Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
III. По степени определенности сторон
1) Относительные – в них точно определены все участники: и лица управомоченные, и лица обязанные (покупатель и продавец, заказчик и подрядчик и др.). 2) В абсолютных правоотношениях известно лишь одно лицо - носитель субъективного права. Все остальные субъекты (абсолютно все) являются обязанными, т.е. не должны препятствовать осуществлению субъективного права лицом управомоченным. В качестве примера таких правоотношений называют обычно отношения собственности, авторские, изобретательские. IV. 1) Общими (общерегулятивными) считаются правоотношения, возникающие на основе прежде всего конституционных норм, закрепляющих основные права, свободы и обязанности граждан. Граждане государства, имея закрепленные законом правомочия, состоят как бы в правовой связи со всеми субъектами права. 2) Конкретные. Если же эти права и свободы реализуются, то возникает конкретно правоотношение. V. По характеру обязанности правоотношения делятся на активные и пассивные. 1) В правоотношениях активного типа обязанность одной стороны состоит в совершении определенных положительных действий, а право другой – лишь в требовании исполнить эту обязанность. 2) В правоотношениях пассивного типа обязанность заключается в воздержании от действий, запрещенных юридическими нормами. VI. По сложности: 1) различают простые правоотношения – между двумя субъектами, 2) сложные между несколькими или даже неограниченным числом субъектов. VII. По времени действия – 1) кратковременные и 2) долговременные. VIII. В зависимости от соотношения взаимных прав и обязанностей субъектов права говорят о правоотношениях 1) характеризуемых равенством сторон – у каждой стороны объем прав и обязанностей примерно одинаков, 2) характеризуемых иерархичностью сторон, наличием между ними отношений власти и подчинения. У субъекта, занимающего более высокое место в иерархии, по отношению к нижестоящему больший объем прав и меньший – обязанностей.
ТЕМА 17: ТОЛКОВАНИЕ НОРМ ПРАВА Вопросы: 1. Понятие толкования нормативно-правовых актов. Уяснение и разъяснение содержания правовых норм. 2. Способы (приемы) толкования нормативно-правовых актов. 3. Результаты толкования или толкование по объему. 4. Субъекты толкования норм права. 5. Акты толкования права: понятие, особенности и виды.
1 Вопрос: Понятие, значение и необходимость толкования нормативно-правовых актов. Уяснение и разъяснение содержания правовых норм. Толкование права – необходимый и важный элемент правореализационного процесса, в частности правоприменения. Прежде чем применить ту или иную норму права, надо уяснить ее подлинный смысл, а в некоторых случаях и разъяснить. Толкование норм права – это деятельность компетентных органов государства, общественных организаций и отдельных граждан по осознанию ими действительного содержания норм. В процессе толкования устанавливаются условия действия нормы, юридические права и обязанности участников правоотношений, а также меры юридической ответственности за нарушение предписаний норм права. I. Первая часть этой деятельности – уяснение. Толкование- уяснение выступает как внутренний мыслительный процесс, происходящий в сознании субъекта, применяющего норму права. Это уяснение для себя и внутри себя, поэтому оно не имеет внешних форм выражения. В ходе уяснения интерпретатор (т.е. толкующий субъект) использует различные способы и приемы толкования, которые обеспечивают процесс познания. Уяснение является необходимым условием реализации права. Оно всегда предшествует разъяснению. II. Разъяснение – вторая часть единого процесса толкования права. Эта сторона деятельности по толкованию адресована уже не себе, как при уяснении, а другим участникам отношений. Толкование- разъяснение – интерпретация смысла и содержания норм права компетентными органами и отдельными лицами, в целях правильного его понимания и применения организациями, должностными лицами и гражданами (разъяснение для других).
2 Вопрос: Способы (приемы) толкования нормативно-правовых актов. Специфика правового толкования требует использования в этом процессе специальных процедур, технологий, способов. Под способами толкования понимается совокупность приемов и средств, используемых для установления содержания норм права. 1. Основные приемы I. толкования-уяснения правовых норм: 1. Грамматическое толкование (филологический, языковой способ) – выражается в уяснении смысла правовой нормы путем грамматического анализа ее текста (грамматическая форма – падеж, род, число, вид, лицо, структура предложения, существительное, прилагательное, подлежащее, сказуемое, значение отдельных терминов - уяснение при помощи справочников, словарей). 2. При логическом толковании законы логики используются самостоятельно, обособленно от остальных способов. Здесь используется логическая связь отдельных положений закона с правилами логики. Анализу подвергаются не сами по себе слова. Как при грамматическом толковании, а обозначаемые ими понятия, явления и соотношения их между собой. В данном случае применяются такие приемы. Как логическое преобразование, выведение вторичных норм, выводы из понятий, доведение до абсурда. 3. Систематическое толкование – уяснение содержания правовых норм путем установления их системных связей с другими нормами, их местом и значение в данном нормативном акте, институте, отрасли права в целом. Любая правовая норма представляет собой составную часть системы права и действует в тесной связи с другими нормами. Если данная норма находится в подзаконном акте, то необходимо убедиться, что она соответствует закону или другим актам, имеющим большую юридическую силу. Возможно и сопоставление норм различных отраслей права. Систематическое толкование позволяет выявить факты коллизий (противоречий) между правовыми нормами. Такой способ толкования важен при применении нормы права по аналогии, так как помогает найти норму, наиболее близкую по своему содержанию к конкретному случаю. Наиболее четко этот способ проявляется при сопоставлении норм Общей части отрасли права с Особенной частью. 4. Специально-юридическое толкование основывается на профессиональных знаниях юридической науки и законодательной техники. Такое толкование предусматривает исследование юридических средств и приемов выражения воли законодателя. Оно раскрывает содержание юридических терминов, понятий, категорий, конструкций и т.д. (Например: тяжкие последствия, существенный вред, особо крупный размер, неустойка, штраф, залог, поручительство и т.д.) Однако рассматриваемый способ не сводится только к толкованию терминов (тогда он отождествлялся бы с грамматическим толкованием). Содержание его гораздо шире. Интерпретатор должен учитывать особенности правового регулирования, юридические конструкции, тип регулирования и т.д. Например в условиях общедозволительного типа («Разрешено все, кроме прямо запрещенного») регламентация осуществляется путем использования запрещающих норм, хотя на самом деле речь идет об общем дозволении. 5. Историко-политическое толкование – уяснение смысла норм права на основе анализа конкретных исторических условий их принятия, выяснение целей и задач, заложенных в них законодателем. Необходимость этого способа вызывается тем, что с помощью лишь установления правовых связей невозможно уяснить глубоко и всесторонне смысл и содержание нормы права. Историко-политическое толкование способствует точной и правильной реализации правовых норм, предупреждает нарушение законности при их применении. 6. Теологическое (целевое) толкование направлено на уяснение целей издания правовых актов. Разумеется, подобное толкование необходимо не всегда. 7. Функциональное толкование В некоторых случаях для уяснения смысла нормы недостаточно брать во внимание только ее формальный анализ и общие условия реализации. Иногда интерпретатор должен учитывать условия и факторы, при которых реализуется норма. Прежде всего это касается толкования так называемых оценочных терминов («уважительные причины», «существенный вред», «значительный ущерб», «крайняя необходимость» и т.д.). С учетом особенностей места, времени и других факторов одни и те же обстоятельства могут быть признаны уважительными, либо неуважительными, существенными либо несущественными. Только при совместном использовании всех приемов толкования это способствует точное и правильное понимание смысла толкуемой нормы права.
3 Вопрос: Результаты толкования или толкование по объему. Использование различных способов толкования позволяет интерпретатору правильно и полно выявить волю законодателя, заключенную в тексте нормативного акта. Но для юридической практики важное значение имеет выяснение соотношения истинного содержания нормы с ее текстуальным выражением, т.е. толкование по объему. Оно является логическим продолжением и завершением уяснения содержания правовых норм. Дело в том, что «смысл» закона не всегда точно и ясно выражается в его «букве». 1. Буквальное (адекватное) толкование – содержание нормы права полностью соответствует ее тестовому выражению (смысл и буква совпадают). Большинство норм толкуется именно буквально. Например, ст. 37 Закона РФ о банках и банковской деятельности сказано, что «Вкладчиками банка могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства». Здесь словесное выражение и действительное содержание по объему совпадают, субъекты данного правоотношения перечислены полностью. 2. Ограничительное – действительное содержание нормы уже ее текстового выражения (смысл закона уже буквы) Например: ст.33 ТК – случаи расторжения администрацией трудового договора с рабочим или служащим. Ст. 35 ТК запрещает расторжение договора по инициативе администрации без согласия профсоюзного комитета. То есть, ст.33 – Администрация может расторгнуть договор только с согласия профсоюзного комитета. 3. Распространительное - действительное содержание нормы шире ее буквального выражения («смысл» шире «буквы»). Перечень случаев, требующих распространительного толкования, нередко сопровождается выражениями «и т.д.», «и другие». Например: ст. Конституции «Судьи и народные заседатели независимы и подчиняются только закону. Термин «закон» - обозначает не только акты принимаемые высшими представительными органами государства, но и подзаконные нормативные акты, принимаемые судом в процессе осуществления правосудия. В то же время распространительное толкование не следует отождествлять с применением права по аналогии. При аналогии закона определенные факты не охватываются не только смыслом, но и буковой закона, так как законодатель вообще не предусматривал данные (аналогичные) обстоятельства. При распространительном же толковании факты, относящиеся к делу, охватываются смыслом законодательства, хотя и не получили точного и полного закрепления в тексте нормативного акта.
4 Вопрос: Субъекты толкования Деятельность государственных органов, общественных организаций и отдельных лиц по разъяснению норм права – вторая сторона процесса толкования. В зависимости от юридических последствий, к которым приводит разъяснение, различают: I) официальное и II) неофициальное толкование. I) Официальное толкование – дается уполномоченными на то субъектами – государственными органами, должностными лицами, общественными организациями, оно закрепляется в специальном акте и имеет обязательное значение для других субъектов. Такое толкование является юридически значимым, вызывает правовые последствия. Оно ориентирует правоприменителей на однозначное понимание правовых норм и их единообразное применение. II) Неофициальное толкование – дается субъектами, не имеющими официального статуса, не обладающими по долгу службы полномочиями толковать правовые нормы. Такими субъектами могут быть общественные организации, научные учреждения, ученые практические работники. Они осуществляют разъяснение норм права в форме рекомендаций и советов. Этот вид разъяснения не имеет юридически обязательного значения и лишен властной юридической силы. I. Официальное толкование различают двух видов: 1) нормативное (общее) и 2) казуальное (индивидуальное). 1) нормативное толкование не ведет к созданию новых правовых норм, оно только разъясняет смысл уже действующих. Сущность его состоит в том, что оно имеет общий характер, является общеобязательным. Такое толкование предназначается для общего руководства в процессе применения права, относится к неограниченному числу случаев и распространяется на обширный круг субъектов. Поэтому термин «нормативное толкование» носит условный характер. Нормативное толкование применяется в случаях, когда нормы недостаточно совершенны по своей форме, имеют неясность текстуального понимания при неправильной и противоречивой практике их применения. Оно призвано обеспечить единообразие в понимании и применении норм права. Нормативные разъяснения не имеют самостоятельного значения, они полностью разделяют судьбу толкуемой нормы. Отмена или изменение нормы права нередко приводит к отмене или соответствующему изменению акта толкования. Среди нормативного толкования различают: а)аутентичное (авторское), б) легальное (разрешенное, делегированное). 1. а) Аутентичное толкование означает, что разъяснение смысла применяемых норм исходит от принявшего их органа. Оно основано на правотворческих функциях этого органа, поэтому, издав нормативный акт, правотворческий орган вправе в любое время дать необходимые с его точки зрения разъяснения. Субъектами такого толкования могут быть все правотворческие органы, например Государственная ДумаРФ. 1. б) Юридическая практика знает и другой вид нормативного разъяснения - легальное толкование. Оно носит подзаконный характер и осуществляется теми субъектами, которым это поручено, разрешено. Так, Верховный Суд, не являясь правотворческим органом, тем не менее имеет право толковать нормативные акты, в том числе и акты, принимаемые высшими законодательными органами. 2. Казуальное толкование также является официальным, но не имеет общеобязательного значения, а сводится лишь к толкованию правовой нормы с учетом ее применения к конкретному случаю. Оно дается компетентным органом по поводу рассмотрения конкретного дела и обязательно лишь для него. Цель такого разъяснения - правильное разрешение определенного случая, поэтому оно не имеет значения при рассмотрении других дел. Казуальное толкование содержится в специальных указаниях разъясняющего характера, в актах надзора юрисдикционных и административных органов. II. Неофициальное толкование - это разъяснение норм права, даваемое не уполномоченными на то субъектами. Оно не является юридически значимым. Акты неофициального толкования не принадлежат к числу юридических фактов и не влекут юридических последствий. Сила и значение неофициального толкования в убедительности, обоснованности, научности, в авторитете тех субъектов, которыми оно дается. Неофициальное толкование по внешней форме выражения может быть как устным (разъяснение какой-либо формы права адвокатом, судьей, прокурором в ходе приема граждан, на лекциях и т.д.), так и письменным (в периодической печати, в различных комментариях). Хотя такое разъяснение не имеет юридической силы, оно оказывает значительное влияние на правовую жизнь общества, в первую очередь на правотворческий и правореализационный процессы через правосознание соответствующих субъектов. Неофициальное толкование подразделяется на 1) обыденное, 2) профессиональное и 3) доктринальное (научное). 1) Обыденное толкование может осуществляться любым гражданином. В нем выражается уровень правосознания различных субъектов в виде правовых чувств, эмоций, представлений, переживаний в юрисдикционной сфере жизни общества. Особенно четко это проявляется в ходе всенародного обсуждения каких-либо нормативных актов, референдумов. Такое толкование имеет большое значение для соблюдения гражданами запретов, исполнения юридических обязанностей, а также при осуществлении ими субъективных прав. 2) Профессиональное толкование исходит от субъектов, сведущих в правовых вопросах (профессионалов, специалистов в области права), хотя такое разъяснение и не является юридически обязательным. Например, разъяснение норм права адвокатами, судьями, прокурорами во время приема граждан. 3) Среди неофициального толкования особое место занимает доктринальное (научное) толкование. Оно так же, как и вышеназванные виды неофициального толкования, не имеет юридической силы. Однако более чем другие оказывает влияние на правореализационный процесс в целом и правоприменение в частности. Доктринальное толкование дается специальными научно-исследовательскими учреждениями, отдельными учеными в статьях, монографиях, комментариях, на лекциях, конференциях и т.д. Его значение определяется убедительностью и авторитетом тех субъектов, которые осуществляют его толкование. Основывается оно на знании закономерностей воздействия права на общественные отношения, создании законодательства, на обобщении практики применения правовых норм. Такое толкование косвенным путем оказывает значительное влияние на правовую жизнь общества. 5 Вопрос: Акты толкования права: понятие, особенности и виды. Интерпретационные акты. Чтобы получить обязательный характер, результаты официального толкования должны быть формально закреплены. Для этого существуют интерпретационные акты (акты толкования), которые можно определить как правовые акты, компетентных государственных органов, содержащие результат официального толкования. Интерпретационные акты как виды правовых актов имеют свои особенности: они не содержат общеобязательных правил поведения (норм права), не имеют самостоятельного значения и действуют в единстве с теми нормативными актами, в которых содержатся толкуемые юридические нормы. Они находятся в зависимости от нормативных актов, обслуживают и разделяют их судьбу. Акт толкования необходимо рассматривать и как действие, и как юридический документ, акт уяснения и разъяснения. Последний может быть устным или письменным. Акт толкования - это официальный, юридически значимый документ, направленный на установление действительного смысла и содержания нормы права. Интерпретационные акты можно классифицировать по различным основаниям: 1. По внешней форме они могут быть 1) письменными и 2) устными. 1)Письменные акты толкования имеют определенную структуру, т.е. в них должны присутствовать реквизиты: кто издал этот акт, когда, к каким нормам права (институту, отрасли, нормативному акту) относится, когда вступил в действие. Они могут облекаться в ту же форму, что и нормативно-правовые акты, издаваемые соответствующими органами (указы, постановления, приказы, инструкции и т.д.). 2. По юридической значимости различают акты 1)нормативного толкования и 2) казуального. 1) Акты нормативного толкования распространяют свое действие на неопределенный круг субъектов и рассчитаны на применение каждый раз, когда реализуется толкуемая норма, в этом смысле они носят общеобязательный характер. 2) Казуальные акты относятся к конкретному случаю и касаются конкретных лиц; с этой точки зрения их можно назвать индивидуальными. 3. Юридическая сила акта толкования и сфера его действия определяются местом органа, его издавшего. Это акты органов власти: исполнительно-распорядительных, судебных, прокурорских и т.д. 4. В зависимости от того, кто издал акт толкования и нормативно-правовой акт, они могут быть 1) аутентичными или 2) легальными. Если акт принимает и толкует один и тот же субъект, этоавторское толкование (аутентичное). Если норму права толкует субъект, который на это управомочен, которому это право делегировано (разрешено) законом (например, Верховный Суд РФ толкует законы, принимаемые парламентом), то это легальные акты. 5. Можно выделить акты толкования в различных отраслях права: уголовно-правовые, административно-правовые и т.д. Все сказанное позволяет сделать вывод, что толкование права и его результаты играют важную роль в правореализационном процессе. Оно завершает процесс правового регулирования общественных отношений и делает правовые нормы готовыми к реализации различными субъектами.
ТЕМА 18: РЕАЛИЗАЦИЯ НОРМ ПРАВА
Вопросы: 1. Понятие реализации норм права. Механизм правореализации. Формы реализации правовых норм. 2. Применение норм права: понятие, признаки, формы, основания. 3. Стадии правоприменительного процесса. 4. Акты применения норм права: понятие, виды, их отличие от нормативно-правовых актов. 5. Понятие и причины возникновения пробелов в праве. Способы восполнения пробелов. Аналогия закона и аналогия права. Коллизии правовых норм и правила их разрешения в правоприменительной деятельности.
1 Вопрос: Понятие реализации норм права. Механизм правореализации. Формы реализации правовых норм.
Право имеет смысл и ценность для личности, общества, если оно реализуется. Главное назначение норм права состоит в том, что они помогают определить содержание права субъекта и тем самым способствуют его реализации. Реализация права – это осуществление юридически закрепленных и гарантированных государством возможностей, проведение их в жизнь в деятельности людей и их организаций. Реализация права есть сложный процесс, протекающий во времени. В нем участвуют не только стороны, носители субъективных прав и обязанностей, но и государство в лице различных органов: правотворческих, правоисполнительных, правоприменительных. Реализация права как процесс воплощения права в жизнь включает в себя, во-первых юридические механизмы реализации права, во-вторых, формы непосредственной реализации права, когда фактические жизненные отношения обретают юридическую форму. Реализация права, т.е. его осуществление происходит в четырех формах: 1) соблюдение, 2) исполнение, 3) использование и 4) применение. 1. Соблюдение норм права имеет место тогда, когда субъекты воздерживаются от совершения действий, запрещаемых правом. Это пассивная форма поведения субъектов в сфере правового регулирования. В большинстве случаев соблюдение права происходит незаметно, обычно не фиксируется. Именно поэтому его юридический характер ярко не проявляется. В этой форме реализуются запрещающие нормы. 2. Исполнение норм права происходит, когда субъекты исполняют возложенные на них юридические обязанности. В этих случаях они действуют активно. В данной форме реализуются обязывающие нормы права. Например, уплатить налог, поставить товар покупателю, выполнить работу по трудовому договору. 3. Использование норм права - когда субъекты по своему усмотрению, желанию используют предоставленные им права. В отличие от соблюдения и исполнения, связанных с реализацией запретов и юридических обязанностей, использование представляет собой совершение дозволенных правом действий. Путем использования реализуются управомочивающие нормы. Эти три формы реализации права, в ходе которых юридические нормы претворяются в жизнь непосредственно действиями самих субъектов общественных отношений, принято называть формами непосредственной реализации права. В таких формах реализуются многие нормы права, но не все. 4. Применение норм права. Есть немало случаев, когда соблюдение, исполнение и использование оказываются недостаточными для обеспечения полной реализации юридических норм и требуется вмешательство в этот процесс компетентных органов, наделенных государственно-властными полномочиями. Например, начисление пенсии, зачисление на работу, выполнение обязанности военной службы и др. 2 Вопрос: Применение норм права: понятие, признаки, формы, основания. Применение права - одна из форм государственной деятельности, направленная на реализацию правовых предписаний в жизнь. Путем применения права государство в своей деятельности осуществляет две основные функции: а) организацию выполнения предписаний правовых норм, позитивное регулирование посредством индивидуальных актов; б) охрану и защиту праваот нарушения. На этом основании в литературе выделяют две ФОРМЫ применения права: 1) оперативно-исполнительную и 2) правоохранительную. 1. Оперативно-исполнительная форма применения права - это властная оперативная деятельность государственных органов по реализации предписаний норм права путем создания, изменения или прекращения конкретных правоотношений на основе норм права. Указанная форма деятельности есть основной способ организации исполнения положительных велений права. 2. Правоохранительная деятельность - это деятельность компетентных органов по охране норм права от каких бы то ни было нарушений. Цель правоохраны - контроль за соответствием деятельности субъектов права юридическим предписаниям, заее правомерностью, а в случае обнаружения правонарушения - принятия соответствующих мер для восстановления нарушенного правопорядка, применение государственного принуждения к правонарушителям, создание условий, предупреждающих правонарушения. Применение права как особая форма реализации отличается от соблюдения, исполнения и использования рядом ПРИЗНАКОВ: Во-первых, государство определяет специальных субъектов (органы, должностные лица), наделяя их властными полномочиями для осуществления этой деятельности. К ним относятся: государственные органы (суд, прокуратура, милиция и т.д.); должностные лица (ПрезидентРФ, глава администрации, прокурор, следователь и т.д.); некоторые общественные организации (товарищеские суды, профсоюзы). Во-вторых, имеет индивидуальный характер. Применение права осуществляется всегда в рамках конкретных правовых отношений, получивших в литературе название правоприменительных отношений. Устанавливаются конкретные правовые последствия – субъективные права, обязанности, ответственность. В-третьих, правоприменительная деятельность осуществляется в особых, установленных процессуальным законом формах. В-четвертых, применение права как самостоятельная форма реализации - сложная, поскольку ее осуществление проявляется в сочетании с иными формами реализации (исполнением, соблюдением, использованием) и во взаимном проникновении друг в друга. В-пятых, применение права - это определенный процесс, имеющий начало и окончание и состоящий из ряда последовательных стадий реализации права (установление фактических обстоятельств дела, юридической основы дела и т.д.). В-шестых, применение права сопровождается всегда вынесением индивидуального правового акта (акта применения права), исходящего от субъекта правоприменения. ОСНОВАНИЯ применения права: а) когда правоотношение не может появиться без властного веления государственного органа или должностного лица (призыв граждан на действительную военную службу, назначение пенсии и т.д.); б) когда возникает спор о праве и стороны сами не могут прийти к согласованному решению (раздел судом имущества) или существует препятствие для реализации субъективных прав и юридических обязанностей; в) когда требуется официально установить наличие или отсутствие конкретных фактов и признать их юридически значимыми. Только в судебном порядке, например, можно признать гражданина умершим или безвестно отсутствующим; г) когда общественное отношение в силу его особой социальной или личной значимости должно пройти контроль со стороны соответствующих органов государства с целью проверки его правильности и законности (регистрация избирательной комиссии кандидата в депутаты, регистрация автотранспорта в органах ГИБДД, нотариальное удостоверение купли-продажи домостроения и т.д.); д) когда совершено правонарушение и лицо привлекается к юридической ответственности. ПРИМЕНЕНИЕ ПРАВА - это осуществляемая в специально установленных законом формах государственно-властная, организующая деятельность компетентных органов по реализации норм права в конкретном случае и вынесении индивидуально-правовых актов (актов применения права). 3 Вопрос: Стадии правоприменительного процесса. Применение права - единый и сложный процесс, имеющий начало и окончание. Он состоит из нескольких логически связанных друг с другом стадий. В юридической литературе нет единства мнений о количестве стадий правоприменения. Разные авторы называют неодинаковое число. Наиболее убедительным представляется мнение о трех основных стадиях процесса применения права:
|