Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные направления развития современной России.






 

1. Становление новой Российской государственности. Конституция РФ 1993 г.

2. Внешняя политика Российской Федерации конца 1990-х – начала 2000-х годов.

3. Модернизация общественно-политических отношений. Социально-экономическое положение РФ в период 2000-х годов.

4. Глобализация мирового экономического, политического и культурного пространства в XXI веке..

За период постсоветского государственно-политического строительства Российская Федерация прошла путь реформирования, который ус­ловно можно разделить на три наиболее значимых этапа.

Первый переходный этап, охватывающий 1991— 1993 гг., характеризовался становлением новой демократической системы в РСФСР и осуществлением фор­сированных рыночных реформ, сопровождавшихся острой борьбой между испол­нительной и законодательной (в форме Советов) ветвями власти.

Второй этап (1994—1999 гг.) был обусловлен принятием пятой Конститу­ции Российской Федерации, оформившей новый государственно-политический строй и установившей режим президентской власти.

Третий этап начался примерно с 2000 г. и связан с избранием на пост Пре­зидента РФ В.В.Путина. Характерными особенностями этой новой ступени эво­люции российской государственности является укрепление исполнительной вер­тикали власти, усиление роли государства в социально-экономическом развитии при сохранении курса на углубление либеральных рыночных преобразований.

Процесс формирования новой российской государственности начался с мо­мента принятия 12 июня 1990 г. I Съездом народных депутатов РСФСР Деклара­ции о государственном суверенитете России.

Этот день в 1992 г. объявлен государственным праздником, получившим название Дня России. На пост Председателя Верховного Совета РСФСР на этом же съезде был избран Б.Н.Ельцин.

А ровно через год, 12 июня 1991 г., в соответствии с итогами проведенного в апреле референдума и утвержденным IV Съездом народных депутатов респуб­лики Законом о Президенте РСФСР Б.Н.Ельцин был избран на этот пост в резуль­тате всенародного голосования.

После августа 1991 г., когда российское руководство своими решительными действиями предотвратило реализацию планов ГКЧП, вся полнота государствен­но-политической власти фактически перешла от союзного центра к республикам. Осенью 1991 г. руководство Российской Федерации поставило своей целью раз­рушение структур КПСС, создание новой системы исполнительной власти, а так­же обеспечение перехода рычагов управления страной от союзных органов к рес­публиканским.

Для предотвращения «расползания» Российской Федерации состоялось под­писание в Кремле 31 марта 1992 г. большинством из 89 субъектов Российской Федерации Федеративного договора. Этот документ разграничивал предметы ве­дения и полномочия между федеральными органами исполнительной и законода­тельной власти. От подписания Договора уклонились лишь лидеры Татарстана и Чеченской Республики, заявившие о полном суверенитете и независимости своих республик от федеральных органов.

Но подписание Договора не дало ожидаемых результатов. Сохранение как в федеральном центре, так и на местах органов представительной (советской) власти, находившихся в этот период в состоянии конфронтации с органами исполни­тельной власти, значительно тормозило процесс государственного строительства.

В течение 1993 г. важнейшим фактором государственно-политического раз­вития России стало все более обостряющееся противостояние двух высших ин­ститутов государственной власти — исполнительной в лице Президента РФ и его аппарата и законодательной в лице руководства Верховного Совета РФ, отяго­щенное борьбой между ними за контроль над процессом разгосударствления соб­ственности. Роль арбитра в разгорающемся конфликте взял на себя Конституци­онный Суд.

Поляризация основных политических сил в российском обществе на фоне экономических реформ, проводимых методами «шокотерапии», все более нарас­тала.

В стране разрастался конституционный кризис.

Для подготовки текста новой Конституции летом 1993 г. в Москве было со­звано Конституционное совещание с участием представителей государственных органов и общественных организаций. В этой обстановке основные политические оппоненты Б.Н.Ельцина предприняли ответные меры для нейтрализации наме­тившегося процесса «десоветизации» государственного строя России.

21 сентября 1993 г. в связи со сложившейся в стране взрывоопасной ситуа­цией Б.Н.Ельцин в телевизионном обращении к гражданам России обнародовал основные положения Указа № 1400 «О поэтапной конституционной реформе». Он объявил о роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ и фор­мировании двухпалатного Федерального Собрания на основе проведения выборов в Государственную думу и наделении функциями верхней палаты нового парла­мента Совета Федерации (последний был создан летом 1993 г. как консультатив­ный орган при Президенте РФ). Фактически это означало роспуск прежних совет­ских органов законодательной власти. Новые выборы были назначены на 12 де­кабря 1993 г.

В тот же вечер председатель Верховного Совета РФ Р.И.Хасбулатов охарак­теризовал действия Президента как антиконституционный государственный пере­ворот. Его поддержало большинство членов Конституционного Суда. В ночь на 22 сентября, опираясь на уже отмененную Президентом РФ Конституцию, вице-президент А.В. Руцкой заявил о возложении на себя президентских полномочий. Собравшиеся 22 сентября на X (внеочередной) Съезд депутаты решили не поки­дать здание Верховного Совета — «Белый дом», которое к этому времени уже было оцеплено силами правопорядка, подчиненными Президенту. На требование исполнительной власти сдать оружие защитники власти Советов ответили отка­зом. В течение 10 дней продолжалось напряженное противостояние. В этот пери­од неоднократно предпринимались попытки найти мирное решение кризиса: сто­ронники Верховного Совета и представители Президента при посредничестве Русской Православной Церкви вели напряженные переговоры. Однако прийти к желаемому компромиссу так и не удалось.

Апогеем противостояния между ветвями власти стали трагические события, развернувшиеся в Москве 3—4 октября 1993 г. 3 октября массовые митинги и манифестации сторонников Верховного Совета переросли в открытое вооруженное противоборство.

Президент объявил в столице чрезвычайное положение и ввел войска. Ут­ром 4 октября начался обстрел «Белого дома» из танков, а затем спецподразделе­ния взяли здание Верховного Совета штурмом. Политические оппоненты Ельцина — Хасбулатов, Руцкой и ряд других — были арестованы. В ходе трагических со­бытий октября 1993 г. в Москве погибло и было ранено несколько сот человек.

После разгрома мятежного «советского парламента» Б.Н.Ельцин возложил на себя полномочия по обеспечению прямого президентского правления вплоть до проведения выборов в Федеральное Собрание и референдума по Конституции России. Одновременно по всей стране начался процесс упразднения местных ор­ганов советской власти, а их полномочия переходили к представителям Прези­дента РФ. Таким образом, конституционный кризис в России был разрешен Пре­зидентом РФ силовыми методами.

12 декабря 1993 г. состоялись выборы в Федеральное Собрание. Одновре­менно был проведен Всероссийский референдум по проекту новой Конституции Российской Федерации. Представленный на референдум текст Основного Закона получил одобрение большинства принявших участие в голосовании россиян (око­ло 55% от общего числа внесенных в списки избирателей).

Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 г., подвела черту под 75-летним советским периодом российской государственности, опреде­лив контуры новой системы государственно-политического устройства. Однако она несет в себе все элементы переходного периода, когда в обществе еще не сложились основные социальные механизмы, соответствующие условиям форми­руемого в стране рынка, и еще не завершился процесс образования общественно-политических групп и партий.

Согласно статье 1 новой Конституции, «Российская Федерация — Россия — есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Это дает ясное представление о главных целях строительства нового Российского государства и о тех ценностях, к достижению которых стре­мится наше общество.

Вся полнота государственной власти в России осуществляется Президентом РФ, имеющим чрезвычайно широкие полномочия, совместно с органами законо­дательной (двухпалатный парламент — Федеральное Собрание РФ), исполни­тельной (Правительство РФ) и судебной (Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ) власти, действующими самостоятель­но. Система органов государственной власти субъектов Федерации устанавлива­ется ими самостоятельно, в соответствии с основами конституционного строя России.

Президент, как глава государства, является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Он определяет основные направления внутрен­ней и внешней политики государства. Президент является также Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ. С согласия Государственной думы, он назначает Председателя Правительства РФ, а также его заместителей и федеральных министров, принимает решение об отставке Правительства. Президент представляет Думе кандидатуру председателя Центрального банка РФ, а также кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного, Вер­ховного и Высшего Арбитражного Судов, Генерального прокурора РФ. В полно­мочия Президента входит утверждение военной доктрины страны, формирование Совета Безопасности РФ, Администрации Президента РФ, назначение и освобож­дение полномочных представителей Президента РФ и высшего командования ВС РФ. Президент России имеет право распускать Думу и назначать новые выборы в случае троекратного отклонения ею предложенной Президентом кандидатуры на пост премьер-министра. Президент РФ избирается сроком на 4 года на основе всеобщего равного и прямого голосования. Одно и то же лицо не может занимать эту должность более двух сроков подряд. Отрешение Президента от должности, хотя и предусмотрено Конституцией (статья 93), но весьма сложно, поскольку конкретный механизм этой процедуры не отработан.

Нижняя палата Федерального Собрания — Государственная дума — состо­ит из 450 депутатов, избираемых сроком на 4 года. Депутаты работают в парла­менте на постоянной основе. В отличие от Думы, верхняя палата парламента — Совет Федерации — до 2000 г. формировался из представителей субъектов Феде­рации (по одному представителю от исполнительной и законодательной власти).

Основной Закон содержит гарантии прав и свобод человека, а также меха­низм их защиты, соответствующий общепринятым мировым правовым нормам. В Конституции провозглашается право для всех граждан свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать сферу деятельности и профессию, всту­пать в трудовые споры, включая и такую форму, как забастовка. Права частной собственности охраняются законом: никто не может быть лишен своего имущест­ва иначе, как по решению суда. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод гражданина — глав­ной обязанностью государства.

Начало второго президентского срока Б.Н.Ельцина до зимы 1997 г. характе­ризовалось вынужденной «паузой» в политической жизни страны, вызванной его продолжительной болезнью. Возвращение Президента РФ к полноценной работе в конце февраля 1997 г. внесло существенные коррективы в расстановку сил в структуре политической элиты России и в проводимый ею курс социально-экономических преобразований.

По инициативе Б.Н.Ельцина, значительно изменяется состав Правительства РФ.

После ряда отставок в августе премьер-министром становится руководитель ФСБ и секретарь Совета Безопасности РФ В.В.Путин. Как было официально заяв­лено, Б.Н.Ельцин принял данное решение в целях «изменения политической кон­фигурации» в стране в преддверии назначенных в этот же день на 19 декабря 1999 г. очередных парламентских выборов.

Перманентно нараставшая «министерская чехарда» (за 3 года своего второ­го президентского правления Б.Н.Ельцин сменил 5 председателей правительства и свыше 160 федеральных министров) отражала глубинный кризис и раскол, наме­тившийся среди конкурирующих группировок политической элиты России.

Результаты парламентских выборов определили новую «политическую кон­фигурацию» в стране, что позволило главе исполнительной власти в России абсо­лютно нестандартно подойти к решению проблемы преемственности своего поли­тического курса. Финальным аккордом официальной государственно-политической деятельности Президента Б.Н.Ельцина стало его неожиданное заяв­ление о своей добровольной отставке и возложении исполнения президентских обязанностей на Председателя Правительства РФ В.В.Путина, прозвучавшее с эк­ранов телевидения 31 декабря 1999 г. — в канун Нового, 2000 года. Таким обра­зом, первый всенародно избранный Президент обновленного Российского госу­дарства фактически выдвинул на пост главы исполнительной власти своего пре­емника, тем самым сократив сроки развернувшейся в стране президентской кам­пании, но, вопреки действующей Конституции РФ В.В.Путин, получив почти 53% голосов, одержал убедительную победу над конкурентами в президентских кам­паниях.

Важнейшим направлением в деятельности Президента РФ стало осуществ­ление масштабной административной реформы. В настоящее время в современ­ной России в целом сформирована политическая система, предусматривающая избрание на всех уровнях глав исполнительной власти от Президента страны и руководителей субъектов Федерации до мэров городов и глав местного само­управления, а также органов законодательной и представительной власти — от депутатов Государственной Думы до членов законодательных собраний и из­бранных представителей органов местного самоуправления.

В целях повышения эффективности федеральных органов государственной власти и совершенствования системы контроля за исполнением их решений Пре­зидентом РФ 13 мая 2000 г. был подписан Указ об образовании федеральных ок­ругов — структурных единиц нового политико-административного деления Рос­сии. Во исполнение данного решения были сформированы семь федеральных ок­ругов: Центральный (с центром в Москве), Северо-Западный (в Санкт-Петербурге), Приволжский (в Нижнем Новгороде), Северо-Кавказский (в Красно­даре), Уральский (в Екатеринбурге), Сибирский (в Новосибирске) и Дальнево­сточный (в Хабаровске).

14 ноября 2005 г. В.В.Путин произвел новые кадровые назначения в корпу­се своих представителей в федеральных округах. Мэр Казани К. Исхаков был на­значен полпредом Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе, а бывший прокурор Башкирии А.Коновалов сменил С.В.Кириенко, возглавившего федеральное агентство Росатом, на посту полпреда в Приволжском федеральном округе.

Летом 2000 г. по инициативе нового Президента России парламент страны утвердил реформу своей верхней палаты — Совета Федерации. Согласно введен­ному в действие новому Закону о порядке формирования Совета Федерации Фе­дерального Собрания Российской Федерации, вместо глав исполнительной и за­конодательной власти субъектов Федерации в верхней палате российского парла­мента с 1 января 2002 г. теперь работают на постоянной основе 178 депутатов — назначенные из регионов губернаторами и региональными законодательными со­браниями их представители. 5 декабря 2001 г. Председателем обновленного Совета Федерации ФС РФ вместо ушедшего в отставку переизбранного накануне гу­бернатора Орловской области Е.С.Строева стал представитель от Санкт-Петербурга С.М. Миронов.

1 сентября 2000 г. В.В.Путин подписал Указ о Государственном Совете РФ. В ходе его работы за прошедший период рассматривались такие важнейшие про­блемы, как реформа образования в России, состояние энергетических ресурсов и их мобилизация для проведения отопительного сезона, государственная поддерж­ка развития в стране малого и среднего бизнеса, развитие физкультуры и спорта и ряд других.

Предпринятые новым Президентом России административные преобразо­вания свидетельствуют о значительном укреплении исполнительной властной вертикали.

Символами консолидации основных политических сил в стране стало ут­верждение новым составом Федерального Собрания РФ государственной симво­лики современной России. 26 декабря 2000 г. Президент РФ подписал три консти­туционных закона: о гимне, гербе и флаге, а созданная рабочая группа для рас­смотрения предложений о тексте Государственного гимна (на музыку бывшего гимна СССР) утвердила обновленный текст Гимна РФ, вновь переработанного С.В.Михалковым.

Значительное место в деятельности второго Президента РФ занимали во­просы осуществления военной, судебной и налоговой реформ.

Немаловажное значение имеют также инициативы Администрации Прези­дента В.В.Путина в сфере социально-экономических преобразований: реформа банковского сектора, жилищно-коммунального хозяйства, реструктуризация «ес­тественных монополий», прежде всего электроэнергетики и железнодорожного транспорта (РАО ЕЭС и МПС).

Наметившиеся тенденции к укреплению исполнительной вертикали власти в стране, усиление государственного контроля над политическими и социально-экономическими изменениями в обществе свидетельствуют о растущей роли и влиянии сложившейся политической элиты государства и важной роли «диктату­ры закона» в развитии современной России.

Серьезной проблемой для страны до сих пор остается Северный Кавказ и ближайшие к нему регионы. Это кровоточащая рана на теле российской государ­ственности с нескончаемыми вооруженными конфликтами, расходящимися кру­гами от Чеченской Республики. Фактически от того, насколько эффективной бу­дет политика России на Кавказе, зависят и дальнейшая судьба нашего Отечества как федеративного правового государства и его роль в развитии мирового сооб­щества.

События на юге России напрямую затрагивают всю систему государствен­но-политического развития РФ. Так, небывалый по масштабам террористический акт в Беслане, потрясший весь мир, повлек за собой принятие ряда серьезных по­литических решений. При подведении трагических итогов невиданной по жесто­кости террористической акции боевиков в Беслане 13 сентября 2004 г. Президент России В.В.Путин, признав, что Российская Федерация еще находится в процессе поисков новой модели государственности, предложил внести ряд важных изменений конституционного характера, призванных укрепить государственно-политическую систему страны.

Так, важнейшим законодательным актом, получившим одобрение обеих па­лат Федерального Собрания, стала инициатива Президента России по избранию глав субъектов РФ не всенародным голосованием, а на уровне депутатского кор­пуса законодательных собраний субъектов РФ. В начале 2005 г. новый механизм утверждения губернаторов уже стал политической реальностью. Одновременно получила свое развитие идея объединения (слияния) нескольких субъектов РФ в более крупные административно-территориальные образования. Это нашло, на­пример, отражение в референдуме, состоявшемся 17 апреля 2005 г. в Краснояр­ском крае, по результатам которого было принято решение о добровольном объе­динении бывших национальных автономий малых народов Севера.

Другой важной инициативой Президента стало образование нового негосу­дарственного органа — Общественной палаты — в качестве некоего института для контроля общества за деятельностью органов государственной власти. Этот общественный орган, созданный в апреле 2005 г., формируется из числа наиболее авторитетных общественных деятелей страны, не связанных с политическими и государственными структурами, общей численностью 126 чел. Общественная па­лата призвана стать инструментом формирования основ гражданского общества в нашей стране.

Помимо этого Государственной думе было поручено подготовить и одоб­рить (что и было сделано уже в апреле 2005 г.) новую систему избрания депутат­ского корпуса нижней палаты, в соответствии с которой депутаты будут выдви­гаться в Думу лишь по спискам партий, одержавших победу на выборах, а одно­мандатные округа с мажоритарной системой будут ликвидированы. При этом об­щественно-политические организации, имеющие право выдвигать своих предста­вителей на выборы в Госдуму, будут значительно укрупнены, а планка «попада­ния» партий в нижнюю палату повысится до 7%.

На современном этапе государственно-политического развития Российской Федерации в начале третьего тысячелетия постепенно завершается процесс дли­тельных и болезненных политических и социально-экономических потрясений, характерных для переходного десятилетия «эпохи реформ», которые радикально трансформировали нынешнее российское общество в совершенно иную формационную модель.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем заключались основные причины противостояния Ельцина и Вер­ховного Совета России?

2. Можно ли было избежать кровавых событий в Москве в октябре 1993 г.?

3. Каковы на сегодняшний день основные достижения и провалы российских реформ?

4. Назовите основные меры, предпринятые президентом Путиным в целях укрепления вертикальной власти.

5. Чем экономически обеспечиваются провозглашенные в Конституции РФ права российских граждан?

 

Основная литература:

1. Деревянко, А. П. История России [Электронный ресурс]: электр. учебник, презентации (анимация, звук), подробные тренировочные тесты, контрольные тесты, словарь терминов, персоналии. - Электрон. дан. (695 МБ). - М.: КНОРУС, 2010. - 1 электрон. оптич. диск (CD-Bооk): зв., цв. - (Электронный учебник).

2. Зуев, М. Н. История России: учеб. пособие для бакалавров [для студентов вузов неистор. специальностей] / М. Н. Зуев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2013. - 655 с. - (Бакалавр. Базовый курс. Гр.).

3. История России: учебник / А. С. Орлов [и др.]; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2012. [и предыдущие издания ] - 528 с. - (Гр.).

4. Кириллов, В. В. История России: учеб. пособие для студентов вузов по неистор. специальностям / В. В. Кириллов. - М.: Юрайт, 2008. - 661 с. - (Основы наук. Гр.).

5. Некрасова, М. Б. Отечественная история: учеб. пособие для студентов вузов неистор. специальностей. - М.: Высшее образование, 2008. - 378 с. - (Основы наук. Гр.).

Дополнительная литература:

1. Деревянко, А. П. История России: учеб. пособие / А. П. Деревянко, Н. А. Шабельникова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2007. - 560 с.

2. Забелин, И. Е. Русская история. Русские древности, или археология: курс лекций / И. Е. Забелин; И. Е. Забелин; сост.: И. И. Широкорад, Е. В. Рыжкова; под ред. С. Н. Волкова. - М., 2009. - 390 с. - (Государственный университет по землеустройству. Научное, педагогическое и культурное наследие).

3. Пушкарев, С. Г. Обзор русской истории: учеб. пособие для студентов вузов. - 4-е изд., стер. - СПб.: Лань, 2002. - 432 с. - (Мир культуры, истории и философии. Гр.

4. Мунчаев, Ш. М. История России: учебник для студентов вузов. - 3-е изд., изм. и доп. - М.: НОРМА, 2002. - 768 с. - 115 р. 06 к.

5. Новейшая история Отечества. ХХ век: в 2-х т.: учеб. для студентов вузов. Т. 1 / под ред. А. Ф. Киселева, Э. М. Щагина. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 496 с.

6. Цимбаев, Н. И. История России ХIХ - начала ХХ вв. - М.: Слово; Ростов н/Д.: Феникс, 2004. - 448 с. - (Университетский учебник. Гр.).
Вопросы истории (периодическое издание)

7. История (периодическое издание)

8. История и современность (периодическое издание)

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал