![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Профессиональная деятельность как объект исследованияСтр 1 из 48Следующая ⇒
Лекции По дисциплине ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (указывается наименование дисциплины в соответствии с ГОС) Бакалавры: 080400 – Управление персоналом
Лекция 1 Основные понятия психофизиологии профессиональной Деятельности
Профессиональная деятельность как объект исследования Деятельность – специфический вид человеческой активности, направленной на познание и творческое преобразование окружающей жизни и собственной личности. Профессиональная деятельность специфический вид трудовой активности человека (личности) на основе развития совокупности профессионально ориентированных его характеристик (психологических, физиологических, поведенческих, рабочих) направленной на познание и творческое преобразование окружающей действительности и собственной жизни. Профессиональная деятельность выступает в единстве трех аспектов: предметно-действенном (как процесс, в котором «человек при помощи средств труда вызывает заранее намеченное изменение предмета труда»); физиологическом (как «функции человеческого организма»), психологическом (как осуществление сознательной цели, проявление воли, внимания, интеллектуальных свойств работникаи т. д.). В психофизиологическом исследовании два последних аспекта, несомненно, играют ведущую роль. Профессиональная деятельность как вид трудовой деятельности рассматривается как явление прежде всего социальное. Вместе с тем, для полного научного осмысления трудового процесса, важно учитывать, его биологическую сущность. Очевидно, что как бы различны не были отдельные виды трудовой деятельности, с физиологической стороны это функция человеческого организма, и каждая такая функция, каково бы ни было ее содержание и ее форма, предполагает трату ресурсов человеческого мозга, нервов, мускулов, органов чувств и т. д. (Н.Н. Данилова, В.А. Бодров и др.). В профессиональной деятельности фундаментальной категорией является понятие «субъект труда». Она отражает способность человека действовать осознанно, активно, целенаправленно, то есть на основе психического отражения предметного мира и в интересах познания и преобразования окружающей действительности. Но для того, чтобы стать субъектом труда, необходимо достижение высокого уровня развития способностей и других профессионально важных качеств Личности, развитие навыков самооценки, чувства самоутверждения и самоуважения. Психологическая и физиологическая сущность проблемы становления, формирования профессионала, развитие его Личности опирается на два основных понятия: «профессионализация субъекта труда» и «профессионал». Профессионализация – это формирование специфических видов трудовой активности человека (Личности) на основе развития совокупности профессионально ориентированных его характеристик (психологических, физиологических, поведенческих, рабочих), обеспечивающих функцию регуляции становления и совершенствования субъекта труда. Установлено, что неэффективность профессиональной деятельности примерно на 80% обусловлена физиологическими, психическими и социально-психологическими особенностями работников. Некоторые работники быстро усваивают трудовые навыки и достигают профессионального совершенства, у других же процесс овладения профессией затягивается, и как следствие – работодатель несет убытки, а человек теряет к профессии интерес и меняет вид деятельности. В настоящее время эта проблема достаточно актуальна, поскольку значительная конкуренция на рынке труда побуждает людей осваивать порой совершенно неподходящую для них профессию. Вместе с тем, существуют ситуативные нежелательные тенденции в профессиональном использовании человеческих ресурсов. Нельзя не согласиться с Е.А. Климовым, отметившим, что время от времени в сознании руководителей производства возрождаются инициативы, либо отбрасывающие систему организации труда ко времени арестантских рот или к периоду распространения тейлоризма, либо – к практике парциальной оценки человека как сенсомоторной системы как бы лишенной собственных желаний, помыслов и прочего, кроме желания «заработать». Такой подход менеджеров к управлению человеческими ресурсами достаточно часто приводит к снижению работоспособности персонала, потере работниками здоровья и в результате – к утрате интереса либо к месту работы, либо к выбранной ими профессии. Поэтому процессы профессионального становления и управления профессиональной деятельностью персонала требуют специальных знаний и умений в области выявления психофизиологических механизмов оптимального обеспечения трудовых функций. Это делает возможным своевременно определить степень профессиональной пригодности человека к конкретному виду деятельности посредством всестороннего изучения его личности: изучения уровня соответствия физических качеств и психофизиологических особенностей индивида к профессиональным требованиям. Если эти качества и особенности не соответствуют нужным требованиям, происходит перегрузка. Это случай профессиональной неполноценности, от которой страдает и организация, и работник. Решение этих проблем относится к сфере знаний, которыми оперирует психофизиология профессиональной деятельности (ПфПД).
|