Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государство в Древнем Риме






Царский период (VIIIVI вв. до н.э.) Центр будущей великой державы Рим возник в 754—753 гг. до н.э. на левом берегу Тибра. Эта территория была заселена еще в глубокой древности, так как она была удобна и для земледелия, и для скотоводства Легенда связыва­ет образование Рима с именами братьев-близнецов Рема и Ромула.

Все свободное полноправное население Рима — римский на­род— было поделено на роды (по преданию 300), союзы ро­дов — курии (30 по 10 родов) и три племени (3 трибы по 10 ку­рий). Каждый римский гражданин как член рода и племени имел земельный надел, мог требовать себе от рода помощи и защиты, имел право на наследование надела и имущество рода, должен был участвовать во всех мероприятиях.

Главы родов составляли совет старейшин (сенат), который со временем стал важнейшим органом управления, ведал многими текущими делами управления, предварительно обсуждал дела, решения по которым должно было принять народное собрание.

Во главе города стоял реке (царь). Первоначально к полноправ­ному населению относились только патриции. Другая часть на-J селения, не вошедшая в родовую организацию, называлась плебеями. Плебеи поступали в услужение к римской знати и на оп­ределенных условиях получали земельные наделы. Многие из них занимались ремеслом и торговлей.

Развитие имущественных отношений, социальная дифференциа­ция, в том числе и среди самих патрициев, породило особую форму социальных отношений — клиентелу. Клиенты были чу­жаками в Риме, и для того чтобы совершать сделки, решать свои f хозяйственные вопросы, они искали патрона среди патрициев, который их опекал.

В течение первого периода развития Рима сменилось семь царей. Власть царя первоначально была близка к власти племенного вож­дя, то есть была ограничена сенатом и комициями, на которых цари избирались. Но со временем власть царя укрепилась, и уже члены сената стали назначаться царями из узкого круга патрицианских ро­дов. Это превратило сенат в замкнутый орган римской знати.

Реформа Сервия Туллия (578—534 гг. до н.э.). Сервий Туллий воцарился в Риме как узурпатор, ибо он не был избран комиция­ми, не был рекомендован сенатом. Во внешней политике он про­должал линию прежних царей, вел войны с этрусскими городами, умножая владения Рима. Но во внутренней политике он многое изменил своими знаменитыми реформами. Все римское население (патриции и плебеи) в зависимости от имущества было раз­делено на 6 классов (разрядов). За основу был взят земельный на­дел, а позже был введен ценз в денежном выражении. Беднейшее население составило разряд пролетариев, так как они имели толь­ко потомство (proles). На основе распределения по разрядам ком­плектовалось войско. Первый разряд выставлял 98 центурий: 80 центурий тяжеловооруженных пехотинцев, защищенных бронзо­вым шлемом, круглым щитом, панцирем, вооруженных желез­ным мечом и копьем, кроме того, 18 центурий всадников. Второй разряд выставлял 20 центурий пехотинцев, вооруженных, как и первый разряд, но с продолговатым щитом. Третий и четвертый разряды — по 20 центурий, пятый — 30 центурий с более легким и дешевым вооружением для каждого разряда. К этим центуриям были добавлены 4 центурии ремесленников и музыкантов. Про­летарии не подлежали набору, так как не могли экипироваться, но им все-таки была дана возможность составить одну центурию. На основе центурий возник новый вид народных собраний — центуриатные комиции. Каждая центурия имела один голос. Таким образом, дела стали решаться голосами самых богатых, имевших 98 центурий из 193.

Римская республика (509—27 гг. до н.э.) После изгнания Тарквиния Гордого в Риме установилось республиканское правле­ние. Прерогативы царской власти были разделены между двумя консулами.

Был создан римско-италийский союз, в котором все союзники подчинялись Риму. Жители Апеннинского полуострова были разделены на четыре группы: первую группу составляли жители древних полисов Лациума. которые были при­знаны полноправными римскими гражданами. Латинские, аврун-ские, этрусские города составляли вторую группу. Их жители не имели права голосования. К третьей группе относились союзни­ческие общины, которые не имели никаких прав в Риме. Четвер­тую группу составляли «сдавшиеся». Они были бесправны в Ри­ме, но имели ограниченное самоуправление.

Население самого Рима делилось на свободных (квиритов) и рабов. Среди свободного населения выделялись рабовладельцы (землевладельцы и торговцы), мелкие производители (земледель­цы, ремесленники), городская беднота (люмпен-пролетариат). Только те, кто обладал статусом свободы, гражданства и семьи, были полностью правоспособны. Рабство первоначально носило патриархальный характер, но с развитием Рима рабство стано­вится все более развитым и приобретает классический характер, при котором раб считается «говорящим орудием» и не имеет ни­каких прав. Источниками рабства были плен, покупка, естествен­ное воспроизводство, ограниченная долговая кабала и самопро­дажа. Рабы были государственными и частновладельческими. Рабство быстро стало основой римской экономики. Власть над рабами в Риме была практически неограниченной.

Государственное управление. Рим был республикой, в которой сочетались демократические и аристократические черты. Про­должали собираться народные собрания. Главными оставались центуриатные собрания, но имели место также трибутные и ку-риатные. Центуриатные комиции принимали законы, избирали высших должностных лиц (магистраты), объявляли войну, реша­ли вопросы о смертной казни (по жалобам на приговор). Трибут­ные комиции избирали квесторов, эдилов и других низших долж­ностных лиц, рассматривали жалобы на приговоры о взыскании штрафов. Куриатные комиции имели большое значение в цар­ский период истории Рима, а в период республики за ними сохранилось лишь право формально вводить в должность избран­ных лиц на других собраниях. Кроме того, плебеи получили пра­во созывать свои сходки, на которых они избирали плебейских трибунов, защищавших их интересы.

Важную роль играл сенат, численность которого менялась: вна­чале в нем было 300 сенаторов (по числу родов), потом 600 и 900 человек. Члены сената не избирались. Цензоры, распределявшие граждан по центуриям и трибам, составляли списки сенаторов из представителей знатных и богатых семей, уже занимавших выс­шие государственные должности. Сенат контролировал законо­дательную деятельность центуриатных, а позже и плебейских со­браний, утверждал их решения, предварительно рассматривал за­конопроекты, вел международные дела, утверждал международ­ные договоры. Устанавливач налоги, определял необходимые финансовые расходы, занимался вопросами культа. Сенат разре­шал набор в армию, распределял легионы между командующими армиями, мог принять решение об установлении диктатуры.

Государственные должности (магистратуры) в Риме делились на ординарные (выборные) и экстраординарные (назначаемые). Ординарные магистратуры, в свою очередь, делились на высшие, которые избирались в центуриатных комициях, и низшие, изби­раемые в трибутных комициях. Все магистратуры были коллеги­альными: на одну должность избиралось несколько человек. Только диктатор назначался один. Каждый магистрат в Риме имел право принимать решение самостоятельно. Это решение могло быть отменено его коллегой. Власть магистратов делилась на высшую (imperium) и общую (potestas).

Систему магистратур возглавляли консулы. Они осуществляли на­бор в армию, командовали ею, назначали командиров, заключали перемирие, распоряжались военной добычей. С середины IV в. до н.э. появились преторы, первоначально как помощники консу­лов, а затем стали самостоятельной магистратурой. Они управляли городом, руководили судопроизводством, издавали постановле­ния. Цензоры, как уже упоминалось выше, составляли списки рим­ских граждан, распределяли их по трибам, по разрядам и центури­ям. Они также составляли списки сенаторов. Позже в их компе­тенцию было включено наблюдение за нравственностью граждан. Квесторы вначале были помощниками консулов, выделившись в отдельную магистратуру, они стали ведать финансовыми расхода­ми и расследованием некоторых уголовных дел. Эдилы наблюдали за общественным порядком в городе, торговлей на рынке, органи­зовывали праздники и зрелища.

Среди магистратур особое место принадлежало народным три­бунам, которые имели право вето на любое решение, кроме дик­татора, и пользовались им для защиты интересов плебеев от про­извола патрицианских магистратов.

Экстраординарные магистратуры создавались в чрезвычайных ситуациях, когда Риму грозила опасность. К ним относились де­цемвиры — должностные лица, назначенные для записи законов, начальник конницы, коллегия 4-х для вывода колоний, коллегия 3-х для наделения землей и диктатор. Диктатор назначался од­ним из консулов по предложению сената на 6 месяцев. Распоря­жения диктатора не подлежали обжалованию, за свои действия он ни перед кем не нес ответственности.

Принципат (27 г. до н.э.—193 г.). Хотя Октавиан провозгласил в 27 г. до н.э. восстановление республики, фактически принципат был монархией. Старые республиканские магистратуры сохранялись, но вся власть сосредоточилась в руках принцепса, который пользовал­ся высшим авторитетом, имел верховную военную власть, пожиз­ненную трибунскую власть, звание верховного понтифика, по же­ланию принимал звание консула, проконсула (командующего всеми вооруженными силами), цензора, издавал законы и по своему ус­мотрению вел внешнюю полигику. Под личным контролем прин­цепса находились провинции, казна, чеканка монеты, он назначал военных командиров и управленческий аппарат.

Параллельно с республиканскими магистратурами возник импера­торский чиновничий аппарат, на вершине которого стояли совет и канцелярия принцепса. Опорой принцепса была постоянная армия.

Сенат продолжал существовать, официально он считался верхов­ным органом государства, но имел скорее почетные, чем реальные права: управлял провинциями, в которых не было войск (под кон­тролем императора), он утверждал некоторые законы и новых им­ператоров, которые назначались усыновлявшими их предшествен­никами или приходили к власти в результате борьбы за престол.

В первые века новой эры римляне продолжали завоевывать мир. покоряя соседние народы. Но такая большая территория трудно контролировалась. Некоторые полководцы узурпировали власть, провозглашая себя императорами.

В I—II вв. в Риме сложилась новая социальная структура: кроме рабовладельцев и рабов, которые являлись основными классами общества, возникло сложное сословное деление. Высшими со­словиями были сенаторы и всадники. Сенаторы — представите­ли крупной знати, доход которых составлял не менее 1 млн. сес­терций. Из их числа назначались высшие магистраты, военачаль­ники, наместники. Всадники — лица из высших чиновников, во­енных командиров, имевшие имущество не менее 400 тыс. сес­терций. Представители этого сословия назначались на должности судей, префектов претория и др. Декурионы — верхушка город­ских землевладельцев — также входили в число привилегиро­ванных сословий, они входили в состав городских советов, в ма­гистраты. Этим благородным сословиям противостоял плебс, де­лившийся на городской плебс (торговцы, ремесленники, наемные работники) и на сельский плебс (мелкие землевладельцы, аренда­торы-колоны).

Доминат (284—476). В конце III в. начался новый этап развития Римской империи. Рим превратился в монархию с абсолютной властью императора. Напуганная массовыми народными восста­ниями знать временно признала необходимость сильной цен­тральной власти. Диоклетиан приказал именовать себя августом и доминусом (хозяином), что подчеркивало неограниченный ха­рактер его власти. Он стабилизировал обстановку: подавил вос­стания бежавших рабов и колонов, вернул их владельцам.

Старые республиканские учреждения потеряли свое значение. Сенат превратился в совет города Рима. Доминусу подчинялся Государственный совет, который обсуждал основные вопросы политики, готовил проекты решений. Важнейшими стали Финан­совое ведомство и Военное. Сложился развитый аппарат чинов­ников. Чиновники получили особую организацию, им присваива­лась форма одежды, они получали привилегии, а по окончании службы — пенсии.

Причины падения Западной Римской империи. После Кон­стантина в Римской империи обычно правили два императора: один в Западной, а другой в Восточной. В 395 г. при сыновьях Феодосия I империя окончательно была разделена на две части. Достигнутая при Константине стабилизация оказалась непроч­ной. Снова началась борьба, принимавшая форму восстаний про­винциальных узурпаторов, некоторые вступали в союз с короля­ми варваров. Закабаляемые колоны и крестьяне поддерживали варваров в войнах против Рима в надежде обрести свободу и соб­ственность на землю. Кризис рабовладельческого строя усиливал внутренние противоречия. Римляне не желали защищать свою огромную территорию, они не хотели служить в армии и предпо­читали нанимать рабов и иноплеменников, которые не особенно заботились о целостности империи. Вторжения варварских пле­мен стали постоянным явлением. Риму не хватало сил не только для новых завоеваний, но и для обороны уже завоеванных терри­торий. Иссяк приток рабов, стало сокращаться производство. На­чался экономический кризис. Для того чтобы как-то поддержать производство римляне, стали беречь рабов: их стали «сажать на землю», давая им пекулий. Латифундии стали делиться на участ­ки и отдаваться в аренду рабам и сельской бедноте. Система ко­лоната дополняла эту картину. Так в недрах рабовладельческого строя появились новые феодальные отношения. Толчок дальней­шему развитию феодального уклада дали варварские завоевания. Варвары извне, а рабы изнутри подрывали основы Римской им­перии. Кризис Римской империи совпал с великим переселением народов: нападения готов, гуннов, вандалов было поддержано колонами и рабами в самой империи, а особенно — на ее пери­ферии. Варвары захватывали территории Римской империи и создавали свои варварские государства. Императоры становились марионетками в руках германских вождей, командовавших арми­ей Рима. В 476 г. Одоакр, командовавший императорской гвардией, сверг последнего императора Западной Римской империи Ро-мула Августула, а знаки императорского достоинства отослал в Константинополь. Западная Римская империя перестала сущест­вовать. Восточная Римская империя существовала до 1453 г. и пала в результате завоеваний турок-османов.

Развитие римского права

Римское право является наиболее развитой правовой системой древности. В его более чем тысячелетней истории выделяются три периода: древнейший, классический и постклассический.

Древнейший период (VIсер. III вв. до н.э.). Право в этот пе­риод характеризуется архаичностью, полисной замкнутостью, неразвитостью основных институтов. Основными источниками этого периода были обычай, традиция, законы римских царей (например, Сервия Туллия), Законы XII Таблиц, решения народ­ных собраний и сената.

I В этот период господствующей правовой системой было квиритское право, которое было связано с деятельностью жрецов-понтификов. Очень строго соблюдалась торжественность судеб­ных обрядов. Для римлян форма имела огромное значение, так как в эту эпоху формализм был условием поддержания устойчи­вого порядка. С развитием отношений собственности появляются договоры (контракты). Древнейший контракт представлял собою стипуляцию. Первые контракты делились на вербальные (уст­ные), которые появились раньше, и литеральные (письменные). Обязательства вытекали не только из договора, но и из деликта. Есть сведения об уплате штрафа за порубку деревьев, о возмеще­нии нанесенного ущерба и др.

Классический период (сер. III в. до н.э. — конец Ш в.). В этот пе­риод право в Риме достигает расцвета. Изменяются источники пра­ва. Важнейшим источником все еще остаются Законы XII Таблиц, хотя к концу периода они теряют свою актуальность и почитаются больше как памятник права. Появляются новые источники, такие как эдикты, конституции, институции, дигесты и др. Важную роль в развитии права играли эдикты преторов. Вступая в должность, ка­ждый претор обнародовал свой эдикт, на основе которого он соби­рался поддерживать порядок и вершить суд. Срок эдикта составлял один год. Положения эдикта не имели силы закона, но были обяза­тельны для исполнения. В 125—136 гг. юрист Юлиан составил «вечный эдикт», обязательный для всех магистратов.

Императоры, вступая на престол, также публиковали свои эдикты. Кроме того, источниками права были рескрипты, декреты и мандаты императоров.

Важным источником права в классический период становится дея­тельность юристов. Знаменитые римские юристы (Катон Старший, Квинт Муций Сцевола, Сервий Сульпиций и др.) обобщали судеб­ную практику и систематизировали цивильное право. Появились комментарии цивильного и прегорского права. Результатом дея­тельности юристов стало появление таких источников права, как институции (систематическое изложение римского права в учеб­ных целях — Институции Гая, 143 г.) и дигесты.

В это время право делится на публичное и частное. Римляне счи­тали, что публичное право стоит выше частного, но частное было лучше развито.

В классический период активно развивается институт частной соб­ственности, а с ним и некоторые новые отрасли права. Понятие вещного права еще не оформилось, но уже появились различия между вещными и личными исками. Различались собственность, владение и держание. Вещи делились на движимые и недвижимые, главные и побочные, простые и сложные, потребляемые и непо­требляемые и т.д. Появились новые формы договоров: реальные, консенсуальные, договор найма, поручения, мены, заклада и др. Активно развивалось брачно-семейное и наследственное право.

Постклассический период (IV—VI). Изменения в римском пра­ве в этот период связаны с его систематизацией и приспособле­нием к развивавшимся в недрах рабовладельческого строя фео­дальным отношениям. Среди источников права больший удель­ный вес приобретают конституции императоров. Деятельность юристов как источник права сокращается. В 426 г. был принят Закон «О цитировании юристов», в котором указывались пять самых авторитетных юристов Рима (Папиниан, Павел, Ульпиан, Мадестин и Гай), на труды которых можно было опираться при решении сложных юридических вопросов. Большое внимание уделялось созданию кодификаций. В V в. появился Кодекс Фео­досия (кодификация императорских конституций), а в VI в. вы­шел в свет «Свод законов Юстиниана». Фактически в этот период развитие римского права прекратилось.

Брачно-семейное и наследственное право. Только римский граж­данин, вступив в римский брак, мог основать римскую семью. Брак совершался в религиозной форме, в присутствии жрецов.

Отцовская власть над детьми ослабла. Прекратилась продажа детей, а убийство детей стало рассматриваться как тяжкое преступление.

Брак прекращался в случае обращения в рабство одного из супру­гов, при утрате гражданства, по воле мужа или главы семьи (до­мовладыки).

Развод был возможен для мужчины при всех формах брака, а для женщины — только в форме брака «без власти мужа».

После смерти домовладыки имущество семьи переходило агна­там по закону, а если покойный оставлял завещание, то следовало слепо и свято придерживаться его буквального текста. Вдова по­койного во всех случаях получала какую-то часть имущества для себя и на малолетних детей, если такие оставались после смерти отца. Наследники могли не делить хозяйство и вести его сообща.

Судебный процесс.Древнейшей формой судебного рассмотре­ния спорных случаев был легисакционный процесс. Со временем легисакционный процесс заменился простым фор­мулярным процессом.К концу классического периода (в эпоху домината) получил рас­пространение экстраординарный процесс.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал