Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Цели в управленииСтр 1 из 36Следующая ⇒
О.Н. Синицына Курс лекций по учебной дисциплине «Менеджмент в реставрации»
Санкт-Петербург Содержание 1. Основные понятия менеджмента. 3 2. Цели в управлении. 5 3. Методы управления и руководства в реставрации. 7 4. Процесс и принципы построения ОСУ. 12 5. Менеджер: характеристика, типы, роли. 14 6. Управление конфликтами в организации. 17 7. Организация планирования на предприятии. Виды планов и методы их разработки. 22 8. Бизнес-планирование. 23 9. Сущность, цели, задачи и функции маркетинга. 25 10. Связи с общественностью, популяризация деятельности. 26 11. Внешняя и внутренняя среда организации. 28 12. Современные системы управления качеством в организации. 36 13. Стандартизация и сертификация продукции. 39 14. Процесс управления качеством. Объекты и субъекты управления качеством. 40 15. Методы управления качеством. 42 16. Организационно-методическая основа управления качеством. 46 17. Набор, отбор и наем персонала. 55 18. Кадровая политика и кадровые стратегии. 57 19. Кадровое планирование. 59 20. Профессиональная и организационная адаптация персонала. 61 21. Оценка персонала. 63 22. Трудовые и карьерные перемещения в организации. Аттестация руководителей и специалистов. 64 23. Сущность и концепции финансового менеджмента. 67 24. Ресурсное обеспечение деятельности в сфере культуры. Источники финансирования деятельности в сфере культуры.. 69 25. Негосударственная поддержка социально-культурной сферы.. 72 26. Некоммерческие организации, фонды.. 76 27. Теория «контроля стейкхолдеров». 81 28. Возможные роли государства в управлении сферой культуры.. 83 29. Международные акты и отечественное законодательство по культуре. 85 30. Органы государственного управления сферой культуры.. 88 31. Особенности осуществления предпринимательской деятельности учреждениями культуры 90 32. Оценка предпринимательской деятельности организаций культуры. 93 33. Эффект и эффективность. 95 34. Банкротство: сущность, критерии, характеристика процедур. 110 35. Антикризисное управление: тактический и стратегический аспекты. 112 Список рекомендованной литературы.. 113
Основные понятия менеджмента В 2016 году в мире будет отмечаться 130-летний юбилей менеджмента. Исходной датой рождения менеджмента принято считать собрание американского общества инженеров-строителей в 1886 году. Народы мира практиковали менеджмент на протяжении тысячелетий и по наши дни. Изучая менеджмент необходимо понимать, что основа рынка – конкуренция. Управление как профессиональная деятельность известно давно. По археологическим раскопкам прослеживается существование организаций в доисторические времена, поэтому управление так же старо, как и мир. С годами организации становились все более упорядоченными и устойчивыми, а управленческая деятельность - все более сложной. Еще в IV столетии византиец Маврикий сформулировал свод принципов, которыми должен был пользоваться руководитель в своей управленческой деятельности. С ростом общественного производства, особенно с увеличением масштабов организаций, роль управления постоянно возрастала. Заводчики и фабриканты (предприниматели) на первых порах сами управляли производственной деятельностью своих предприятий. Позднее появилось специальное лицо-управляющий хозяйством предпринимателей. Концепция управления как научной деятельности развивалась в течение длительного времени, однако, основным толчком к пониманию роли управления как науки стала промышленная революция конца XVIII - начала XIX в. Творцом нового взгляда на управление стал Фредерик Уинслоу Тейлор, выпустивший в 1911 г. книгу «Принципы научного управления». Несколько позднее управление в английском языке стало называться менеджментом (от англ. manage - управлять). В свою очередь этот термин происходит от латинского слова manus - рука. Именно с этим словом связано понятие руководство. В русском языке руководить - значит управлять, направлять действия кого-либо или чего-нибудь, например, управлять хозяйством, производственным процессом на предприятии (в реставрационной организации), а управляющий - это лицо, ведущее дела какого-либо предприятия или хозяйства. В науке об управлении широко распространено представление об управлении как о процессе реализации функций, которые должен осуществлять всякий руководитель в своей деятельности. Именно такой смысл вкладывает в понятие управления Генри Минцберг, профессор менеджмента МакГилльского университета в Монреале. Он находит «в роли руководителя набор определенных поведенческих правил, соответствующих конкретному учреждению или конкретной должности». В области научных исследований по управлению за последние сто лет возникли различные школы. Совершенствование управления невозможно без изучения, систематизации и обобщения опыта развития общественных отношений как в экономике в целом, так и в области реставрации. Важным фактором ускоренного развития реставрационного производства является научно-технический прогресс. Однако, несмотря на большую помощь научно-технических средств, управление производством связано, прежде всего, с налаживанием взаимодействия между людьми, и роль человека с развитием научно-технического прогресса непрерывно возрастает. Самые совершенные средства производства человек превращает в действующие потребительские стоимости. Важно заинтересованное отношение человека к труду, без этого не действует самое новейшее оборудование. Экономика не может эффективно функционировать, если у людей нет желания трудиться с наибольшей отдачей. Широкому проявлению инициативы и предприимчивости способствуют рыночные отношения в экономике. В рыночных условиях руководитель должен быть профессионалом и человеком, психологически подготовленным к работе в такой экономике. Эти условия усложняют взаимоотношения между реставрационным предприятием и заказчиками требуют от руководителей активного мышления.
Цели в управлении
Категориями теории управления являются целеполагание, принципы, закономерности, правила и методы управленческой деятельности, основу которой составляют управленческие решения. Они отражают объективные условия развития производственной деятельности, служат исходным элементом развития производства. Исходный пункт управления - целеполагание. Цель управления - достижение какого-либо результата производственной деятельности. Она определяет направление и характер деятельности. В своей основе цели объективны, в них отражаются требования законов экономического и социального развития трудовых коллективов. Исходя из поставленной цели, формируются различные методы руководства, совершенствуются организационная структура, техника и технология управления. Формулирование цели является исходным, а ее достижение - конечным пунктом процесса управления. Целевой подход к управлению как раз и состоит в установлении непосредственной зависимости всех основных элементов системы управления от цели. При целевом подходе требуется организация управления, обеспечивающая координацию и действенное регулирование деятельности всех участников реставрации. Цель управления реставрацией состоит в том, чтобы при соблюдении конкретных сроков производства работ и при минимальных затратах ресурсов достигнуть высоких показателей качества работ и конечного результата - сохранения и восстановления исторического облика объекта культурного наследия, создав при этом хозяйственный доход и условия для его роста в перспективе. Цели, а отсюда и программы управления, могут быть долгосрочными и краткосрочными. Между этими целями должна быть взаимосвязь, при которой краткосрочные планы являются средством выполнения среднесрочных, а среднесрочные - долгосрочных. Управление в рыночной экономике связано с постоянной корректировкой целей, так как внешняя среда постоянно изменяется. Поэтому для своевременного изменения параметров производственной деятельности реставрационного предприятия необходимы регулярный прогноз меняющейся обстановки и заблаговременная корректировка цели. Если цель жестко установлена, возникает необходимость адаптации организационных структур, изменения организации производства и технологических правил выполнения проектных и реставрационных работ. Такие действия облегчаются при разбивке главной цели на несколько отдельных, выполнение которых легче контролировать и корректировать. Например, реставрируемый объект можно разбить на блоки, а выполнение работ - на этапы. При реставрации крупных объектов и комплексов объектов используются программно-целевые методы управления. В этом случае инвестиционный цикл разбивается на ряд этапов: выбор концепции; контрактная стадия в осуществлении проекта; реставрация объекта или комплекса; введение в эксплуатацию. Этот процесс является сложным образованием, и каждый из его участников имеет свои цели, которые в совокупности должны быть направлены на достижение общей цели - повышение доходности реставрационного предприятия. К задачам работников, задействованных в сфере потребления производственных фондов, относятся: эффективное использование основных фондов (машин, транспорта, оборудования, производственных зданий) и экономное расходование оборотных средств. Задачами работников, находящихся на иерархических ступенях субъекта управления, являются: обеспечение производства ресурсами и проектной документацией, координация деятельности участников производственного процесса, налаживание взаимоотношений с заказчиками и государственными органами власти и др.
|