Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государственные внебюджетные и суверенные фонды в бюджетной системе РФ.






Необходимость формирования государственных внебюджетных фондов, их классификация по функциональному назначению и уровням управления. Роль внебюджетных фондов в экономическом и социальном развитии общества.

Внебюджетные государственные фонды в РФ, их состав, порядок составления, представления, утверждения и исполнения. Формирование доходов государственных внебюджетных фондов РФ. Расходы государственных внебюджетных фондов РФ.

Понятие суверенных фондов и их назначение. Подходы МВФ к классификации суверенных фондов. Источники формирования средств суверенных фондов в мировой практике. Суверенные фонды в бюджетной системе России и их особенности. Резервный фонд и направления использования его средств. Фонд национального благосостояния и его предназначение.

Необходимость формирования государственных внебюджетных фондов, их классификация по функциональному назначению и уровням управления.

ГВФ – система экономических отношений между государством, работодателями и населением по поводу формирования и использования централизованных в масштабе государства либо региона фонда финансовых ресурсов для реализации права граждан на государственное пенсионное и соцобеспечение, а также медицинскую помощь.

Основными причинами образования ГВФ является необходимость:

• социальной защиты населения в условиях спада производства, роста безработицы, инфляции, дефицита бюджета, роста внутреннего и внешнего государственного долга;

• целевого использования средств этих фондов;

• оперативного решения социальных проблем.

Классификация:

1) по функциональному назначению:

- социальные:

ü Пенсионный фонд РФ

ü Фонд социального страхования РФ

ü Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

- общеэкономические: создавались федеральными, региональными или местными органами власти для решения конкретных задач (дорожный фонд, экологический и др.) [сейчас упразднены]

2) по уровням управления:

- федеральные

- региональные (территориальные)

Региональные и местные органы государственной власти могут создавать свои внебюджетные фонды, формируемые за счет местных доходов. В частности, это могут быть:

- фонды развития территорий;
- фонды природоохранных мероприятий;
- фонды социальной поддержки населения и др.

Роль внебюджетных фондов в экономическом и социальном развитии общества.

ГВФ – один из методовперераспределения национального дохода в пользу определенных социальных групп населения.

Они являются материально-вещественным воплощением финансовых отношений, которые складываются у государства, его федеральных и региональных органов, а также органов местного самоуправления с юридическими и физическими лицами по поводу обеспечения социальной, экономической и других видов защиты общества в целом и каждого из его граждан, улучшения социально-экономической среды обитания.

Основное назначение внебюджетных фондов – обязательное страхование, которое представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и социального положения граждан и наступления социальных страховых рисков

Внебюджетные государственные фонды в РФ, их состав, порядок составления, представления, утверждения и исполнения.

В состав бюджетов ГВФ входят бюджеты ГВФ РФ и бюджеты территориальных ГВФ.

Проекты бюджетов ГВФ РФ составляются органами управления соответствующих фондов на очередной финансовый год и плановый период и представляются в федеральный орган исполнительной власти для внесения в Правительство РФ.

Бюджеты ГВФ РФ по представлению Правительства РФ принимаются в форме ФЗ не позднее принятия ФЗ о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Проекты бюджетов ГВФ РФ на очередной финансовый год и плановый период должны содержать показатели доходов и расходов.

В Государственной Думе проекты бюджетов ГВФ РФ в течение 3-х дней направляются Советом Государственной Думы в Совет Федерации, другим субъектам права законодательной инициативы, в комитеты Государственной Думы для внесения замечаний и предложений, а также в Счетную палату РФ на заключение.

На пленарном заседании Государственной Думы проекты ФЗ о бюджетах ГВФ РФ должны быть рассмотрены в 1-ом чтении до рассмотрения проекта федерального закона о федеральном бюджете во 2-ом чтении.

Предметом рассмотрения проектов ФЗ о бюджетах ГВФ РФ в 1-ом чтении являются основные характеристики бюджетов, к которым относятся:

1) прогнозируемый общий объем доходов с указанием поступлений из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

2 ) общий объем расходов в очередном финансовом году и плановом периоде;

3) предельный объем дефицита (профицита) бюджета ГВФ РФ и (или) источники его финансирования;

Предметом рассмотрения проектов федеральных законов о бюджетах ГВФ РФ во 2-ом чтении являются:

1) распределение расходов;

2) текстовые статьи проектов федеральных законов о бюджетах ГВФ РФ на очередной финансовый год и плановый период.

При рассмотрении в 3-ем чтении проекты ФЗ о бюджетах ГВФ РФ на очередной финансовый год и плановый период принимаются в целом.

Принятые Государственной Думой ФЗ о бюджетах ГВФ РФ на очередной финансовый год и плановый период в течение 5 дней со дня их принятия передаются на рассмотрение в Совет Федерации.

Проекты бюджетов территориальных ГВФ представляются высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ на рассмотрение законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ одновременно с проектами законов субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ и утверждаются в форме законов субъектов РФ не позднее принятия законов субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ.

Бюджеты ГВФ РФ принимаются в форме ФЗ, а бюджеты территориальных ГВФ – в форме законов субъектов РФ.

Формирование доходов государственных внебюджетных фондов РФ.

1. страховые взносы на обязательное (пенсионное, социальное, медицинское) страхование;

2. недоимки, пени и штрафы по взносам в соответствующие Фонды;

3. доходы от размещения временно свободных средств Фондов;

4. межбюджетные трансферты из федерального бюджета;

5. прочие поступления (добровольные взносы, доходы от использования имущества Фонда, от продажи материальных и нематериальных активов и др.).

 

Расходы государственных внебюджетных фондов РФ, их целевое назначение.

Расходы ПФР:

1) Общегосударственные вопросы 2) Образование 3) Социальная политика (выплата пенсий, пособий по уходу за ребенком старше 1, 5 лет, оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам и др.) 4) Прикладные научные исследования в области соцполитики и др. вопросы соцполитики

Расходы ФСС:

1) выплата пособий по временной нетрудоспособности;

2) санаторно-курортное обслуживание работников и членов их семей;

3) финансирование научно-исследовательских работ по охране труда;

4) страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

5) возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей;

6) расходы на содержание самих учреждений Фонда и др.

Расходы ФОМС:

1) финансирование целевых программ по здравоохранению;

2) финансирование профессиональной подготовки и переподготовки кадров;

3) создание нормированного страхового запаса (на случай возникновения критической ситуации с финансированием программ обязательного медицинского страхования);

4) международное сотрудничество по вопросам обязательного медицинского страхования;

5) финансирование научных исследований в области медицины;

6) развитие материально-технической базы здравоохранения;

7) выравнивание уровней медицинского обслуживания в территориальном аспекте;

8) содержание самого Фонда и др.

Системы кассового исполнения бюджетов: банковская, казначейская, смешанная.

Схема исполнения бюджета – совокупность отношений, возникающих между участниками исполнения бюджета в связи с исполнением бюджета по доходам, по расходам и источникам финансирования дефицита бюджета.

Можно выделить 3 основные схемы:

1) Банковская [1917-1989 гг.]

2) Смешанная [1989-2000 гг.]

3) Казначейская [2000 - по соврем. период]

I. Банковская схема имеет следующие основные черты:

- зачисление, учет и распределение доходов осуществляется Госбанком, являющимся монополистом по обслуживанию счетов бюджетов и бюджетных учреждений;

- для учета доходов бюджета в учреждениях Госбанка открываются счета бюджетных учреждений, в результате чего зачисление доходов в бюджет происходит не на один, а на несколько счетов;

- отражение и учет расходов бюджета, бюджетных учреждений осуществляется исключительно Госбанком.

Смешанная (сочетает признаки банковской схемы + казначейской) и имеет след. черты:

- обслуживание бюджета осуществляется неограниченным количеством банков => бюджетные учреждения получили право открывать счета в любом банке;

- счета для поступления доходов контролируются Госбанком и Федеральным Казначейством совместно;

- отчет об исполнении бюджета готовит Госбанк.

II. Казначейская ( противоположность банк. схеме) – отличительная черта: основная функция по исполнению бюджета (учет поступлений и выбытий) возложена на Федеральное Казначейство (ФК):

- доходы бюджета зачисляются на единый счет;

- бюджетные учреждения НЕ имеют право открывать счета в банках;

- управление р/с бюджета осуществляется исключительно Казначейством;

- отчет об исполнении бюджета готовит ФК.

Основы исполнения бюджетов бюджетной системы РФ.

БК РФ (ст. 215) Исполнение федерального бюджета и бюджетов ГВФ РФ, бюджета субъекта РФ и бюджета территориального ГВФ, местного бюджета обеспечивается соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования.

Организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган (орган управления государственным внебюджетным фондом). Исполнение бюджета организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана.

Основной принцип кассового исполнения бюджета – единство кассы, т.е. все полученные доходы и произведенные расходы должны отражаться на едином счете.

ЛЕКЦИЯ: в действующем законодательстве отсутствует понятие «исполнение бюджета»: выделяют 2 подхода, раскрывающих сущность организации исполнения бюджета:

I. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ:

Исполнение бюджета – это совокупность 3 функций:

А) обеспечение исполнения бюджета (этим занимаются высшие исполнительные органы – Правительство РФ, Администрации регионов и муниципальных образований);

Б) организация исполнения бюджета (осуществляет финансовый орган)

В) кассовое обслуживание исполнения бюджета (осуществляют органы Федерального Казначейства).

II. КЛАССИФИКАЦИОННЫЙ: исполнение бюджета это совокупность:

А) исполнение операций по доходам (осуществляют Главные Администраторы доходов (ГАДы) и Администраторы доходов. Основной ГАД - ФНС)

Б) исполнение бюджета по расходам (исполняют ГРБС (главные распорядители бюджетных средств), РБС (распорядители бюджетных средств) и ПБС (получатели бюджетных средств).

В) исполнение бюджета по источникам финансирования дефицита бюджета (осуществляет Главные Администраторы источников финансирования дефицита бюджета и Администраторы источников финансирования дефицита бюджета).

Кассовое обслуживание исполнения бюджетов в РФ

возложено на органы ФК.

В ст. 6 БК РФ кассовое обслуживание – проведение и учет операций по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета.

Под осуществлением кассового обслуживания исполнения бюджета понимается выполнение функций именно кассира публично-правового образования, на счета которого (кассира) поступают денежные средства и который производит операции по расходованию этих средств только от имени и по поручению финансового органа и обеспечивает:

1) распределение доходов по уровням бюджетной системы;

2) перерасчеты между бюджетами;

3) исполнение и проверка платежных поручений с единого счета бюджета;

4) консолидацию информации об исполнении нижестоящих бюджетов на территории субъекта РФ и формирование отчетности в рамках действующего законодательства и др.

Сводная бюджетная роспись. Кассовый план.

Исполнение бюджета организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана.

Сводная бюджетная роспись - оперативный документ, отражающий распределение доходов и расходов бюджета, источников финансирования дефицита бюджета в разрезе показателей бюджетной классификации.

Порядок составления и утверждения сводной бюджетной росписи федерального бюджета (аналогичный порядок предусмотрен и для составления и исполнения росписи территориальных бюджетов) следующий: на основе утвержденного Правительством РФ поквартального распределения доходов, расходов и источников финансирования дефицита федерального бюджета Минфин РФ доводит до федеральных органов исполнительной власти и иных получателей средств поквартальное распределение расходов федерального бюджета в структуре функциональных и ведомственных классификаций расходов бюджетов РФ.

Главные распорядители бюджетных средств (ГРБС) доводят распределение установленных для них объемов до организаций, находящихся в их ведении, и согласовывают с этими организациями полученные от них возвратные объемы распределения расходов в структуре функциональных и экономических классификаций расходов бюджетов РФ (возвратные лимиты ассигнований).

На основе возвратных лимитов ассигнований ГРБС формируют сводные возвратные лимиты ассигнований в структуре функциональных и экономических классификаций расходов бюджетов РФ и представляют их в Минфин России для формирования сводной бюджетной росписи.

Кассовый план – это прогноз кассовых поступлений в бюджет и кассовых выплат из бюджета в текущем финансовом году.

Кассовый план составляет и ведет финансовый орган или уполномоченный орган исполнительной власти (местной администрации).

Исполнение бюджетов по доходам.

Кассовое исполнение бюджета по доходам предусматривает:

· перечисление и зачисление доходов на счет соответствующего бюджета;

· распределение доходов между бюджетами [на основе таких документов как БК РФ, ФЗ О бюджете РФ, субъекта, решении МО, ФЗ субъектов РФ об установлении единых нормативов МО]

· возврат излишне уплаченных сумм доходов;

· учет доходов и отчетность о доходах в соответствии с бюджетной классификацией.

Также зачислению в бюджет подлежат невыясненные (неклассифицируемые) поступления (это поступления, в которых отсутствует ОКАТО, неверно записаны ИНН/КПП, поступления, по которым отсутствует расчетный документ).

Исполнение бюджетов по расходам.

Суть: учет и ведение выбытий средств бюджета, а также операций по лицевым счетам.

Основные операции исполнения бюджета по расходам:

1. Доведение объемов финансирования (объем фин-ия – это предел средств, который может потратить соответствующий бюджет)

2. Ведение лимитов по лицевым счетам

3. Составление и контроль за платежными документами

Сейчас нормативно-правовая база сформировала 2 подхода орг. исп. бюджета по расходам:

I. С ОТКРЫТИЕМ ЛИЦЕВОГО СЧЕТА ТОЛЬКО ФИНАНСОВОМУ ОРГАНУ;

II. С ОТКРЫТИЕМ ЛИЦЕВОГО СЧЕТА ФИНАНСОВОМУ ОРГАНУ И ПОЛУЧАТЕЛЮ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ (ПБС):

1) C доведением объемов финансирования до ПБС

2) C доведением объемов фин-ия и лимитов бюджетных обязательств до ПБС

3) C доведением объемов финансирования, лимитов бюджетных обязательств и источников финансирования расходов до ПБС

Бюджетная роспись. — документ, который составляется и ведется ГРБС в соответствии с БК РФ в целях исполнения бюджета по расходам (источникам финансирования дефицита бюджета).

Бюджетная роспись устанавливает распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляется в соответствии с бюджетной классификацией.

Лицевые счета для учета операций по исполнению бюджета. (ст.220)

Учет операций по исполнению бюджета, осуществляемых участниками бюджетного процесса в рамках их бюджетных полномочий, производится на л/с, открываемых в Федеральном казначействе или финансовом органе субъекта РФ (МО).

Л/с, открываемые в ФК, открываются и ведутся в порядке, установленном ФК.

Л/с, открываемые в финансовом органе субъекта РФ (МО), открываются и ведутся в порядке, установленном финансовым органом субъекта РФ (МО).

 

Бюджетная смета. — документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств бюджетного учреждения.

Бюджетная смета бюджетного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном ГРБС, в ведении которого находится бюджетное учреждение, в соответствии с общими требованиями, установленными Министерством финансов РФ.

Бюджетная смета бюджетного учреждения, являющегося ГРБС, утверждается руководителем ГРБС.

Утвержденные показатели бюджетной сметы бюджетного учреждения должны соответствовать доведенным до него лимитам бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций бюджетного учреждения.

Показатели бюджетной сметы бюджетного учреждения могут быть детализированы по кодам статей (подстатей) соответствующих групп (статей) классификации операций сектора государственного управления в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств.

Использование доходов, фактически полученных при исполнении бюджета сверх утвержденных законом (решением) о бюджете. (ст. 232 БК РФ)

Доходы, фактически полученные при исполнении федерального бюджета (субъекта РФ) сверх утвержденного ФЗ-ом о федеральном (местном) бюджете на текущий финансовый год и плановый период общего объема доходов (без учета нефтегазовых доходов и доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния), могут направляться Министерством финансов РФ без внесения изменений в ФЗ о федеральном (местном) бюджете на текущий финансовый год и плановый период на:

- замещение государственных заимствований;

- погашение государственного (мун.) долга РФ;

- исполнение публичных нормативных обязательств РФ в случае недостаточности предусмотренных на их исполнение бюджетных ассигнований.

Субсидии, субвенции, иные межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение, не использованные на начало текущего финансового года, фактически полученные при исполнении бюджета сверх утвержденных законом (решением) о бюджете доходов, направляются на увеличение расходов бюджета соответственно целям предоставления субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов с внесением изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в закон (решение) о бюджете на текущий финансовый год.

Сувере́ нный фонд — государственный инвестиционный фонд, финансовые активы которого включают акции, облигации, имущество, драгоценные металлы и другие финансовые инструменты.

Некоторые суверенные фонды принадлежат центральным банкам, которые аккумулируют валютную наличность в процессе управления национальной банковской системой; такие фонды обычно имеют высокую экономическую и фискальную значимость. Другие суверенные фонды просто представляют собой государственные сбережения, которые инвестируются в различные компании с целью получения инвестиционного дохода, и не играют существенной роли в фискальном управлении.

Суверенные фонды могут инвестировать в иностранные депозиты, золото, SDR, резервную позицию в МВФ, или в такие резервные валюты как доллар, евро или иена. Суверенные фонды могут быть зарегистрированы как инвестиционные компании, государственные пенсионные фонды, суверенные нефтяные фонды и т. д.

Были попытки отделить суверенные фонды от золотовалютных резервов центральных банков. Суверенные фонды отличаются долгосрочным характером инвестиций, тогда как золотовалютные резервы используются для краткосрочной стабилизации курса национальной валюты и управления ликвидностью. Многие центральные банки в последние годы накопили огромные ЗВР, превышающие уровни, необходимые для поддерживания ликвидности и курса валюты. Более того, многие ЗВР диверсифицируются в активы, отличные от краткосрочных депозитов и иностранной наличности, например, в акции и деривативы разных видов.

В мировой практике существуют различные определения СФ (Суверенный фонд, Sovereign Fund (SF)). Среди них: 1. СФ — это фонд, который находится в собственности и под контролем государства и инвестиционные стратегии которого включают покупку иностранных активов; 2. СФ — это финансовый инструмент, находящийся в собственности государства, которое аккумулирует, управляет и распоряжается общественными средствами, инвестируя в широкий круг активов различного типа. Суверенный фонд – это фонд, контрольным пакетом которого владеет какое- либо государство. Суверенный фонд, как правило, образуется в случае высокого торгового профицита при экспортных операциях того или иного государства. Чаще всего, это экспорт природных ресурсов (нефти, газа) и других (промышленных) товаров.

Подходы МВФ к классификации суверенных фондов:

Стабилизационные фонды - это часть средств федерального бюджета, образующаяся за счет превышения цены на нефть над базовой ценой на нефть, подлежащая обособленному учету, управлению и использованию в целях обеспечения сбалансированности федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой.

Фонды будущих поколений – формируется также, на здравоохранение, образование, расходуется, когда есть соответствующая цель.

Фонды развития – как экономический фонд, на развитие экономики (дороги, предприятия, гос.инвестиции), осн. цель – получение дохода. В РФ такого нет.

Общество размещения официальных резервов – функционирование данных фондов – текущее вложение средств в финансовые активы.

Резервные фонды – на покрытие определенных расходов (чрезвычайных).

В России решение о формировании стабилизационного фонда было продиктовано необходимостью гарантий исполнения бюджетных обязательств и снижения инфляционного давления, связанного с высокими ценами на энергоносители на мировых рынках. В России формирование суверенных фондов фактически выступало в недавнем прошлом дополнительным инструментом долгосрочной стерилизации (т.е.изъятия «излишней» денежной массы в экономике) в дополнение к краткосрочным и среднесрочным инструментам ЦБРФ.

•Многие страны (включая Россию), в настоящее время инвестируют средства стабилизационных фондов, фондов национального благосостояния, государственных пенсионных фондов в иностранные активы с целью минимизации рисков.

•Размещение средств суверенных фондов Российской Федерации в иностранные активы, в т.ч. государственные ценные бумаги (принимая во внимание низкую доходность этих вложений) можно оценить как недостаточно эффективное с позиций воспроизводственного процесса и стимулирования роста и развития национальной экономики.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.038 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал