Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Древняя Греция. Древний Рим. Римское право.
Учебные цели: – Понять специфику античного полиса. – Уметь различать античный и восточный типы государства. – Знать основные этапы развития античного государства и важнейшие реформы. – Иметь представление об основных источниках права и этапах развития права в Греции и Риме. После разложения первобытнообщинных отношений в истории Древней Греции наступил так называемый полисный этап - время формирования и расцвета полисов, городов-государств. На смену первобытнообщинным пришли рабовладельческие отношения классического типа. Полисный этап принято подразделять на три периода: • гомеровский период - XI - IX вв. до н. э.; • архаический период - VIII - VI вв. до н. э.; • классический период - V - IV вв. до н. э. Ведущую роль в истории Древней Греции сыграли два полиса - Афины и Спарта. Афинская республика. Образование Афинского полиса связано с именем легендарного Тезея, который объединил четыре племени в полис с центром в Афинах. Свободное население делилось на несколько групп: эвпатриды, геоморы, демиурги. Ахейцы, выходцы из других общин, под натиском дорийцев переселившиеся в Аттику, были лично свободны, но ограничены в политических правах. Их называли метеками. Рабов вначале было немного, позже появилось долговое рабство. Реформы Солона. Развитие товарно-денежных отношений вело к усилению социального расслоения свободного населения. Борьба между эвпатридами и демосом часто приводила к смутам. Для смягчения противоречий и сплочения свободного населения в единый господствующий класс необходимы были серьезные социальные и политические преобразования. В 594 г. до н.э. архонтом был избран Солон, с именем которого связаны глубокие преобразования. Целью своих реформ он ставил примирение. Первым актом его государственной деятельности был закон, в силу которого существовавшие долги были прощены и на будущее время запрещалось давать деньги в долг «под залог тела»... Политические реформы предусматривали уничтожение привилегий эвпатридов при занятии руководящих управленческих должностей. Для этого был введен имущественный ценз. Все население делилось на четыре разряда в зависимости от размера имущества. Каждый разряд имел определенные политические права. Общественные должности могли занимать только граждане первых трех разрядов, то есть наиболее состоятельные люди. Граждане четвертого разряда (бедняки) могли участвовать в народном собрании и могли быть избраны в суд присяжных. Солон учредил Совет 400 (руле). Члены этого Совета готовили решения для народного собрания (эклессии), значение которого в жизни общества возросло. С этого времени влияние ареопага и коллегии архонтов начинает падать. Солон ввел суд присяжных — гелиэю. Это был высший судебный орган Афинской республики. Гелиэя была первой инстанцией по делам о государственных преступлениях, о злоупотреблениях должностных лиц, она была апелляционной инстанцией по делам, рассмотренным другими судами, ей принадлежали контрольные функции, она могла отменять законопроекты, принятые народным собранием. Поскольку в нее избирались представители всего населения, то она была самым демократическим органом управления в государстве. Реформы Солона оформили государственный строй Афин как строй демократической рабовладельческой республики. Вся власть оказалась в руках самых богатых представителей первого и второго разрядов. Реформы Солона стали важным этапом в образовании государства, и его результаты преобразований сравнимы с политической революцией. Реформы Клисфена. В 509 г. до н.э. к власти в Афинах пришел Клисфен, который уничтожил старые четыре филы и разделил всю Аттику на три области: береговую. Афины с пригородами и внутреннюю. Каждая область делилась на 10 частей (триттии). Цель этой реформы — разъединить роды, перемешать все население, окончательно уничтожить влияние родовой знати. Клисфен создал дем (деревенский округ) как первоначальную административную единицу. Во главе стоял выборный демарх. В VI в. до н.э. в Аттике было 100 демов. Вместо Совета 400 был создан Совет 500, по 50 человек от каждой из 10 новых фил. В его компетенции были вопросы государственного управления, дипломатические отношения с другими государствами, управление финансами, надзор за арсеналами и флотом, контроль и регулирование торговли, контроль над деятельностью должностных лиц, предварительное обсуждение вопросов, которые ставились на народном собрании. В Совете 500 действовало 10 комиссий, которые по очереди выполняли обязанности Совета. Ежедневно по жребию избирался новый председатель Совета, который во время работы народного собрания становился его председателем. Клисфен создал Коллегию 10 стратегов (по одному от каждой филы). Они составили военное командование. Стратеги избирались открытым голосованием из числа самых богатых и влиятельных граждан. Только стратеги могли избираться неограниченное число раз. Это вело к профессионализму в армии. Для предотвращения возврата тирании был введен остракизм (суд черепков). Тот, кто мог угрожать демократии, изгонялся из Афин на 10 лет. В ходе реформ Клисфена много метеков получили афинское гражданство. В V—IV вв. до н.э. наступает расцвет демократии в Афинах. Афины динамично развивались, имели сильное войско. Но начавшиеся войны с Персией мешали этому развитию. В период персидских войн в Афинах появились два политических движения: демократическое и олигархическое. Спарта. Полис Спарты возник в ЕХ в. до н.э. в результате расселения дорийцев в Лаконии. Объединение завоевателей с местными ахейскими племенами в долине Лаконии привело к образованию спартанской общины и позволило ей в VIE—VII вв. до н.э. расширить владения за счет соседней области Мессении. Завоевание привело к возникновению совместной собственности завоевателей на землю и рабов. Социальное и политическое устройство в Спарте было закреплено договором (ретрой), приписываемым легендарному законодателю Ликургу. Ликургов строй («община равных») сложился в VI—V вв. до н.э. и просуществовал достаточно долго. В Спарте сложилось классовое общество, хотя длительное время продолжали существовать пережитки первобытнообщинного строя. Господствующий класс составляли спартиаты, только они были полноправными гражданами и имели земельные наделы f (клеры). Периэки — жители горных неплодородных районов Спарты — были лично свободными, но не имели политических прав, хотя они могли иметь собственность и совершать сделки. Илоты — представители побежденных племен, государственные рабы, — не имели собственной земли, а работали на участке, предоставленном спартиату государством. Илоты имели хозяйство и орудия труда, половину урожая они отдавали спартиату. Против илотов велась постоянная борьба, их численность регулировалась путем уничтожения наиболее сильных, здоровых и выносливых. Спарта оформилась как аристократическая рабовладельческая f республика. Народное собрание (апелла) созывалось нерегулярно и решающей роли в политической жизни страны не играло. В народном собрании могли участвовать только спартиаты, достигшие 30-летнего возраста и сохранившие свои клеры. Апелла принимала законы, решала вопросы престолонаследия, вопросы войны и мира, внешнеполитических отношений с другими государствами. Все решения апеллы контролировались герусией. В состав герусии входили два царя (архагеты), которые выполняли функции военных вождей, были верховными жрецами и осуществляли судебную власть. Герусия заседала ежедневно, руководила всеми делами: военными, финансовыми, судебными. Она была судебной инстанцией против царей. С усилением позиций знати в VIII в. до н.э. возникает коллегия эфоров. Первоначально эфоры были помощниками архагетов по имущественным спорам. С середины VI в. до н.э. их роль возросла, они поставили архагетов под свой контроль и встали над герусией. Коллегия эфоров была органом спартанской олигархии. Несмотря на то, что Ликургов строй предусматривал равенство всех, оно все-таки было нарушено, поскольку массовое разорение рядовых спартиатов и потеря ими клеров привела к резкой социальной дифференциации, а в результате — к кризису политической системы. В середине II в. до н.э. Спарта, как и другие греческие полисы, оказалась под властью Рима. Развитие права. Полисная форма государственного устройства в Древней Греции не могла не отразиться на развитии права. Каждый полис имел свою систему права, поскольку в Древней Греции так и не сложилось единое государство. Афинское право было наиболее развитым. Источником права в Афинском полисе первоначально был обычай, религиозные установления и нравственные предписания. С развитием государства появляются новые источники права — законы. Наиболее известными являются законы Драконта, появившиеся в 621 г. до н.э. Законы Драконта действовали до реформ Солона. Законодательство Солона было более обстоятельным: оно затрагивало проблемы организации государственной власти и управления, регулировало гражданско-правовые отношения с учетом новых условий. Существовал еще один источник права — псефизмы — постановления народного собрания, касавшиеся отдельных лиц, но содержавшие, как и законы, общие правовые нормы. Имущественные отношения. Афинское право не знало четкого различия между вещами. Имущество делилось на видимое (земля, рабы, скот) и невидимое (деньги, драгоценности). Среди вещных прав различались владение (фактическое обладание имуществом с правом его использования) и собственность (владение с правом распоряжения). Частная собственность не достигла высокого уровня развития и считалась производной от государственной. Коллективная собственность господствующего класса имела ограниченное распространение. К ней относились государственные имения и рудники, доходы с которых делились между гражданами, а затем шли на военный флот, храмы и другие нужды. Обязательственные отношения возникали из договора или из деликта. Важные договоры заключались в письменной форме. Неисполнение обязательств могло закончиться долговым рабством. После реформ Солона средствами обеспечения обязательств стали задаток, залог и поручительство. Афинское право знало следующие виды договоров: купли-продажи, найма, ссуды, подряда, займа, хранения вещей, поручения, товарищества, комиссионный. Обязательства из деликтов возникали в случае причинения имуществу любого вреда (повреждение или истребление имущества, причинение убытков и др.). Вред, причиненный сознательно, возмещался в двойном размере. Брачно-семейное право. Брак был обязателен, но безбрачие не наказывалось, хотя морально осуждалось. Брак заключался на основе договора между женихом и главой семьи невесты. Жених обязательно платил за невесту, невеста же не всегда имела приданое. После замужества женщина оставалась и под властью отца, и под властью мужа. Развод для мужчины был свободен, а для женщины — возможен, но затруднен. Власть отца над детьми до Солона была неограниченной, отец мог продать сына в рабство. После реформ власть отца ослабла, но оставалась значительной: он мог лишить сына наследства, а дочь выдать замуж без ее согласия. Наследование осуществлялось по закону и по завещанию. Наследниками по закону в первую очередь являлись сыновья. Дочери получали наследство только при отсутствии сыновей. Внебрачные дети наследниками отца не являлись. При отсутствии прямых наследников наследство передавалось боковым родственникам. Наследование по завещанию стало осуществляться с 594 г. до н.э. Завещатель должен был находиться в здравом уме, не подвергаться физическому или психическому насилию и не должен был иметь законных детей мужского пола. Не могли завещать несовершеннолетние, женщины и приемный сын. Преступления и наказания. Афинское право различало несколько видов преступлений: против государства, против семьи, против личности, против собственности. Различались умышленные и неосторожные преступления. Было известно понятие самообороны, проводилось различие между подстрекателем и исполнителем преступления. Наиболее тяжкими считались государственная измена, обман народа, внесение противозаконных предложений в народное собрание, оскорбление богов, кража храмового имущества. К серьезным преступлениям относились убийства, телесные повреждения, клевета, оскорбление, плохое обращение детей с престарелыми родителями, измена жены, похищение девушки. Эти деяния могли рассматриваться и как преступления против личности, и как преступления против интересов государства. Наказание зависело от тяжести содеянного. За наиболее тяжкие преступления (измена, безбожие, умышленное убийство) грозила смертная казнь. Преступления против личных интересов влекло возмещение вреда и штраф в двойном размере от ущерба. Вора-рецидивиста обращали в рабство. Телесные наказания применялись только к рабам. Применялась атимия (бесчестье): осужденный лишался политических прав и не мог участвовать в народных собраниях, занимать государственные должности. Цель наказания — причинение страданий преступнику. Судебный процесс имел свои отличительные черты. Начинать судебные дела могли только полноправные афинские граждане. За женщину и несовершеннолетнего это делал глава семьи, за метека — его покровитель, за раба — его господин. После получения жалобы проводилось предварительное расследование. Обвиняемый (ответчик) имел право представить свои письменные возражения против рассмотрения дела по существу. Стороны представляли все необходимые доказательства. По окончании предварительного расследования назначался день судебного заседания. Решение принималось тайным голосованием. Допускалась апелляция к гелиэе, решения которой были окончательными и обжалованию не подлежали.
|