Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Применения бланковых методов в психофизиологии профессиональной деятельности. Особенности психологических тестов






 

Сложность технического обеспечения и организации обследования с помощью аппаратных методов стали основной причиной широкого распространения в психофизиологии профессиональной деятельности, так называемых бланковых методов исследования. Прежде всего следует обратить внимание на психологическое тестирование. Среди огромного числа психологических тестов (испытаний), разработанных и применяющихся в настоящее время (А.Анастази, С.Урбина), основным средством, используемым в психофизи­ологии профессиональной деятельности, являются так называе­мые батареи (т.е. специальные наборы) коротких тестовых испы­таний, характеризующих психические процессы при решении со­ответствующих профессиональных задач. Основой для выделения этих психических процессов выступает профессиографический анализ деятельности, а тесты направлены на выявление и количе­ственную оценку произошедших под влиянием определенных при­чин (факторов, влияющих на состояние субъекта трудовой дея­тельности) сдвигов исследуемых психических процессов.

Поэто­му в данном случае может быть использована практически любая из разработанных в экспериментальной психологии методик, оце­нивающая эффективность процессов восприятия, памяти, внима­ния, мышления и т.д. (корректурная проба Бурдона, таблицы Шульте, метод парных ассоциаций и многие другие).

Рассмотрим, например, тесты измеряющие коэффициент интеллекта.

Интеллект (от лат. intellectus – понимание, познание) — способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач. Существует ряд принципиально различных трактовок интеллекта. В структурно–генетическом подходе Ж. Пиаже интеллект трактуется как высший способ уравновешивания субъекта со средой, характеризующийся универсальностью. При когнитивистском подходе интеллект рассматривается как набор когнитивных операций. В факторно–аналитическом подходе на основании множества тестовых показателей отыскиваются устойчивые факторы (Ч. Спирмен, Л. Терстоун, Х. Айзенк, С. Барт, Д. Векслер, Ф. Вернон). На сегодняшний момент принято считать, что существует общий интеллект как универсальная психическая способность, в основе которой может лежать генетически обусловленное свойство неравной системы перерабатывать информацию с определенной скоростью и точностью (Х. Айзенк).

Коэффицие́ нт интеллекта (англ. IQ — intelligence quotient, читается «ай кью») — количественная оценка уровня интеллекта человека: уровень интеллекта относительно уровня интеллекта среднестатистического человека такого же возраста. Определяется с помощью специальных тестов. Тесты IQ рассчитаны на оценку мыслительных способностей, а не уровня знаний (эрудированности). Коэффициент интеллекта является попыткой оценки фактора общего интеллекта (g).

Тесты IQ разрабатываются так, чтобы результаты описывались нормальным распределением со средним значением IQ, равным 100 и таким разбросом, чтобы 50 % людей имели IQ между 90 и 110 и по 25 % — ниже 90 и выше 110. Средний IQ выпускников американских вузов составляет 115, отличников — 130—140. Значение IQ менее 70 часто квалифицируется как умственная отсталость.

Понятие коэффициента интеллекта ввёл немецкий учёный В. Штерн в 1912 году. Он обратил внимание на серьёзные недостатки умственного возраста, как показателя в шкaлах Бине. Штерн предложил использовать в качестве показателя интеллекта частное от деления умственного возраста на хронологический. IQ впервые был использован в шкале интеллекта Стенфорда-Бине в 1916 году.

В нынешнее время интерес к тестам IQ многократно возрос, ввиду чего появилось множество разнообразных необоснованных шкал. Поэтому сравнивать результаты разных тестов очень затруднительно и само число IQ утратило информативную ценность.

Каждый тест состоит из множества различных заданий нарастающей сложности. Среди них тестовые задания на логическое и пространственное мышление, а также задания других типов. По результатам теста подсчитывается IQ. Замечено, что чем больше вариантов теста проходит испытуемый, тем лучшие результаты он показывает. Наиболее известным тестом является тест Айзенка. Более точными являются тесты Д. Векслера, Дж. Равена, Р. Амтхауэра, Р. Б. Кеттелла. На данный момент не существует какого-либо единого стандарта на тесты IQ.

Тесты подразделяются по возрастным группам и показывают развитие человека, соответствующее его возрасту. То есть ребёнок в 10 лет и выпускник вуза могут иметь одинаковый IQ, потому что развитие каждого из них соответствует своей возрастной группе. Тест Айзенка разработан для возрастной группы 18 лет и старше, и предусматривает максимальный уровень IQ 180 баллов.

Важно заметить, что большинство тестов, которые можно найти в сети Интернет и которые претендуют на измерение IQ, разработаны некомпетентными организациями и лицами и обычно значительно завышают результаты. Все исследования, доказывающие связь IQ и интеллекта, общей способности к решению задач, академического и профессионального потенциала и прочих социальных последствий, относятся к результатам профессиональных IQ тестов, таких как Тест Векслера и т. п.

В практическом использовании перечисленных выше методик имеются два серьезных недостатка. Первый состоит в том, что те­стовые нагрузки не всегда повторяют структуру основной деятель­ности работника, что может приводить к неудачам в тестирова­нии (например, ряд психофизиологических характеристик оста­вались неизменными у человека после непрерывной работы на конвейере в течение 56 часов). Другой принципиальный недо­статок состоит в том, что с их помощью можно оценивать лишь внешнюю результативность анализируемых функций, но весьма затруднительно сказать о причинах наблюдаемых явлений (А.Б.Леонова, 1984).

Одним из существенных условий успешности использования психометрических методик является надлежащее техническое обеспечение обследования. Возможностей традиционных бланко­вых методик (типа «карандаш — бумага») недостаточно для иссле­дования структуры изучаемых процессов.

Поэтому автоматизация психодиагностических процедур с широким использованием воз­можностей ЭВМ является необходимым условием реализации дан­ного подхода. В практических целях (например, для проведения профессионального психологического отбора) разрабатываются специальные автоматизированные рабочие места.

Опросники. Эта группа методов направлена на выявление ка­чественно разнообразных переживаний состояния, которые мо­гут быть осознаны и охарактеризованы человеком. Выделенные признаки-симптомы входят в состав опросника в виде разверну­тых словесных формулировок. Характеристика состояния человека строится на основании общего числа отмеченных симптомов и анализе их качественного своеобразия. Выбор информативных симптомов и их группировка являются основными путями созда­ния более компактных и надежных опросников. При проведении такой работы нередко применяются средства многофакторного статистического анализа. В качестве примера можно привести опросник, предложенный С.Кашиваги (табл. 1).

Подобные опросники заполняет сам обследуемый, что неред­ко оказывается весьма затруднительным. Кроме того, отсутствуют адекватные приемы количественной оценки результатов тестиро­вания. Суммарная оценка является слишком приблизительным показателем состояния.

Методики, позволяющие проводить психодиагностику свойств темперамента, определять его тип у человека. Темперамент — динамическая характеристика психической деятельности.
Динамические особенности: интенсивность, скорость, темп, ритм психических процессов.

Небылицин обозначил 3 сферы проявления: 1. Общая активность — инертность, пассивность, спокойствие, активность, инициативность, стремительность; 2. Моторная сфера — темп, быстрота, ритм, общее количество движений; 3. Эмоциональная впечатлительность, чувствительность, импульсивность.

Два компонента, активность и эмоциональность присутствуют во всех классификациях. На протяжении всей истории изучения темперамент всегда связывался с физиологическими особенностями организма.
Теории: гуморальная (Гиппократ, Гален) связывает состояние организма с соотношением различных жидкостей, 4 типа — сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик; конституциональная (Кречмер, Шелдон) — различие в конституции органов; физиологическая (Павлов) — учет влияния ЦНС на динамические особенности поведения.

Основные свойства НС: сила, уравновешенность, подвижность (возбудительного и тормозного процесса). Четыре типа ВНД — сильный, уравновешенный, подвижный (сангвиник); сильный, уравновешенный, инертный (флегматик); сильный, неуравновешенный (холерик), слабый (меланхолик). Чистых типов практически нет. Темперамент относительно устойчив и мало подвержен изменениям под влиянием среды и воспитания, однако он изменился в онтогенезе. Темперамент не характеризует содержательную сторону личности, однако свойства темперамента могут благоприятствовать или наоборот формировать некоторые черты личности. Каждому типу нервной системы тип поведения. Павлов изучал условные рефлексы, легкость их выработки.

В настоящее время применяются разные методики для диагностики типа темперамента.

Опросник Я. Стреляу позволяет выявить объективные количественные оценки свойств ВНД и на этой основе отнести индивидов к тому или иному типу темперамента: 1) Сангвиник – сильный, оптимально возбудимый, уравновешенный, быстрый тип; 2) Флегматик – сильный, оптимально возбудимый, уравновешенный, медленный тип; 3) Холерик – сильный, повышенно возбудимый, безудержный, неуравновешенный; 4) Меланхолик – слабый, пониженно возбудимый, неуравновешенный тип.

По результатам тестирования испытуемых выявляется количественная оценка силы процессов возбуждения и торможения, подвижности нервных процессов индивидов, производится расчет степени уравновешенности нервной системы.

Опросник Г. Айзенка основан на идее экстравертированности и нейротизма.

Привлекая данные из физиологии высшей нервной деятельности, Г. Айзенк высказывает гипотезу о том, что сильный и слабый типы по И.П. Павлову очень близки к экстравертированному и интровертированному типам личности. Природа интро- и экстраверсии предполагается во врожденных свойствах центральной нервной системы, которые обеспечивают уравновешенность процессов возбуждения и торможения. Таким образом, используя данные обследования по шкалам экстра – интроверсии и нейротизма, можно вывести показатели темперамента по классификации И.П. Павлова.

Опросник структуры темперамента (ОСТ) В.М. Русалова используется для диагностики свойств «предметно-деятельностного» и «коммуникативного» аспектов темперамента. Опросник состоит из 9 шкал: предметная эргичность, социальная эргичность, пластичность, социальная пластичность, темп и скорость, социальный темп, эмоциональность, социальная эмоциональность и контроль.

Еще одна методика - теппинг-тест Е.П. Ильина – направлен на определение коэффициента функциональной асимметрии и свойств нервной системы по психомоторным показателям

Данный тест основан на утверждении, что сила нервных процессов является показателем работоспособности нервных клеток и нервной системы в целом. Сильная нервная система выдерживает большую по величине и длительности нагрузку, чем слабая. Эта методика основывается на определении динамики максимального темпа движения рук. Полученные в результате обработки экспериментальных данных опыта варианты динамики максимального темпа могут быть условно разделены на пять типов: сильный, стабильный, слабый, среднеслабый, среднесильный.

Методики субъективной оценки. Перспективность примене­ния в диагностических целях субъективных методик объясняется многообразием проявлений симптоматики различных состояний человека, целесообразностью соотнесения этих изменений с по­казателями функционирования организма. При использовании этих методов необходимо помнить ряд обстоятельств, оказываю­щих влияние на субъективные переживания человека, которые фиксируются данной группой методов (А.Б.Леонова):

1) установка субъекта и его навыки саморефлексии (т.е. спо­собность «взглянуть» на себя со стороны);

2) степень осознаваемости симптомов и время их проявления;

3) уровень мотивации и значимость деятельности;

4) личностные особенности человека.

Разработка тестов этой группы шла по пути изучения симпто­матики исследуемых состояний и выделения основных методиче­ских направлений — методов опроса и шкалирования субъектив­ных переживаний. Итогом стала разработка двух типов тестов, из­меряющих субъективные переживания, — опросников и методов субъективного шкалирования.

Методики субъективного шкалирования состояния. В рам­ках этого подхода испытуемого просят соотнести свои ощущения с рядом признаков, формулировка каждого из которых максималь­но сжата. Они представлены либо парой полярных признаков («бодрый» — «вялый», «устал» — «не устал»), либо отдельным ко­ротким утверждением («устал», «отдохнул»). Предполагается, что человек способен оценить степень выраженности каждого симп­тома, соотнеся интенсивность внутреннего переживания с задан­ной оценочной шкалой. В зависимости от формы представления

Таблица 1 - Опросник для диагностики утомления С. Кашиваги

 

№ п/п «Слабая активация» «Слабая мотивация»
  Не хочется ходить Ошибки в работе
  Срывающийся голос Избегание взгляда
  Не готов к работе Затруднение в общении
  Впалые щеки Медлительность
  Избегание разговоров Сонливость
  Мрачное лицо Обеспокоенность другими делами
  Безжизненные глаза Бледное лицо
  Раздражительность Одеревеневшее лицо
  Апатичное лицо Дрожание пальцев
  Вялость Неспособность сконцентрировать внимание и слушать

симптома выделяют моно- или биполярные шкалы. По сути дела, эти методики являются модификациями метода семантического дифференциала Ч. Остуда. Серьезной технической проблемой выступает конструирование шкал, которые могут различаться по многим признакам — количеству градаций, быть градуированны­ми или графическими и др. К настоящему времени считается, что оптимальное количество градаций состояния должно находиться в пределах от 5 до 9.

На практике широко применяется так называемый тест оцен­ки самочувствия, активности, настроения (САН), предложенный В. А. Доскиным с соавторами. Он основан на принципе предвари­тельного выделения основных компонентов психического состо­яния. В оригинальной версии методики каждый компонент пред­ставлен десятью полярными признаками, степень выраженности которых устанавливается по семибалльной шкале. При этом оцен­ка состояния основывается на динамике соотношения показате­лей компонентов САН. Такой подход позволяет проводить более дифференцированную оценку состояния. Однако и для методов шкалирования характерны недостатки, указанные для опросни­ков (например, для шкал оценки тревожности Тейлора, Спилбергера-Ханина и других методик).

Таким образом, развитие методик субъективной оценки связа­но с созданием сложных многофакторных тестов, основанных на использовании теоретических положений психометрики и совре­менного математического аппарата.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал