![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Взаимосвязь психофизиологии профессиональной деятельности с другими науками
Трудовая (в том числе и профессиональная) деятельность в психофизиологическом контексте рассматривается как категория социальная и биологическая. Труд – это естественная потребность здорового организма, способ развития и форма проявления духовных и физических сил человека. Однако человек отличается от животного тем, что он существо социальное. Это и определяет особенности его физиологии и психологии в трудовом процессе и вне его. Основным содержанием труда в современных профессиях является управление потоками информации, техническими средствами, контроль за сложными системами. Примерно 80% всех современных видов трудовой деятельности предполагают небольшие и умеренные физические напряжения, энергозатраты при которых не превышают 8, 4 – 12, 5 кДж/мин. Непрерывно возрастает доля умственного труда в общем балансе рабочего времени. Например, при работе на различных станках умственная деятельность, связанная с концентрацией внимания, колеблется от 15%, до 52%, при управлении автотранспортом в черте города – более 60%, при печатанье на пишущей машинке – не менее 73% и т.д. Характерной особенностью многих видов профессий становится нервно-эмоциональное напряжение, возникающее при выполнении ответственных операций, связанных с принятием решений. Если такие операции постоянно повторяются в процессе деятельности, то нервно-эмоциональное напряжение постоянно возрастает, так как не находит выхода в мышечной работе, эволюционно с ним связанной. Ограничение мышечной функции делает более значительным ее вегетативный компонент, что приводит к нарушению общего равновесия в организме и проявляется в негативном изменении функционального состояния человека – работоспособности (А.Б. Леонова, Е.Г. Мильнер и др.). Современная наука призвана наиболее полно использовать положительное влияние труда на здоровье человека, развитие его духовных и физических сил, повышение его работоспособности. Проблема повышения работоспособности комплексная. Успешное решение ее зависит от результатов совместных исследований специалистов различных отраслей знания: психологов, физиологов, экономистов, социологов, инженеров, гигиенистов и даже художников и музыкантов. Особое место в этих исследованиях отводится специальным физиологическим и психологическим исследованиям. Без учета данных этих исследований невозможна действительно научная организация труда, производства и управления, невозможен правильный подход к решению вопросов профессионального отбора, обучения и комплектования кадров, а также к разработке научно обоснованных рекомендаций для оздоровления условий труда. Все эти предпосылки способствовали интеграции естественных наук и психологии, в результате чего сформировался ряд специальных научных дисциплин и направлений объектом исследования, которых является человек труда. Прежде всего психофизиология профессиональной деятельности органически связана с другими отраслями психофизиологии и основывается на общих с ними принципах. Проблемами эффективности, надежности, безопасности профессиональной деятельности на протяжении многих десятилетий занимаются и другие общепризнанные научные дисциплины. Психофизиология профессиональной деятельности координирует свои усилия в данных направлениях с психологией труда, физиологией и гигиеной труда, эргономикой, медициной, техническими науками. Основной задачей психофизиологии профессиональной деятельности, психологии труда, эргономики и других перечисленных выше наук является изучение широкого круга физиологических, психологических и социально-психологических свойств человека, проявляющихся в конкретной деятельности, оказывающих влияние на ее эффективность, обеспечивающих надежность и работоспособность человека, его психическое состояние, удовлетворенность трудом и психофизиологические ресурсы. В связи с постоянным изменением характера труда, насыщением его интеллектуальным содержанием и увеличением напряженности важными направлениями гуманизации и повышения надежности труда становятся: · психофизиологический анализ деятельности человека; · оптимизация психофизиологических состояний работников; · решение задач профессионального отбора и профпригодности; · определение и формирование индивидуально-психофизиологических качеств человека, важных для выполнения той или иной конкретной деятельности; · оптимизация неблагоприятных психических состояний.
|