Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Древний Восток.Стр 1 из 14Следующая ⇒
Конспекты лекций по дисциплине «История государства и права зарубежных стран» Раздел 1. История государства и права Древнего мира Древневосточные и античные цивилизации). Для всех государств Древнего Востока была характерна восточная деспотия — форма государственного и политического режима, при которой: — главою государства являлся монарх, имевший неограниченную власть; — светская и духовная власть объединялись в одном лице; — управление находилось в руках мощного бюрократического аппарата, где главными являлись три ведомства: военное, финансовое и публичных работ; — царило полное подавление личности и отсутствие свобод; — продолжала существовать и играла важную роль сельская община. Во всех странах важнейшим источником права был обычай. С развитием государства источником права становится закон. В Египте были законы фараонов, но до нас они не дошли. Там были свои кодексы. В Месопотамии существовали царские узаконения. Нам хорошо известны законы царя Ур-Намму, основателя династии Ура (конец III тысячелетия до н.э.), Законы Липид-Иштара, правителя царства Исины, Законы царя Билаламы царства Эшнунны (нач. П тысячелетия до н.э.), Законы царя Хаммурапи (XVIII в. до н.э.), Среднеассирийские законы (сер. II тысячелетия до н.э.). В Индии среди источников права особое место занимают дхар-машастры — сборники религиозно-нравственных, правовых предписаний и правил, а также артхашастры — трактаты о политике и праве. Самой известной дхармашастрой были Законы Ману, написанные вформе двустиший. В Китае источниками права были две противоборствующие философские системы: конфуцианство и легизм. Их борьба носила длительный характер. На первом этапе — в эпоху Шан (инь) и раннего Чжоу — главную роль играло конфуцианство, его этические нормы, строившиеся на почитании родителей и старших, на преклонении перед знатными, на преданности вану. На втором этапе (V—III вв. до н.э.) усилилась роль права представителей \ школы легистов с его системой наказаний. Учение легистов отстаивало абсолютную власть правителя, проводило идею жестоких наказаний даже за малейшие нарушения приказов государя. На третьем этапе (III в. до н.э.—III в. н.э.) борьба конфуцианства и ле-гизма закончилась их слиянием в новое учение — ортодоксальное ханьское конфуцианство. Теперь мораль и право совпадали. Нормы морали подтверждались силой закона. В Китае были и другие источники права, такие как «Уложение о наказаниях» (X в. до н.э.), «Книга законов царства Вэй» (V—IV вв. до н.э.) и др.
Древний Восток. Учебные цели:
|