экономический результат (например, сокращение времени ожидания у терапевта) Преимущества затратной модели: 1. Позволяет создать оперативный и недорогой контроль за деятельность получателей бюд.ср. (а именно за их тратами) 2. Обеспечивает возможность проведения единой б.политики а также решения отдельных задач по всем учреждениям. Недостатки затратной модели: Не позволяет использовать информационное преимущество производителя. Не создает стимулов для поиска наиболее оптимального способа предоставления б.услуг Результативная модель: «+» - позволяет распределять б ассигнования исходя из приоритетов целей и задач б. деятельности - создает стимулы для исполнителя по повышению эффективности использования б средств «-» - повышенный риск принятия субъективного решения - пониженная управляемость б. сектором Оптимальные условия применения затратной модели: ситуация по предоставлению б услуг, порядок и качество предоставления которых м б в высокой степени формализован и стандартизирован. При этом характеристика, т.е качество б услуги зависит нес только от мнения потребителя сколько от формализованного стандарта. Оптимальные условия применения результативного подхода- качество и порядок предоставления б услуги можно стандартизировать лишь на минимально допустимом уровне. Оценка качества бюджетной услуги во многом детерминирована мнением потребителя. Методы бюджетного планирования: программно-целевой, нормативный, индексный. В настоящее время не существует четкого разделения всех технологий бюджетного планирования на ограниченный перечень методов. Основные методы б планирования: 1. традиционное бюджетирование (индексное) – распределение бюд.ассигнования осущ-ся между получателями путем приращения плановых показателей текущего года или фактических показателей отчетного периода (у нас в стране самый распространенный). Преимущества: - создает недорогой и оперативный контроль за обоснованностью бюджетных заявок - позволяет оценивать обоснованность заявок на основании объективных показателей (это макроэкономические тенденции) Недостатки: - не создает побуждений для получателя б средств к их экономному использованию. - не позволяет выявить и исправить системные ошибки - суть метода мультиплицировать прежнюю структуру расходов в целом не меняя ее. (Пример Завьялова: при высоком уровне воды подводные скалы не мешают при сокращении – скалы могут нанести существенный урон флоту) Оптимальные условия применения метода: когда сложилась благоприятная соц-эк ситуация или сформированы положительные тенденции для исправления ситуации. 2. бюджетирование, основанное на планово-нормативных показателях - распределение б ассигнований осущ-ся исходя из количества б услуг, их финансового и функционального стандарта предоставления. Нашел отражения в БК РФ посредством закрепления обязанностей доводить до бюджетополучателей гос-муниц задания о предоставлении б услуг. Преимущества: - позволяет обеспечить предоставление б услуг не ниже заданного качества. - позволяет ограничить необоснованный рост расходов на предоставление б услуг Недостатки: - сложность и трудоемкость расчетов финансовых и функциональных стандартов, т.к. бюд.учреждения различны - не побуждает бюджетополучателя к поиску способов предоставления более качественной б услуги или более экономному способу ее предоставления. Оптимальные условия применения: в том случае если качество б услуг оказываемых учреждением не устраивает, либо они значительно различаются в зависимости от учреждения или стоимость предоставления б услуг чрезмерно высока или значительно различаются по учреждениям. программно-целевое бюджетирование (БОР-бюджетирование, ориентированное на результат) – б ассигнования распределяются между получателями б средств в зависимости от приоритетности предоставляемой б услуги, а также мер направленных на ее предоставление. «+» позволяет выявить и справить системные ошибки позволяет решить задачу без увеличения объема финансирования (за счет перераспределения ресурсов от менее приоритетных целей к более приоритетным) «-» повышенный риск роста социальной напряженности (ключевая проблема в распределении необходимо распределять ресурсы так, чтобы выгоды и издержки были в рамках одной потребительской группы) Субъективность оценок Оптимальные условия применения: если работой б. сектора мы недовольны, прежние методы управления не позволяют изменить или разрешить ситуацию, а лишь ухудшают ее. 4. адаптивное бюджетирование (в РФ нет) - бюджетные ассигнования распределяются между учреждениями, оказывающие одинаковые б услуги в зависимости от востребования б.учреждения у потребителя. «+» 1) создает конкуренцию между упреждениями в использовании б ресурсов, что побуждает их достигать лучших результатов при ограниченных бюджетных средствах 2) позволяет выявить и избавиться от излишней численности б учреждений и штатной численности персонала. «-» субъективность оценки востребованности б учреждений у потребителя, а также субъективность оценки стартовых условий пониженная устойчивость работы сектора (как следствие сокращение численности б учреждений и персонала)
|