Принципы
| Содержание принципа
|
|
|
Принципы, характеризующие требования к формированию системы управления персоналом
|
Обусловленности функции управления персоналом целям производства
| Функции управления персоналом формируются и изменяются не произвольно, а в соответствии с потребностями и целями производства.
|
Первичности функций управления персоналом
| Состав подсистем системы управления персоналом, организационная структура, требования к работникам и их численность зависят от содержания, количества и трудоемкости функций управления персоналом.
|
Оптимальности соотношения интра- и инфрафункции управления персоналом
| Определяет пропорции между функциями по организации системы управления персоналом (интрафункции) и функциями собственно управления персоналом (инфрафункции).
|
Оптимального соотношения управленческих ориентаций
| Приоритет функций управления персоналом, ориентированных на развитие производства, по сравнению с функциями, направленными на поддержание производства.
|
Потенциальных имитаций
| Временное выбытие отдельных работников не должно сказываться на управлении. Для этого каждый работник системы управления персоналом должен уметь имитировать функции вышестоящего, нижестоящего сотрудника и одного-двух работников своего уровня.
|
Экономичности
| Предполагает наиболее эффективную организацию системы управления персоналом, снижение доли затрат на управление в общих затратах на единицу выпускаемой продукции.
|
Прогрессивности
| Соответствие системы управления персоналом передовым зарубежным и отечественным аналогам.
|
Перспективности
| При формировании системы управления персоналом следует учитывать перспективы развития организации.
|
Комплексности
| При формировании системы управления персоналом необходимо учитывать все факторы, воздействующие на систему управления (связи с вышестоящими органами, договорные связи, состояние объекта управления и т. д.).
|
Оперативности
| Своевременное принятие решений по анализу и совершенствованию системы управления персоналом, предупреждающих или оперативно устраняющих отклонения.
|
Оптимальности
| Многовариантная проработка предложений по формированию системы управления персоналом и выбор наиболее рационального варианта для конкретных условий производства.
|
Простоты
| Чем проще система управления персоналом, тем лучше она работает. Безусловно, это исключает упрощение системы управления персоналом в ущерб деятельности организации.
|
|
|
| Приложение 2.2 (продолжение)
|
|
|
Научности
| Разработка мероприятий по формированию системы управления персоналом должна основываться на достижениях науки в области управления и с учетом работы в рыночных условиях.
|
Иерархичности
| В любых вертикальных разрезах системы управления персоналом должно обеспечиваться иерархическое взаимодействие между звеньями управления (структурными подразделениями или отдельными руководителями), принципиальной характеристикой которого является несимметричная передача информации «вниз» (дезагрегирование, детализация) и «вверх» (агрегирование) по системе управления.
|
Автономности
| В любых горизонтальных и вертикальных разрезах системы управления персоналом должна обеспечиваться рациональная автономность структурных подразделений или отдельных руководителей.
|
Согласованности
| Взаимодействия между иерархическими звеньями по вертикали, а также между относительно автономными звеньями системы должны быть в целом согласованы с основными целями организации и синхронизированы по времени.
|
Устойчивости
| Для обеспечения устойчивого функционирования системы управления персоналом необходимо предусматривать специальные «локальные регуляторы», которые при отклонении от заданной цели организации ставят того или иного работника или подразделение в невыгодное положение и побуждают их к регулированию системы управления персоналом.
|
Многоаспектности
| Управление персоналом как по вертикали, так и по горизонтали может происходить по различным каналам: административно-хозяйственному, экономическому, правовому и т. п.
|
Прозрачности
| Система управления персоналом должна обладать концептуальным единством, содержать единую доступную терминологию. Деятельность всех подразделений и руководителей, должна строиться на единых «несущих конструкциях» (этапах, фазах, функциях) для различных по экономическому содержанию процессов управления персоналом.
|
Комфортности
| Система управления персоналом должна обеспечить максимум условий для творчества в процессе обоснования, выработки, принятия и реализации решений сотрудником.
|
|
|
Принципы, определяющие направления развития системы управления персоналом
|
Концентрации
| Рассматривается в двух направлениях: концентрация усилий работников отдельного подразделения или всей системы управления персоналом на решение основных задач или как концентрация однородных функций в одном подразделении системы управления персоналом, что устраняет дублирование.
|
Специализации
| Разделение труда в системе управления персоналом (выделяется труд руководителей, специалистов и служащих). Формируются отдельные подразделения, специализирующиеся на выполнении групп однородных функций.
|
Параллельности
| Предполагает одновременное выполнение отдельных управленческих решений, повышает оперативность управления персоналом.
|
Адаптивности (гибкости)
| Означает приспособляемость системы управления персоналом к изменяющимся целям объекта управления и условиям его работы.
|
Преемственности
| Предполагает общую методическую основу проведения работ по совершенствованию системы управления персоналом на разных ее уровнях и разными специалистами, их стандартное оформление.
|
Непрерывности
| Отсутствие перерывов в работе работников системы управления персоналом или подразделений, уменьшение времени пролеживания документов, простоев технических средств управления и т.п.
|
Ритмичности
| Выполнение одинакового объема работ в равные промежутки времени и регулярность повторения функций управления персоналом.
|
Направленности
| Упорядоченность и целенаправленность необходимой информации по выработке определенного решения. Она бывает горизонтальная и вертикальная (взаимосвязи между функциональными подразделениями и взаимосвязи между различными уровнями управления).
|
| | |