Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Традиционная организация
Традиционная организационная структура является комбинацией линейной и функциональной департаментизации. Эти организационные структуры исторически возникли в рамках фабрично-заводского производства и явились соответствующей «организационной» реакцией на усложнившееся производство и необходимость взаимодействия при изменившихся условиях с большим количеством институтов внешней среды (массовый потребитель, финансовые организации, международная конкуренция, законодательство, правительство и т.п.). Основой этой схемы являются линейные подразделения, осуществляющие в организации основную работу и обслуживающие их специализированные функциональные подразделения, создаваемые на «ресурсной» основе: кадры, финансы, план, сырьё, материалы (рис. 31.).
Рис. 31. Схема традиционной организации В рамках традиционной схемы предприятия развивались относительно успешно вплоть до 20-х годов текущего столетия, так как им удавалось осуществлять своё техническое и финансовое развитие и удовлетворять потребности массового потребителя в количестве, качестве и стоимости производимой продукции. С точки зрения взаимодействия с внешней средой традиционные схемы во многом строились на механическом подходе к организационному проектированию. Являясь простыми и понятными, данные схемы позволили перейти от патриархальных отношений ремесленного цеха и мануфактуры типа «мастер – раб» к индустриальным отношениям типа «начальник – подчинённый», отношениям более регулируемым, более предсказуемым, более цивилизованным в целом. Этот поворот в отношениях в организации сыграл не меньшую, если не большую роль, чем сама промышленная революция. Точнее, то и другое друг без друга было бы невозможно. Часто со времён Петра Великого, импортируя из-за границы всё вплоть до технологии, удивляются, почему же фабрика или завод не выпускают конкурентоспособной продукции. Да и не может результат быть определён только технологией. Большая его часть лежит в области организационных отношений. И если начальник не уважает подчинённого, а подчинённый начальника, если они не строят свои отношения на расчёте, то откуда же взяться конкурентоспособной продукции. В первой половине ХХ в. традиционные структуры обеспечивали рост вертикально интегрированных организаций, развившихся в конечном счёте в гигантские корпорации, занимавшиеся выпуском конечного продукта – от получения сырьевых ресурсов до готовых изделий. С ростом размеров всё больше давали себя знать соединённые недостатки линейной и функциональной департаментизации. Приходилось всё время увеличивать масштаб управляемости (в крупных машиностроительных объединениях России он превышал иногда двойные нормы), что вело к неуправляемости организации. Вертикальный рост ограничивал развитие эффективных горизонтальных связей. При большей ориентации на рынок в больших производственных организациях попытки адаптации к изменениям внешней среды обычно приводили к закрытию производств и увольнению рабочих. Текучесть кадров влияла на качество, качество – на прибыль. Усилились конфликтные ситуации и нужно было искать выход из тесных рамок традиционных организаций.
|