Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Древняя Индия.
Одна из самых древних цивилизаций в мире сложилась более четырех тысяч лет назад в долине Инда. Столицами политических объединений уже в III тысячелетии до и. э. стали Хараппа и Мохенджо-Даро - крупные города, центры ремесленного производства и торговли. Достоверные сведения о классовой структуре и политической организации общества этого времени до нас не дошли, однако известно, что здесь происходило разложение первобытнообщинного строя, началось социальное расслоение населения. К середине II тысячелетия до н. э. начался упадок Хараппской цивилизации, который завершился с приходом индоарийских племен. Период развития Древней Индии с середины II тысячелетия до н. э. допервой половины I тысячелетия до н. э. получил название ведийского. Этот период отмечен образованием классового общества и государства крупные достижения в области производства привели к расслоению общества, к усилению общественного неравенства. Руководство племенем осуществлял военный вождь - раджа, вначале назначавшийся собранием. С усилением общественного неравенства он постепенно возвышался над племенем, подчиняя себе органы племенного управления. Со временем должность раджи становится наследственной. С усилением власти раджи связано уменьшение роли народных собраний: постепенно народные собрания, назначавшие раджу, утрачивали свою роль и становились из собрания соплеменников собранием знати, приближенных раджи. Органы племенной администрации перерастают в государственные органы. Рабовладельческая знать занимает высшие должности в государственной администрации. Племенная дружина превращается в постоянное войско. Народ облагается налогами, которые уплачиваются царю при посредстве специальных чиновников. Таким образом, в ведийский период на базе родоплеменных коллективов начали возникать государственные образования, принимавшие фор- му монархий или республик. По большей части их территории были невелики. В Магадхо-Маурийскую эпоху были заложены основы многих государственных институтов, получивших развитие в последующие пе риоды. Она названа так потому, что самым крупным и сильным государством из возникших в ведийский период была Магадха, а наивысшего расцвета это государство достигло в IV - III вв. до н. э. при династии Маурьев, которая объединила под своей властью почти всю территорию Индостана. Эту эпоху характеризуют усиление монархической власти, а также падение роли институтов племенного управления. Хотя создание объединенного индийского государства способствовало общению различных народов, взаимодействию их культур, стиранию узких племенных рамок, но империя Маурьев состояла из племен и народов, находившихся на разных ступенях развития. Поэтому Маурьям не удалось сохранить единство государства - во II в. до н. э. Индия, несмотря на сильную армию и крепкий аппарат управления, распалась на множество государственных образований. Общественный строй Северной Индии в конце П — начале I тысячелетия до н.э. характеризуется наличием домашней (семейной) и сельской общины. Домашняя община имела общесемейную собственность, общее жилище, потребление, сообща исполняла религиозные обряды. С развитием производительных сил кровное родство заменяется простым соседством и появляется новая социальная общность — сельская община. Центром жизни общины был очаг, в котором поддерживался священный огонь. В общинном амбаре хранились главные продукты: зерно, молоко, масло и др. Расслоение общины приводит к появлению зажиточной прослойки, из среды которой избираются должностные лица, управляющие хозяйством и руководящие войском. Они распределяли военную добычу и общинные продукты. Эти начальники общины сосредоточили в своих руках стада, оружие, украшения, металлы, завладели лучшими участками земли. Вначале военные командиры руководили и хозяйством. Позже выделяются люди, которые руководят хозяйством общины и религиозными обрядами, а также военные вожди. Эти две группы составили зажиточную общинную аристократию. На территории Индостана возникает несколько государств, самым крупным и сильным среди них было государство Магадха, достигшее могущества IV—III вв. до н.э. при династии Маурья. Вначале народные собрания продолжали играть значительную роль, влияя на управление, в том числе при назначении царя. Постепенно собрания соплеменников превращаются в собрания знати, а органы племенной администрации превращаются в органы государственного управления. Племенная дружина переросла в постоянное войско. Социальное расслоение привело к появлению особых групп, I замкнутых общностей, названных в Законах Ману варнами. Kaждая варна соблюдала эндогамию, имела наследственно закрепленные профессии, поклонялась одним богам. Варн было четыре: брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры. Первые три варны считались дважды рожденными, а представители четвертой (шудры) — единожды рожденными, которые должны были прислуживать трем первым. Деление на варны было освящено религией, каждая варна имела свою дхарму — закон образа жизни. Переход из одной варны в другую запрещался. Во главе государства стоял царь, который был главой и основой государства. Он командовал армией, назначал крупных государственных чиновников, являлся верховным судьей, ему подчинялись фискальные службы. Большую роль в государственном управлении играл совет сановников — паришад, он имел функции политического совета и занимался контролем всей системы управления и выполнения царских указов. Был еще узкий тайный совет из особо доверенных лиц, с которыми царь обсуждал наиболее важные дела. В некоторых случаях допускалось объединенное заседание членов обоих советов. Существовало также собрание знати и представителей народа (раджа-сабха), куда входили представители городского и сельского населения. Территория империи делилась на провинции, во главе главных четырех стояли царевичи. Низшей единицей провинциального управления была деревня. Опорой государства была армия, в которой выделялось четыре рода войск: пехота, конница, колесницы и слоны. Самое мелкое военное подразделение состояло из пяти пеших воинов, колесницы и одного слона.
|