Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Заблуждения относительно бодхичитты
Впервые услышав о бодхичитте, некоторые путают ее с сентиментальным, глубоко эмоциональным состоянием ума: " О, как я хочу, чтобы люди были счастливы! Мне невыносима мысль о их страданиях! " Такие индивидуумы настолько переполнены мыслями о нуждах других, что их ум погружается в состояние депрессии. Но истинная бодхичитта совсем не такая; она не имеет никакого отношения к расстроенному и парализованному 'состоянию ума. Напротив, она чиста и непринужденна, ей присущи как спокойная мудрость, так и глубоко прочувствованное сострадание. Это путь полного раскрытия сердца - когда мы постоянно держим сердце предельно открытым. Существует еще одно ошибочное представление о бодхичитте, возникающее у людей, впервые услышавших о ней. Поскольку для того, чтобы принести пользу чувствующим существам в полной мере и на наиболее глубоком уровне, мы должны полностью развить свой внутренний потенциал, некоторые считают, что они ничем и никому не могут помочь, пока сами не станут буддами. " Сначала мне нужно много лет учиться, - думают они, - и только затем я могу перейти к практике тренировки ума. Может быть, через много лет я разовью в себе дух отречения и бодхичитту. И тогда, в далеком будущем, когда я стану просветленным, я смогу начать приносить пользу другим существам". Такой подход абсолютно неверен: мы лишь взваливаем на себя ношу ложных представлений о том, как должна развиваться наша духовная жизнь. Это всего лишь еще одно ограничение, еще одна фантазия. Если мы будем твердо верить в такую жесткую программу своей жизни, то не успеем оглянуться, как придет смерть, а мы, еще даже не вступили на путь истинного духовного развития! Это неправильное представление связано с подходом, которого мы придерживались на протяжении всей своей жизни. В школе, например, мы мыслили так: " Я должен учить эти скучные предметы, чтобы в будущем выдержать экзамены, получить ученую степень, найти хорошую работу, заработать много денег - и вот тогда-то наконец я почувствую себя счастливым". Акцент всегда делается на будущем: " Когда у меня будет хватать денег", " Когда у меня будет собственный дом", " Когда я удалюсь от дел". Этот акцент с легкостью переносится и в область духовной практики: " Когда я завершу практику", " Когда обрету.просветление". Но думать таким образом - заблуждение. Несбыточные мечты о будущем делают наши нынешние поступки весьма далекими от реальности. Очень важно понимать, что подлинная практика, это то, что мы делаем шаг за шагом, день изо дня. Мы делаем то, что в наших силах; пользуемся той мудростью, которой обладаем на данный момент, и действуем во благо других. Мы всего лишь живем своей жизнью, на пределе своих возможностей и способностей. Это уже само по себе будет приносить другим огромную пользу; нам не нужно ждать, пока мы станем буддами, чтобы начать действовать.
|