Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Финансирование как стадия привлечения необходимых предприятию финансовых ресурсов. Правила финансирования.






 

Процесс оборота капитала включает четыре фазы. Первая фаза — это привлечение капитала (финансирование); вторая фаза — вложение капитала, или инвестирование; третья фаза возвращение капитала, получение определенных финансовых результатов (прибыли или убытка); четвертая фаза - распределение и использование финансовых ресурсов.

Финансирование, как первая стадия кругооборота капита­ла, означает привлечение капитала в виде денег, материаль­ных ценностей или прав с целью обеспечения непрерывности кругооборота капитала, простого и расширенного воспроиз­водства. Предприятие может иметь разные формы финансиро­вания:

1. в зависимости от цели финансирования выделяют:

- первичное или учре­дительное финансирование;

- текущее или последующее;

- фи­нансирование с целью расширения производства или его совер­шенствования.

2. в зависимости от источника средств различают:

- внешнее финансирование (поступление средств со стороны);

- внут­реннее (за счет средств самого предприятия).

3. с точки зрения правового статуса инвестора принято выде­лять:

- собственное финансирование

- заемное.

Собственный капитал формируется за счет самофинансирования, то есть отнесения на капиталовложения части прибыли. Трудно определить величину собственного капита­ла предприятия, потому что она представляет собой разницу между общей стоимостью всего капитала предприятия (активов) и суммой задолженности кредиторам. Если сумма задолженности может быть оп­ределена по счетам, то стоимость активов зависит от учетной политики по оценке отдельных активов. Собственный капитал предприятия может включать в себя уставной и ре­зервный фонды, целевые финансовые фонды, а также нерас­пределенную прибыль. Уставной фонд, как первоначальная сумма собственного капитала, создается для начала хозяй­ственной деятельности предприятия. В большинстве случаев размер фонда определяется уставом предприятия. Для отдельных хозяйствующих субъектов его размер устанавливается за­конодательно. Резервный фонд — часть собственного капита­ла, зарезервированная предприятием и предназначенная для внутреннего страхования его деятельности. Состав и размер ре­зервных фондов обычно определяются учредительными доку­ментами. Источником их образования является чистая при­быль предприятия. Нераспределенная прибыль — это резерв собственных финансовых ресурсов предприятия, который представляет собой разницу между полученной прибылью и распределенной ее суммой. Собственный капитал может быть увеличен и за счет эмиссии акций. При этом следует помнить, что недостатком такой формы финансирования является снижение контроля за собственностью, а выпуск привилегированных акций равноценен привлечению бессрочного банковского кредита.

Заемный капиталподразделяется на краткосрочный и долго­срочный. Порядок финансирования субъектов хозяйствования по долгосрочной или краткосрочной схеме определяется в каждом конкретном случае. Однако предприятия чаще всего финансируют элементы основного капитала, а также стабильную часть оборотно­го капитала (страховочный запас, необходимые резервы денежных средств) и стабильную часть дебиторской задолженности по дол­госрочной схеме. Основная часть оборотного капитала, зависящая от величины товарного потока, финансируется за счет краткосроч­ного займа. Заемный капитал отличается от собственного, тем что поступает во временное пользование, как правило, за определенную плату и подлежит возврату в конкретные сроки. Условия поступления и возврата регламентируются соответствующим договором, заклю­ченным между кредитором и заемщиком капитала. В договоре оп­ределяются его объем, форма предоставления, направления расхо­дования средств, размер и способ установления материального обеспечения, сроки возврата, цена заемных средств.

В современных условиях к наиболее распространенным фор­мам заемных средств относятся: банковские кредиты, лизинг, факторинг, франчайзинг, облигации.

Эффективность деятельности предприятия во многом зависит от финансовой структу­ры инвестированного в них капитала. Финансовая структура капитала предприятия — это соотношение собственного и за­емного капитала, используемого предприятием в процессе хо­зяйственной деятельности. Она существенным образом влияет на уровень рентабельности активов и собственного капитала, уровень финансовой устойчивости, платежеспособность пред­приятия, величину финансовых рисков и в конечном итоге — на эффективность финансового менеджмента в целом.

В связи с этим процесс формирования финансовой структу­ры капитала предприятия должен быть подчинен определен­ной политике. Политика формирования финансовой структу­ры капитала является частью финансовой стратегии пред­приятия. Она заключается в обеспечении такого сочетания собственного и заемного капитала, которое оптимизирует со­отношение приемлемого риска финансовой устойчивости и высокой рентабельности собственных финансовых ресурсов. Ее разработка предусматривает, прежде всего, формирова­ние общих принципов финансирования активов:

1. Соответствие сроков использования активов и сроков финансирования: внеоборотные активы должны финансироваться за счет собственного капитала и долгосрочных заемных средств, а оборотные активы — за счет краткосрочных заемных средств (коммерческий кредит, контокоррентный, налого­вый и тому подобные).

2. Основной капитал должен быть собственным и превышать долгосрочный заемный капитал.

3. Соотношение собственного и заемного капи­тала предприятия должно быть таким, чтобы обеспечивать рациональное соотношение между уровнем рентабельности собственного капитала и уровнем финансовой устойчивости, а также минимизировать риск банкротства.

4. Предприятие должно стремиться к повыше­нию доли собственного капитала. Чем она выше, тем более льготные условия кредитования может получить заемщик, и наоборот.

На политику формирования финансовой структуры капита­ла предприятия влияет ряд факторов:

- стабильность реализации продукции: чем стабильнее реа­лизация товаров, тем выше и безопаснее становится использо­вание заемного капитала;

- темпы развития предприятия, так как растущие предприятия, имеющие конкурентоспособную продукцию, могут привлекать для финансирования активов большую долю заемного капита­ла;

- уровень рентабельности: при высоком уровне рентабель­ности предприятие может капитализировать большую часть прибыли, снижая тем самым потребность в заемном капитале;

- уровень налогообложения прибыли: на предприятиях с высоким уровнем налогообложения прибыли более эффектив­ным становится использование заемного капитала, так как выплата процентов за используемый кредит снижает размер балансовой прибыли;

- конъюнктура финансового рынка: в зависимости от сос­тояния этой конъюнктуры возрастает или снижается стои­мость заемного капитала, что определяет эффективность его привлечения.

Процесс формирования финансовой структуры капитала проходит на предприятии ряд этапов: определение общей потребности в капитале, оценка стоимости капитала и оптимиза­ция его финансовой структуры.

Основной целью стадии определения потребности в капита­ле является привлечение необходимых финансовых ресурсов для формирования активов предприятия. Общая потребность в капитале для создания нового предприятия включает две груп­пы расходов — предстартовые расходы и стартовый капитал. Предстартовые расходы, как правило, — небольшие по раз­меру финансовые ресурсы, направляемые на разработку биз­нес-плана и финансирование связанных с ним исследований. Эти расходы носят разовый характер и в составе общей потреб­ности в капитале обычно занимают незначительную долю. Стартовый капитал предназначен для формирования акти­вов нового предприятия с целью начала его хозяйственной дея­тельности. Последующее наращение капитала рассматривает­ся как форма расширения деятельности предприятия и связа­но с формированием дополнительных финансовых ресурсов.

При определении общей потребности в капитале используют­ся следующие методы:

1. Метод прямого счета. Потребность в капитале рассчитывается по формуле 6.1.

 

, (6.1)

где - потребность в капитале;

– потребность в основном капитале;

– потребность в оборотном капитале.

Потребность в основном капитале рассчитывается в виде суммы стоимости зданий, машин, производственных сооруже­ний, затрат на подготовку и наладку производства.

Размер финансовых ресурсов, необходимых для формиро­вания оборотных средств предприятия, может быть рассчитан как произведение ежедневных расходов на продолжительности одного оборота. Период оборота, в свою очередь, представляет собой примерное выражение в днях среднего срока изготовле­ния, хранения сырья (готовой продукции) на складе, поступле­ния платежей от клиентов.

2. Косвенный метод (метод удельной капиталоемкости) расчета является наиболее простым, но и менее точным. Он определяет общую потребность в капитале на основе показателя капиталоемкости продукции, который дает представление о размере капитала, используе­мого в расчете на единицу произведенной (или реализован­ной) продукции. Он определяется в разрезе отраслей и подот­раслей экономики путем деления общей суммы используемо­го капитала (собственного и заемного) на общий объем про­изведенной (реализованной) продукции. Этот метод лишь приблизительно оценивает потребности в капитале и используется лишь на предварительных этапах до разработки бизнес-плана. Показатель среднеотраслевой капиталоемкости продукции су­щественно колеблется в разрезе предприятий под влиянием ряда факторов (размера предприятия, стадии жизненного цикла предприятия, степени физического износа оборудова­ния, уровня использования производственной мощности предприятия и др.). Поэтому более точную оценку потребнос­ти в капитале для создания нового предприятия можно полу­чить, если для вычислений будет применен показатель, дей­ствующий на предприятиях-аналогах (метод аналогий).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал