Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Иметь представление о развитии права в Европе и на Востоке.
Раннефеодальная монархия. В 476 г. Западная Римская империя пала, и на ее территории возникли варварские государства остготов, франков и англосаксов. Они быстро пришли в упадок и разрушились. Только государство франков просуществовало несколько веков, расширяя свою территорию за счет других варварских королевств. Первые государства в Западной Европе были раннефеодальными монархиями. Государство у франков возникло в V в. и в своем развитии прошло два этапа: 1. Монархия Меровингов (486—687); 2. Монархия Каролингов (687—843). Франки, возглавлявшиеся легендарным Хлодвигом, пришли на территорию Галлии. У варваров исчезла демократия и народное собрание, которое было заменено ежегодным военным смотром войска, где король объявлял законы, творил суд и расправу. В этот период складывается сложная социальная структура и возникает единое население из завоевателей и завоеванных. Король стал самым крупным землевладельцем и деспотически неограниченным правителем. Он опирался на магнатов-дружинников, пользовался покровительством католической церкви, щедро одаряя ее землями и награбленными сокровищами, Вожди и дружинники стали превращаться в земельных магнатов. Закон охранял их жизнь, наделял их привилегиями в отличие от рядовых общинников. Рядовые воины-франки получили мелкие аллоды и сами работали на этих участках. С развитием феодализма возникло несколько видов феодальной собственности на землю: королевские земли, церковные и общинные. Один из первых правителей мажордом Карл Мартелл (715—741) провел реформу с целью усиления центральной власти, создал категорию воинов-профессионалов, которым предложил за службу особый надел — бенефиций. Условное владение после смерти воина или в случае его нерадивости отбиралось и переходило в казну или к другому воину-бенефициарию. Феодалы стремились закрепить за собой полученные наделы, чтобы передавать их по наследству своим детям. Появилась новая форма земельной собственности — феод. Вассал свободно владел и пользовался феодом, но без согласия сеньора не мог продавать ею. У сеньора и вассала были взаимные обязанности: вассал был обязан сеньору военной службой и другими «благородными службами»; сеньор должен был заботиться о вассале, охранять его феод от претензий со стороны других феодалов. Но за провинности он мог и лишить своего вассала данного ему феода. В результате этих отношений возникла феодальная иерархия. У франков действовал принцип: «вассал моего вассала — не мой вассал». У англичан все вассалы подчинялись королю. Крестьянское неблагородное наследственное владение землей с обязанностью нести строго фиксированные обычным правом повинности в пользу сеньора получило название цензива. Разорение мелких общинников продолжалось. Феодалы стремились усилить свое господство над свободным населением и находили различные пути для этого. Так появился прекарий. Формально личной зависимости еще не было. Но уже возникали условия для этого. Появляется коммендация. Все крепостные крестьяне выполняли определенные повинности в пользу феодала. Они платили ежегодно или несколько раз в год подушную подать, которая была невелика, но являлась символом крепостного состояния. Тяжелой крепостной повинностью была барщина. Натуральный оброк представлял часть урожая с надела крепостного, позже появился денежный оброк. Обязательной была десятина — десятая доля урожая в пользу церкви. Кроме этих прямых платежей были и непрямые вымогательства со стороны феодалов. Монополии (баналитеты) — оплата за использование инвентаря феодала при помоле зерна или обработке винограда (мельницы, винокурни и т.д.). Брачное — особая подать при вступлении в брак. В раннем средневековье существовали «право первой брачной ночи», которое позже стало выкупаться, и «право мертвой руки». Государственное устройство. После смерти Хлодвига (511) начались распри между его сыновьями и внуками, которые продолжались более ста лет. В VI—VII вв. государство франков неоднократно делилось. Власть короля слабела, наступило время «ленивых королей», когда знать захватила все важные должности. В ходе междоусобных войн крепли магнаты, а рядовые общинники разорялись. В этот период особую роль в государстве стал играть майордом (дворецкий), который при слабом короле был фактически главой государства франков. В конце VII — начале VIII вв. эта должность стала наследственной и закрепилась в роду Каролингов. В 751 г. на престоле утвердилась новая династия. Сын Карла Мар-телла Пипин был провозглашен королем. Монархия достигла расцвета при Карле Великом, внуке Карла Мартелла. Он провел завоевательные войны и покорил огромную часть Европы, присоединив ее к своему государству. Высшее управление осуществлялось не только королем, но и другими органами. В Совет короля (императора) входили крупнейшие светские и духовные феодалы. «Великое поле» («Мартовские поля») — съезд всей знати, созываемый ежегодно в марте месяце, решал важнейшие вопросы управления. Центральное управление было в руках франкской знати. Мини-стериалы, управляющие в королевском хозяйстве, стали высшими государственными чиновниками. Майордом оставался главным управляющим, но наследственная власть мажордомов была упразднена в 751 г., как только Каролинги создали свою династию. Пфальцграф был главой королевского суда. Тезаурарий — государственный казначей. Маршал — начальник конницы. Архикапеллан — духовник короля, участник королевского Совета. Высшая судебная власть принадлежала королю, позже императору. Основными судами в стране были «суды сотни». На местах постепенно судебная власть переходила в руки феодалов. Сеньориальная монархия. В середине IX в. государство франков распалось. Причинами этого процесса стали огромная территория империи, множество народов, которыми было сложно управлять и которые ничем не были связаны, кроме силы короля. С ослаблением его власти они начинают борьбу за отделение. Феодалы разбогатели, усилили свою власть и потеряли интерес к единству страны. В империи развивались внутренние противоречия. В 843 г. внуки Карла Великого заключили между собою договор о разделении государства на три королевства: Западноф-ранкское (будущая Франция), Восточно-франкское (будущая Германия) и Срединное (часть Италии). Но этот раздел не предотвратил процесса феодальной раздробленности. После Верденского договора во Франции продолжался процесс дробления. Королевство состояло из множества разрозненных феодальных владений: герцогств, графств, бароний и т.д. В конце X в. закончилась династия Каролингов, появилась новая династия Капетингов. Король считался верховным правителем и собственником земли. Крупнейшие феодалы были вассалами короля. Но иммунитетные права феодалов стали очень большими. Получая иммунные грамоты от короля, феодалы становились независимыми от королевской администрации: они сами собирали налоги, сами судили своих подданных, были своеобразными государями-монархами в своих владениях. Каждый из феодалов стремился упрочить свое влияние на своей территории и расширить ее. Поэтому данный период развития характеризуется постоянными распрями, междоусобными войнами. Изменилось государственное устройство во Франции. Король стал выборным. Великий Совет — съезд феодальной знати — собирался эпизодически. Местное управление почти не изменилось, но изменилась судебная система. Каждый свободный гражданин теперь судился «судом равных». Сеньор лишь председательствовал в суде. Судили вассалы, равные по рангу подсудимому. Несвободное население подлежало суду феодалов: сеньоров, мини-стериалов или прево. Судебная власть не была отделена от административной. Реформы Людовика IX (сер. XIII в.) способствовали преодолению феодальной раздробленности. В королевском домене была запрещена война между феодалами. Соперники для решения споров должны были обращаться в королевский суд, ставший важнейшей инстанцией. В остальной части государства вводились «сорок дней короля», когда нельзя было начинать феодальную войну. Были предприняты меры к стабилизации финансовой системы. Появилась королевская золотая монета. Была создана Счетная палата. В Англии и Германии феодальная раздробленность имела свои особенности. В Германии они продолжалась с XIII по XIX в., что сильно задержало развитие государственности. Сословно-представительная монархия. Объединение средневековых государств создавало предпосылки для развития государственности в виде сословно-представительных монархий. В Англии сословно-представительная монархия возникла во второй половине ХШ в. Там еще в 1215 г. бароны, рыцари и городская верхушка заставили английского короля Иоанна Безземельного подписать Великую хартию вольностей. В 1258 г. английский король созвал Большой совет и потребовал огромную сумму для выплаты долга папской курии. Бароны съехались в Оксфорд и предъявили королю петицию — «Оксфордские провизии». Этот акт передавал власть 15 английским баронам, которые должны были полностью контролировать власть короля, назначать и смещать всех должностных лиц. Трижды в год должен был созываться специальный орган — парламент. Фактически бароны устанавливали олигархическую власть в стране. Это не понравилось королю и мелким феодалам, что привело к гражданской войне 1258—1267 гг. Глава войска баронов Симон де Монфор созвал в 1265 г. первый в истории Англии парламент. Этот парламент получил название «бешеного». В 1295 г. король Эдуард I официально созвал первый «образцовый» парламент: по два рыцаря от каждого графства, два горожанина от каждого города, прелаты и бароны, приглашенные лично королем. В середине XIV в. в парламенте выделилось две палаты: верхняя — палата лордов и нижняя — палата общин. В XIV—XV вв. оформилась законодательная инициатива парламента. Усиление его влияния привело к тому, что парламент стал стремиться подчинить своему контролю государственное управление. Английский парламент в эпоху средневековья был самым активным из сословно-представительных европейских органов. В середине XIV в. во Франции оформились сословия: духовенство и дворянство, привилегированные и освобожденные от налогов и повинностей, а также третье сословие, к которому относилось большинство народа. Сословия приобретают все больший вес. Их собрания в отдельных провинциях начали созываться еще в ХШ в. Штаты рассматривали важные вопросы и решали их в интересах короля, помогая укреплению объединенного государства. В 1302 г. впервые было созвано общее французское собрание сословий — Генеральные Штаты. Позже этот орган стал важнейшим органом государства. В 1357 г. было принято решение («Великий мартовский ордонанс») о том, что Генеральные Штаты должны созываться дважды в год, до их созыва уже не требовалось санкции короля. Была определена компетенция Генеральных Штатов: они стали контролировать расходы правительства, только с их согласия можно было объявлять войну и заключать мир, они назначали специальных советников короля. Первоначально Генеральные Штаты во всем поддерживали королей. Но с усилением власти королей. Генеральные Штаты иногда переходить в оппозицию. Поэтому короли все меньше нуждаются в органе, который бы ограничивал их деятельность. С XV в. Генеральные Штаты перестают созываться регулярно: в XVII в. они созваны были один раз, в XVIII в. тоже только один раз. Кроме Генеральных Штатов центральное управление во Франции осуществляли следующие органы: Государственный совет в его компетенции было общее руководство управлением в стране; Счетная палата осуществляла финансовое управление; парламент, который во Франции являлся высшим судом. Важнейшими должностными лицами были: канцлер — организатор управления и контроля, коннетабль — командующий королевской армией, камерарий — королевский казначей, палатины -— королевские советники по особым поручениям. Местное управление осуществлялось королевскими чиновниками. Бальяжи (административные единицы) управлялись бальи чиновниками, назначаемыми королем. Бальяжи делились на округа — превотажи во главе с прево. В городах было самоуправление — коммуны. Крестьянство находилось под властью сеньоров, сохранявших полицейские и судебные полномочия. Некоторые изменения претерпел суд. Усилилась роль королевских судов, которые теперь могли пересматривать любое решение сеньориального суда. Суды начали обособляться от административных органов. Абсолютная монархия. К XV в. в ряде стран Европы начинают складываться предпосылки для возникновения абсолютизма и утверждения абсолютной монархии. В качестве предпосылок абсолютизма можно указать следующие процессы: зарождение бур-жуазных отношений в странах Европы; оформление класса буржуазии; развитие промышленности; экономическое ослабление дворянства; ослабление позиций духовенства и зарождение идей реформации церкви; начало мощных крестьянских выступлений (восстания и даже крестьянские войны в Европе стали важным явлением общественной жизни); ослабление роли и значения сословно-представительных органов. Франция. Классического вида абсолютизм достиг во Франции, где его первые элементы появились в конце XV — начале XVI вв., а расцвет относится ко времени Ришелье. В течение 18 лет (1624— 1642) он почти безраздельно управлял страной, совмещая одновременно 32 государственных поста и титула, подчинив своему влиянию короля Людовика ХШ. В этот период в стране резко усилилась централизация административного аппарата, суда, финансов. Становление абсолютизма носило прогрессивный характер, так как способствовало завершению территориального объединения Франции, формированию единой нации, быстрому развитию экономики, улучшению системы административного управления. Король имел всю полноту законодательной власти, мог назначать на любую государственную и церковную должность (а мог делегировать это право своим чиновникам), принимал важнейшие решения по вопросам внутренней и внешнеполитической жизни государства, определял экономическую политику страны, от его имени осуществлялась судебная власть. Сильная власть короля не нуждалась в органах, способных ее ограничивать, поэтому Генеральные Штаты перестали созываться. Многие государственные должности продавались. Государственный совет был высшим совещательным органом при короле. Существовали также Совет финансов, Совет депеш, Тайный совет, Аппарат канцлера. Органы, созданные в эпоху абсолютизма, возглавлялись Генеральным контролером финансов и четырьмя государственными секретарями (по военным, иностранным, морским делам и делам двора). Территория Франции была разделена на женералитэ, губернаторства, диоцезы, бальяжи, интендантства, соответствовавшие территориальным подразделениям финансового, военного, церковного, судебного и административного ведомств. В местном управлении также существовали две группы государственных органов: органы, оставшиеся от сословно-представительной монархии, и новые, созданные в эпоху абсолютизма. Старые во многом утратили реальные правомочия, но продолжали существовать. Новые — интенданты юстиции, полиции, финансов — фактически руководили местным административным управлением и судом. Во Франции было несколько видов судов: королевские, сеньориальные, городские и церковные суды. Они часто дублировали друг друга. Королевская юстиция имела право принимать к своему рассмотрению любое дело из некоролевского суда на любой стадии разбирательства. Исключение составляли только некоторые церковные дела. Государственный совет, будучи высшим органом управления, рассматривался и как высший суд с правом изъятия любого дела из ведения парламента для проверки правильности применения им норм права. Он же разрешал споры о подсудности. Кроме общих судов, существовали специальные суды. Фактически каждое ведомство имело свой суд, который рассматривал дела ведомственного характера. Особое значение имели военные суды, морские и таможенные. Король мог принять к своему личному рассмотрению любое дело любого суда. В период абсолютизма во Франции завершилось формирование регулярной армии и регулярного королевского флота. При Людовике XIV была проведена военная реформа: от найма иностранцев отказались и перешли к вербовке рекрутов из местного населения. Солдат и матросов вербовали из третьего сословия и люмпенов, а высшие посты были закреплены за представителями титулованной знати. Англия. В разных странах Европы абсолютизм имел свои особенности. Центральными органами власти и управления были король. Тайный совет и парламент. Но реальная власть находилась в руках короля, утвердилось его главенство над английской церковью. При Генрихе VIII английский парламент принял ряд законов (1529—1536), объявивших короля главой церкви и наделивших его правом намечать кандидатов на высшие церковные должности. Англиканская церковь перестала зависеть от Папы Римского и превратилась в часть государственного аппарата. В Англии сохранилось местное самоуправление. Возросла зависимость местных органов управления от центральных органов власти. Была учреждена должность лорда-лейтенанта, который назначался в графство самим королем и возглавлял местное ополчение, руководил деятельностью мировых судей и полиции. Приход являлся низовой самоуправлявшейся единицей, сочетавшей функции местного церковного и территориального управления. Армия Англии, в отличие от континентальных стран, была немногочисленной. Усиление влияния короля выразилось в том, что феодалам было запрещено иметь свиту, а артиллерию могла использовать только корона. Как островное государство, Англия нуждалась для своей защиты в сильном морском флоте, который стал основой вооруженных сил, а позже орудием господства и превосходства Англии на морях над всеми другими державами. В эпоху абсолютизма окончательно оформилась структура и юрисдикция центральных Вестминстерских судов, в том числе Суда справедливости и Высшего суда адмиралтейства. Кроме того, были созданы чрезвычайные суды. Звездная палата как специальное отделение Тайного совета была орудием борьбы с противниками абсолютизма. В мятежных районах (Уэльсе и Шотландии), где часто нарушалось «общественное спокойствие», были созданы судебные советы, подчиненные Тайному совету. Высокая комиссия стала высшим церковным органом. Расширилась компетенция мировых судей. Все уголовные дела рассматривались разъездными и мировыми судьями. Присяжные заседатели включались в состав суда. Некоторые особенности абсолютизма наблюдались и в других европейских странах. Например, в Германии так и не возникло единое государство, продолжалась политическая раздробленность, закрепленная «Золотой буллой» в 1356 г. Абсолютизм здесь развивался как областной, княжеский, но не общегосударственный. Крестьянская война 1525 г. и Тридцатилетняя война (1618—1648) усилили эту тенденцию. В отдельных княжествах перестали созываться рейхстаги и ландтаги. Германская нация не оформилась, как в других странах. Раздробленность в Германии закрепилась и продолжалась до XIX в. В Австрии и Пруссии, в скандинавских странах и России абсолютизм приобрел особые черты и в течение нескольких десятилетий развивался как просвещенный абсолютизм. Просвещенные монархи в этих государствах стремились преодолеть противоречия в обществе путем проведения прогрессивных преобразований, не затрагивая основ феодализма и абсолютизма. В Австрии просвещенный абсолютизм проявился в реформах Марии-Терезии и Иосифа II, в Пруссии — в политике Фридриха II, в России — в политике Екатерины Великой. Период этот продолжался недолго и везде закончился без особых успехов.
|