Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Франчайзинг как форма расширения финансовых возможностей предприятия






Франчайзинг это форма предоставления платных услуг крупными фирмами другим предприятиям в виде новых техноло­гий, фирменных знаков, прогрессивных методов организации про­изводства, сбыта продукции. Тем самым во временное пользование новых и действующих хозяйствующих субъектов передается опре­деленный капитал, который содействует увеличению объемов реализации товаров, снижению затрат и т.д. К на­иболее известным франчайзингодателям относятся такие компа­нии, как МсDonald's, Pizza-hat и др. Этот вид сотрудничества дает франчайзингополучателю возможность даже при незначительных собственных ресурсах, не­достаточном опыте хозяйствования расширять свою деятельность.

Франчайзинг можно понимать как льготное предпринимательство, как форму продолжительного делового сотрудничества, в процессе которого крупная компания предоставляет индивидуальному предпринимателю или субъекту хозяйствования лицензию (франшизу) на производство продукции, торговлю товарами или предоставление услуг под торговой маркой данной компании на ограниченной территории, на срок и условиях, определенных договором.

Компания, которая передает другой компании право на продажу продукта и услуг этой компании называется франчайзор. Компания, которая покупает эти права, называется франчайзи.

Используя франчайзинг, франчайзор распространяет свой бизнес на новые территории. Франчайзи получает возможность увеличить прибыль за счет использования торговой марки, а по сути имиджа, франчайзора.

По франчайзинговому договору франчайзор выдает франчайзи лицензию или передает ему в право пользования свой товарный знак, ноу-хау, операционные системы, разрешение использовать свое имя, репутацию, маркетинговые технологии и механизмы поддержки, ведет его обучение. Полная система ведения бизнеса, передаваемая франчайзором и включающая, в том числе, пособия по ведению работ, носит название «франчайзинговый пакет» или «франшиза». Приобретение франшизы предполагает осуществление первичного взноса франчайзору. Различают мастер франшизу и прямой франчайзинг. Мастер франшиза предполагает передачу исключительного права на развитие всей бизнес-системы на территории страны одному франчайзи, являющемуся владельцем мастерской лицензии, по которой он имеет право продавать франшизы другим субъектам хозяйствования в данной стране, а те, в свою очередь, выплачивают ему роялти (сервисную плату). По сути франчайзи становится франчайзором на данной территории. Это возможно, если существует спрос на франшизы. Прямой франчайзинг предполагает продажу франшизы напрямую франчайзи. Таких франшиз может быть несколько (с различными франчайзи).

Франчайзи в соответствии с франчайзинговым договором обязуется следовать всем стандартам производства, вести бизнес по правилам, которые определяет франчайзор и которые не противоречат законодательству страны расположения бизнеса, а также выплачивать франчайзору еженедельные или ежемесячные франчайзинговые взносы (сервисную плату, роялти), представляющие, по сути, арендную плату за право использования товарного знака. Договор может предусматривать создание общего рекламного фонда. Франчайзи берет на себя все другие затраты, связанные с созданием бизнеса. При этом он может рассчитывать на скидки при приобретении у франчайзора сырья, материалов и других расходных средств. Он может быть обязан производить поставки только от одобренных франчайзором поставщиков или осуществлять закупки только у франчайзора.

Прекращение действия франчайзингового договора возможно по ряду причин: нарушение обязанностей одной из сторон или закрытие франчайзора или франчайзи – все они оговариваются в договоре. При расторжении договора франчайзи должен прекратить использование интеллектуальной собственности франчайзора, часто договор ограничивает бывшего франчайзи в ведении подобного бизнеса на данной территории в течение определенного времени.

Франчайзинговый договор может содержать положение, по которому франчайзи имеет право отрыть еще одно предприятие в пределах оговоренной территории. Если франчайзи в процессе работы не желает пользоваться этим пунктом, франчайзор может назначить еще одного франчайзи на данной территории, если в договоре не оговаривается вопрос об эксклюзивности территории, на которой работает франчайзи.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал