Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Предметно-практическая деятельность. Занятия предметно-практической деятельностью у детей с вы-
Занятия предметно-практической деятельностью у детей с вы- раженной умственной отсталостью дошкольного возраста имеют целью восполнить недоразвитие у них предметных действий и кор- ригировать нарушения их восприятия, внимания, зрительно-дви- гательной координации, пространственных представлений, нагляд- но-действенного и наглядно-образного мышления в организуе- мых педагогом практических действиях с предметами. Эти занятия проводятся в тех видах деятельности, которые характерны для детей раннего возраста: в предметной, игровой, ручной продуктивной деятельности (с использованием сборных игрушек, разрезных кар- тинок, мозаики, с обучением элементарному конструированию, простейшим видам ручного труда). На занятиях педагогу следует оказывать внимание каждому ре- бенку и работать с каждым индивидуально. Любое задание выпол- няется всеми детьми. При этом педагог оказывает ребенку ту по- мощь, какая ему требуется, в зависимости от его возможностей и трудностей, положительно оценивая малейшее достижение ребенка. Построение занятия предметно-практической деятельностью предусматривает частую смену видов деятельности детей. В каждое занятие необходимо включать несколько видов деятельности: уп- ражнения на внимание, выполнение подражательных движений, предметных действий, элементы дидактических игр. Основное вре- мя при этом уделяется, как правило, овладению детьми опреде- ленными предметными действиями (катанием шариков в задан- ном направлении, нанизыванием предметов с отверстиями на стержень или шнур, действиями с предметами разного цвета, формы, величины, собиранием разборных матрешек и т.д.). План занятия должен отражать все его этапы и виды деятельности, ко- торые будут применены. Обучение предметно-практической деятельности на I этапе направлено на развитие внимания, подражания, сенсомоторное воспитание детей, развитие сенсорных процессов (ощущений, восприятия), развитие манипулятивно-предметных действий со- вместно со взрослым и по подражанию. При обучении этих детей на II этапе усилия педагога направ- лены на формирование у них целенаправленных, осмысленных действий, организуемых взрослым в пределах доступных детям заданий. Такое выполнение задачи должно прийти на смену хао- тическому манипулированию, которое наблюдалось у детей ранее. На этом этапе обучения дети еще не могут овладеть осмысленным выполнением, предполагающим понимание задания, целенаправ- ленными действиями с применением адекватных приемов и оцен- кой результата (правильно или неправильно выполнил), но рабо- ту в этом направлении нужно проводить и продолжать ее при по- следующем обучении. Обучение предметно-практической деятельности на III этапе направлено на формирование целенаправленных действий с пред- метами в дидактических играх, элементарном конструировании, занятиях мозаикой, лепкой, аппликацией, работе с бумагой, за- нятиях с использованием предметов, разных по цвету, форме, ве- личине, находящихся в различных пространственных отношениях. На этом этапе детям предлагается действовать с увеличенным количеством предметов. Индивидуальная работа с каждым ребен- ком, которая занимала большое место на первых этапах, здесь сочетается с работой, которая ведется с группой, подгруппой детей, контактирующих между собой.
|