Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Типы организаций по взаимодействию подразделений






Департаментизация

Второй уровень взаимодействия в организации «подразделение — подразделение» строится на использовании разных вариантов департаментизации, начиная от простой линейной до сложной матричной. Дело в том, что управленческие возможности, особенно в о6ласти координации при проведении специализации отдельных работ, в организации ограничены, что в свою очередь ограничивает размеры организации. Разрешить это возможно, если начать группировать схожие работы и их исполнителей вместе, т. е. осуществлять их определенное организационное обособление.

Этот процесс организационного обособления называется департаментизацией и отличается по природе, целям и принципам от процесса создания рабочих групп или групповой работы. Существует много подходов в группировании специализированных работ в организациях, объединенных термином «департаментизация» (от слова «департамент» или «отдел»).

Все существующие в природе подходы к департаментизации или ее типы различаются тем, ориентируются ли они по преимуществу на группирование работ вокруг ресурсов или вокруг результата. В каждом из этих случаев группирование может проводиться на основе усиления или ослабления указанных критериев. Таким образом, используя два критерия, формирующих тот или иной тип департаментизации, можно построить матрицу с четырьмя возможными комбинациями этих критериев (рис.27.).

           
   
 
 
 
   

 

 


Рис. 27. Типы департаментизации,

выделяемые на основе критериев ресурса и результата

На этом обычно основывается группирование работ в современных организациях на каждом уровне ниже высшего руководителя. Соответственно ранг критерия или его доминирование (одного критерия над другим) определяется близостью уровня, на котором он применяется, к высшему руководству. Если, например, второй сверху уровень в организации спроектирован по функциональному признаку, это помещает критерий ресурсов выше критерия результата, и наоборот. Изменения во внешней среде часто требуют перестановки критериев (например, при ориентации на продукт или потребителя) или их одновременного усиления (матричный подход). Таким образом, переход от квадранта 1 к квадрантам 2 и 3, а затем к квадранту 4 увеличивает размерность организационной системы с точки зрения использования двух или более критериев.

Из рис. 27 видно, что в квадранте располагаются типы департаментизации, у которых при группировании работ нет ярко выраженного предпочтения к их специализации. Поэтому в данном случае преобладают подходы к департаментизации, основанные на довольно-таки простых принципах линейного деления организации: по численности; по времени; по территории или природным факторам. Так, группирование работ по численности широко используется в армии, среди учащихся и при проведении общественных работ. Группирование по времени связано со сменностью или сезонностью в производстве, а по территории — с «географией» работ в организации.

Заведующий учебной частью
Линейная департаментизация и основанные на ней структуры организаций предполагают относительную автономность в работе. Такой автономностью, например, обладает солдат на поле боя, учащийся в классе, землекоп при рытье котлована и заводской рабочий в бригаде. Данный тип департаментизации характеризуется в целом простотой, одномерностью связей (только вертикальные связи) и возможностью самоуправления (относительная автономность). Поэтому он широко используется при организации работ в низовых производственных звеньях, семейном или мелком бизнесе (рис.28.).

 

 
 

 


Рис.28. Линейное деление или группирование студентов на курсе

в университете по численности

Такой простой подход к группированию работ и людей осуществляется обычно, когда выполняемые работы однотипны, а люди не дифференцируются. В среднего и большого размера организациях линейное деление на части дает эффект, как правило, на нижних уровнях иерархии (в группах, бригадах, звеньях). Как только работы в организации начинают специализироваться, возникает необходимость перехода к другим типам департаментизации.

  ДИРЕКТОР
С развитием специализации работы вокруг получения и распределения ресурсов в организации возникла функциональная департаментизация (квадрант 2). В производстве этот тип департаментизации получил развитие в период промышленной революции при создании крупных фабрик и заводов. При функциональном делении организации на части специализированные работы группируются преимущественно, как это было отмечено выше, вокруг ресурсов. Так, отдел планирования управляет таким ресурсом, как время, отдел кадров это люди, отдел финансов — деньги, отдел информационных систем — данные и т.д. Для производственной организации это означает, что нередко наряду с линейным делением работ в ее основном звене к этому добавляется функциональное деление высокоспециализированных работ, обслуживающих процесс производства (рис.29.).

 

 

 
 

 


Рис. 29. Функциональная департаментизация

(на примере небольшого машиностроительного завода)

 

Разновидностями функциональной департаментизации являются группирование работ по процессу (штучное, массовое и опытное производство), т. е. вокруг типа производства, и по mexнологии (механизация, автоматизация и роботизация), т. е. вокруг типа оборудования. В обоих случаях работы группируются с точки зрения их схожести (бригада сборки в массовом производстве или бригада). Широкое использование функциональной департаментизации и ее разновидноcтeй и основанных на ней структур организации связано с теми явными преимуществами, которые данный подход имеет. Основным из них является возможность осуществления той или иной работы наиболее эффективным способом. Это достигается через развитии функциональной специализации. Последнее в свою очередь экономит время, упрощает подготовку работника и, главное, позволяет квалификационно обслуживать любую другую часть организации в отношении специализирующейся функции. Так, появление в бухгалтерии работника по расчету заработной платы производственного персонала безусловно способствует повышению качества этой процедуры.

Проблемы функциональной департаментизации отчасти были разрешены сменой приоритета в критерии при проектировании организации, т.е. усиление группирования работ вокруг результата и соответствующее ослабление ресурсного критерия. Новый тип группирования работ в организации получил на ранней стадии развития название «департаментизация по продукту». Впоследствии появились его разновидности: «по потребителю»; «по рынку». Принцип схожести, как и в предыдущем функциональном варианте, остался, но теперь он стал относиться не к работе над ресурсом, а к работе над результатом, т.е. работа группируется вокруг схожего результата, отражая, кроме того, разницу (деление) в типах результата. Поэтому развитие продуктовой департаментизациив проектировании организаций на практике было связано с появлением многопродуктовыхдиверсифицированных производств или многонациональных компаний, что явилось естественной реакцией бизнеса на изменение внешней среды.

При департаментизации по потребителю группирование работ осуществляется вокруг конечного пользователя продукции (например, армия и гражданские отрасли или товары для дома и товары для промышленности и т. д.). Рыночная департаментизация строится в отношении географическихи отраслевых рынков производства и продаж (например, территориальные отделения крупной компании). В научной и опытно-конструкторской деятельности, а также в области государственного управления данный тип департаментизации получил название проектного или программного (управление по проекту, программно-целевое управление). Особенностью ресурсного подхода является наличие относительно автономных частей в организации, создаваемых вокруг продукта, программы или проекта, потребителя или рынка. В рамках подхода широко используется складывающаяся взаимозависимость между частями организации (рис.30.).

 

 
 

 


Цех
Цех
Рис.30. Продуктовая департаментизация

(на примере машиностроительного производственного объединения)

Переход к продуктовому варианту в проектировании организации обычно начинается после того, как высшему руководству становится очевидным невозможность одновременно расти и адекватно реагировать на изменения внешней среды в рамках функциональной департаментизации. Тогда в производственном звене выделяются автономные участки, связанные технологически с разными продуктами. На эти участки назначаются руководители с полной ответственностью за производство того или иного продукта и получение прибыли. Участкам придается соответствующее функциональное обслуживание, необходимое для обеспечения поставленных задач. У высшего руководства остаетсяминимальное количество централизованных функциональных служб, концентрирующихся вокруг деятельности, носящей стратегический характер.

Группирование работ вокруг результата разрешило ряд проблем, возникавших при ресурсном подходе. Так, удалось разорвать заколдованный круг текучки в работе руководства путем отделения оперативного уровня управления, концентрирующегося вокруг конкретного продукта, от стратегического, отвечающего за рост и развитие организации в целом. Этому также способствовало, перенесение ответственности за прибыль на уровень продукта, что несомненно высвобождало время у главного руководителя для обдумывания и решения стратегических задач. Рост организации увязывается с диверсификацией — производством все новой и новой продукции, что облегчает ее адаптацию к изменениям внешней среды. Другим важным преимуществом департаментизации по проекту является значительный сдвиг внимания в работе к конечному результату (продукту, потребителю, рынку). Концентрация усилий вокруг конечного результата не может не повлиять наего качественные характеристики в положительном направлении, а это верный путь к увеличению прибыли. Развитие функциональной иерархии (разделёние на небольшое количество центральных функциональных служб и функциональное обслуживание в рамках продукта) улучшает координацию функционального обслуживания в целом. Перенос центра тяжести в оперативном управлении на продукт облегчает интеграцию внутри ответственного за него подразделения, сплачивает людей в нем. Повышение ответственности руководителя продукта способствует развитию децентрализации, инициативы и автономии. В целом растет эффективность в рамках продуктовой организации. Появление большого числа управленцев с общими обязанностями уводит «эффект бутылочного горла» вниз и ослабляет его негативное действие.

Вместе с тем очевидны и недостатки продуктовой департаментизации. Так, вместо функционализма появляется другая болезнь — «продуктивизм» или противопоставление целей продукта общим организационным целям. Развитие функциональной иерархии ведет к дублированию в работе и соответствующему увеличению численности персонала, в том числе и с общей подготовкой, и неэффективному использованию ресурсов. Растут расходы по содержанию дополнительных служб и снижается общая эффективность. Рост организации и автономизация ее частей затрудняют контроль сверху и межпродуктовую карьеру работников. Развитие диверсификации увеличивает множественность ролей, выполняемых работником в организации, а следовательно, растет стресс в работе.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал