Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Для детей с тяжелыми нарушениями развития






Обучение детей с тяжелыми нарушениями интеллектуального

I развития следует построить иначе, чем обучение детей с легкой и

I средней степенью умственной отсталости. Школьная работа с этими

, детьми ведется по особому учебному плану, своим программам и

I методикам.

В настоящее время действуют программы обучения глубоко

I умственно отсталых детей, разработанные НИИ дефектологии

В АПН СССР (1984), Государственный стандарт общего образова-

№ ния лиц с ограниченными возможностями здоровья (1999, про-

I ект), в котором особый раздел посвящен: содержанию обуче-

I ния учащихся с тяжелой степенью умственной отсталости, в

I практике используется также ряд коллективных авторских про-

1 грамм: «Коррекционно-образовательная программа для детей с вы-

1 раженными интеллектуальными нарушениями» (под ред. Л.Б.Ба-

I ряевой, 1996); «Социально-трудовая реабилитация и адаптация

I детей с глубоким нарушением интеллекта» (Л. М. Шипицына,

I Е.С.Иванов, В.Н.Асикритов, 1996); «Обучение детей с выра-

I женным недоразвитием интеллекта» (под ред. И. М. Бгажноковой,

I 1999).

К каждой из программ разработан специальный учебный план.

I Как правило, в школе комплектуется подготовительный — про-

I педевтико-диагностический класс из числа детей, не прошедших

I организованное дошкольное обучение. Целью занятий в нем явля-

I; ются изучение возможностей детей, проверка соответствия дан-

ных психолого-педагогического заключения уровню психическо-

го развития ребенка, а также подготовленности детей к школьно-

I му обучению.

В I — IV классах обучение направлено на достижение оптималь-

i ного для каждого ребенка уровня развития в физическом, интел-

I лектуальном, эмоциональном, социокультурном планах. При этом

^•можно полностью согласиться со следующим положением: «Для

большинства " особых" детей наиболее значимыми являются не

академические навыки, а овладение навыками самообслужива-

ния, общения, приспособление к ежедневной жизни людей, к

: стилю жизни в обществе»*.

Необходимо отметить, что это положение и прежде неодно-

кратно утверждалось такими специалистами в области олигоф-

ренопедагогики, как А. А. Ватажина, М.И.Кузьмицкая, Г. М.Дуль-

нев.

* Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л. А. Как помочь «особому» ребенку:

Книга для педагогов и родителей. — СПб., 2000. — С. 29.

Исходя из этого положения в начальных классах работа с деть-

ми ведется по следующим направлениям коррекционного обуче-

ния:

- самообслуживание и гигиена;

- физкультура;

- музыка, ритмика, пение;

- предметно-практическая деятельность, конструирование, руч-

ной труд;

- рисование;

- развитие речи и ознакомление с окружающим;

- обучение грамоте (чтение и письмо);

- элементарный счет.

Содержание обучения более подробно рассматривается в той

части данной главы, где дается описание учебной работы по от-

дельным предметам.

В учебный план включаются также специальные коррекцион-

ные занятия, факультативы групповые (по подгруппам) и инди-

видуальные: логопедическая коррекция, ЛФК, развитие психо-

моторики и сенсорных процессов, социально-бытовая ориенти-

ровка.

В последние годы неотъемлемой частью коррекционно-воспи-

тательной работы в специальных учреждениях стало психологи-

ческое сопровождение процесса обучения детей. Роль психолога в

специальном образовательном учреждении определяется необхо-

димостью психолого-педагогической диагностики детей, посто-

янного психологического контроля за уровнем и динамикой их

развития, психолог участвует в разработке индивидуальных про-

грамм развития и обучения детей, проводит индивидуальные и

групповые занятия с учащимися, оказывает консультативную пси-

хологическую помощь педагогам и родителям.

Специфика организации учебно-воспитательной работы с деть-

ми данной категории в младшем школьном возрасте обусловлена

их психофизическими особенностями.

Наполняемость класса (группы) — не более 10 учащихся. В ре-

абилитационных центрах и других специализированных учрежде-

ниях, где условия позволяют это делать, наполняемость группы —

6 человек.

Обучение проводится ежедневно, преимущественно в первую

половину дня, и состоит, как правило, из четырех уроков-заня-

тий, продолжительность которых в подготовительном и I клас-

сах—35 минут, во II — IV классах — 45 минут. Режим занятий мо-

жет варьироваться, если этого требует психофизическое состоя-

ние того или иного ребенка.

Оборудование и обстановка помещения для начальных классов

(групп) несколько отличается от общепринятых. В качестве рабо-

чего места учащихся приняты столы с горизонтальной поверх-

ностью, так как на тех удобнее располагать дидактический мате-

риал и работать с ним. Столы располагаются не рядами, а полу-

кругом, на некотором расстоянии друг от друга, для того чтобы

каждый ученик мог легко пройти между ними. Стол учителя стоит

в центре полукруга, так что детям удобно наблюдать за действия-

ми педагога.

В классе оставлено свободное пространство для организации

двигательных упражнений и подвижных игр. Для того чтобы дети

могли играть самостоятельно, оборудуется специальная игровая

комната или игровой уголок, обстановка которых по возможно-

сти приближается к домашней (игровой шкаф или стенд, диван,

ковер на полу, игрушки, в количестве, позволяющем играть всем

детям).

Особое значение для организации учебно-воспитательной ра-

боты с тяжело отсталыми детьми имеет обеспечение наглядны-

ми дидактическими пособиями, раздаточным материалом, спе-

циальным оборудованием для физкультурных занятий. Полно-

ценная работа без достаточного количества нужного оборудова-

ния в данных классах невозможна. Пособия приобретаются уч-

реждением и, если необходимо, приспосабливаются учителем

(воспитателем) для использования данным контингентом детей,

а также изготовляются самими учителями (воспитателями). В под-

готовке пособий принимают участие и родители умственно от-

Жсталых, детское учреждение постоянно поддерживает с ними кон-

такт, привлекая их к помощи во всех вопросах воспитания и

обучения детей.

Если ребенок неконтактен, беспокоен, плаксив, не понимает

ситуации и требований учителя, не подчиняет своего поведения

элементарным нормам, приходится прибегать к такой форме обу-

чения его, когда кто-либо из его близких, чаще мать или бабуш-

ка, сидят с ним вместе за партой и направляют всю его деятель-

ность, сообразуясь с указаниями учителя. Такая работа может про-

должаться месяц и два. Переход ребенка к самостоятельной дея-

тельности происходит очень постепенно: мать садится не за парту,

а на стул рядом с ней и руководит ребенком больше взглядом и

словом, а не управляет действиями, удерживая его руки в своих,

как вначале; постепенно мать отсаживается все дальше и дальше;

наступает момент, когда она может оставить ребенка. Благотворно

влияет на такого трудного ребенка другой, более организованный

Ученик, посаженный с ним за одну парту. Он как бы выполняет

роль ушедшей матери.

В середине школьного дня организуется перерыв на завтрак,

что обеспечивает детям переключение и необходимый отдых. Это

время используется для воспитания санитарно-гигиенических на-

выков и навыков самообслуживания учащихся: аккуратного само-

стоятельного пользования туалетом, мытья рук, правильного

пользования полотенцем, соблюдения опрятности во время еды.

Навыки одевания и раздевания закрепляются ежедневно и при

приходе детей в специальное учреждение и при уходе домой, а

также при переодевании для уроков физкультуры. В детском доме-

интернате санитарно-гигиенические навыки воспитываются при

проведении всех режимных моментов систематически; в школе, I

реабилитационном центре и детском доме-интернате проводятся

специальные уроки по этому разделу программы.

Особенность организации каждого урока с тяжело умственно

отсталыми детьми — проведение подвижных игр и физкультур-

ных, ритмических упражнений, выполняемых под песенку. Недо-

пустимо, чтобы умственно отсталые дети весь урок сидели за сво-

ими партами, как бы интересно ни было построено занятие. Дви-

гательные упражнения и игры должны проводиться либо в сере- I

дине урока, либо к концу его.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал