Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Специфика строительной продукции (товаров, услуг)
До рассмотрения вопроса специфики строительной продукции, определимся с общим понятием термина «продукция». Термин «продукция» - это комплексное понятие, которое включает товар, услуги и работу. Продукция – это деятельность фирмы, организации, которая выпускает товары, имеющие вещественную форму, и оказывает услуги, не имеющие вещественной формы, а также выполняет работы (услуги) производственного характера, например, ремонт зданий и сооружений. Все эти составляющие определяют продукцию отрасли «Строительство». Отнесение строительной продукции к товару или услуге зависит от многих факторов. В инвестиционном проекте создание строительной продукции, относится к этапу инвестирования (управлению проектами), а строительство является одной из стадий проекта, который включает проектирование, поставки, строительство и ввод объекта в эксплуатацию. В одном случае, законченные строительством здания и сооружения, можно отнести к товару, в другом – к услуге. Это зависит как от собственности земельного участка, так и от участников проекта и их роли и функции в создаваемом проекте. С этой точки зрения следует рассматривать, что в строительстве (законченном строительством объекте), и когда надо отнести к товару и что к услуге. В сфере инвестиционной деятельности, при инвестировании, зарубежный опыт рассматривает содержание «продукт», «товар», специфично для каждого участника проекта. «Заказчика интересует не только и не столько проект сам по себе, сколько та продукция, которую он сможет производить и продавать, после его осуществления» [17]. Для заказчика собственника земельного участка в данном случае эта продукция рассматривается как услуга. И далее: «Для других участников проекта в качестве продукта и товара выступает сам проект» [17]. Другая строительная продукция, а именно: выполнение отдельных частей конструкций здания, а также отдельных видов работ могут быть отнесены к прямым услугам, которые выполняются в процессе строительно-монтажных работ (СМР). Создание строительной продукции пользующейся спросом у потребителей, тесно связано с развитием научно-технического прогресса в отрасли, внедрением инноваций (нововведений). Основными направленными НТП в отрасли являются: - научные разработки проектирования и строительства; - применение новых материалов, технологий и эффективных механизмов; - поставки от сопряжённых отраслей прогрессивных материалов и оборудования; - развитие базы строительных организаций и т.д. Ведущая роль в создании такой продукции относится к человеческому фактору, его квалификации, отношении к труду и его стимулированию. Даже на прекрасном, самом современном оборудовании и с высококачественными материалами, незаинтересованный работник не будет хорошо работать, заинтересованный будет искать, и находить любые пути для создания продукции, пользующейся спросом у потребителя. Таким образом, процесс строительно-монтажных работ, в первую очередь, тесно связан: - со специалистами (бетонщики, каменщики, кровельщики и т.д.); - требует для большинства СМР машины и механизмы (всевозможные монтажные краны, экскаваторы, бетононасосы, средства малой механизации, сварочное оборудование и т.д.); - требует наличия необходимых материальных ресурсов (кирпич, металлопрокат, цемент, сборные железобетонные конструкции и т.д.); Машины и механизмы, материальные ресурсы являются товаром, потребляются при СМР и существуют независимо от производителя – строителя, что также сказывается на определении товара в строительстве. Из этого следует, что выполнение строительно-монтажных работ тесно связано с товаром в материальном, вещественном виде. Это и построенные фундаменты, стены, кровля и т.д., которые могут быть осязаемыми только в конкретном месте, по их завершению. Место оказания строительных услуг не зависит во многих случаях от строителя. Его определяет заказчик. Само место или земельный участок, на котором ведутся строительно-монтажные работы, является товаром. Строительные услуги (строительно-монтажные работы) характеризуются непостоянством качества, так как оно зависит от качества материальных ресурсов, оборудования, проектных решений и качества выполнения СМР. На качество строительной услуги оказывает влияние место (выбор строительной площади) и время года выполнения СМР. В зимний период времени значительно увеличиваются затраты на качество, оказывают также влияние гидрогеологические и геологические условия. Строительная продукция не подлежит хранению, а её эксплуатация и качество поддерживается текущими и капитальными ремонтами, (работой). Специфика определения строительного товара в общих чертах следующая: - если на определённом месте (строительной площадке) создаётся строительная продукция, в условиях рынка она превращается в товар; - строительным товаром является приватизированное жильё (квартиры), особняки, дачи, капитальные здания и сооружения, расположенные на земельном участке (месте) собственника; - строительным товаром является и незавершённое производство, как приобретённое на торгах или аукционах, так и подлежащее в последующем продаже. Особенностями строительного товара, по сравнению с другими товарами, является большая его стоимость, большие трудовые и материальные затраты, длительная продолжительность создания проектов (продукции) по сравнению с производством других товаров. Строительный товар определяется различными типами и разновидностями товаров, широкой номенклатурой и ассортиментом. Такое многообразие определяется потребностью как физических, так и юридических лиц, а также существованием различных типов рынков на этот товар. Выше перечисленные особенности и специфика строительного товара и услуги является предметом маркетинговой деятельности отрасли, во главу которой должно быть поставлено вложение капитала, направленное на расширение рынка и удовлетворения потребностей качественной строительной продукцией потребителей.
|