![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Для детей с тяжелыми нарушениями развития
Обучение детей с тяжелыми нарушениями интеллектуального I развития следует построить иначе, чем обучение детей с легкой и I средней степенью умственной отсталости. Школьная работа с этими , детьми ведется по особому учебному плану, своим программам и I методикам. В настоящее время действуют программы обучения глубоко I умственно отсталых детей, разработанные НИИ дефектологии В АПН СССР (1984), Государственный стандарт общего образова- № ния лиц с ограниченными возможностями здоровья (1999, про- I ект), в котором особый раздел посвящен: содержанию обуче- I ния учащихся с тяжелой степенью умственной отсталости, в I практике используется также ряд коллективных авторских про- 1 грамм: «Коррекционно-образовательная программа для детей с вы- 1 раженными интеллектуальными нарушениями» (под ред. Л.Б.Ба- I ряевой, 1996); «Социально-трудовая реабилитация и адаптация I детей с глубоким нарушением интеллекта» (Л. М. Шипицына, I Е.С.Иванов, В.Н.Асикритов, 1996); «Обучение детей с выра- I женным недоразвитием интеллекта» (под ред. И. М. Бгажноковой, I 1999). К каждой из программ разработан специальный учебный план. I Как правило, в школе комплектуется подготовительный — про- I педевтико-диагностический класс из числа детей, не прошедших I организованное дошкольное обучение. Целью занятий в нем явля- I; ются изучение возможностей детей, проверка соответствия дан- ных психолого-педагогического заключения уровню психическо- го развития ребенка, а также подготовленности детей к школьно- I му обучению. В I — IV классах обучение направлено на достижение оптималь- i ного для каждого ребенка уровня развития в физическом, интел- I лектуальном, эмоциональном, социокультурном планах. При этом ^•можно полностью согласиться со следующим положением: «Для большинства " особых" детей наиболее значимыми являются не академические навыки, а овладение навыками самообслужива- ния, общения, приспособление к ежедневной жизни людей, к : стилю жизни в обществе»*. Необходимо отметить, что это положение и прежде неодно- кратно утверждалось такими специалистами в области олигоф- ренопедагогики, как А. А. Ватажина, М.И.Кузьмицкая, Г. М.Дуль- нев. * Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л. А. Как помочь «особому» ребенку: Книга для педагогов и родителей. — СПб., 2000. — С. 29. Исходя из этого положения в начальных классах работа с деть- ми ведется по следующим направлениям коррекционного обуче- ния: - самообслуживание и гигиена; - физкультура; - музыка, ритмика, пение; - предметно-практическая деятельность, конструирование, руч- ной труд; - рисование; - развитие речи и ознакомление с окружающим; - обучение грамоте (чтение и письмо); - элементарный счет. Содержание обучения более подробно рассматривается в той части данной главы, где дается описание учебной работы по от- дельным предметам. В учебный план включаются также специальные коррекцион- ные занятия, факультативы групповые (по подгруппам) и инди- видуальные: логопедическая коррекция, ЛФК, развитие психо- моторики и сенсорных процессов, социально-бытовая ориенти- ровка. В последние годы неотъемлемой частью коррекционно-воспи- тательной работы в специальных учреждениях стало психологи- ческое сопровождение процесса обучения детей. Роль психолога в специальном образовательном учреждении определяется необхо- димостью психолого-педагогической диагностики детей, посто- янного психологического контроля за уровнем и динамикой их развития, психолог участвует в разработке индивидуальных про- грамм развития и обучения детей, проводит индивидуальные и групповые занятия с учащимися, оказывает консультативную пси- хологическую помощь педагогам и родителям. Специфика организации учебно-воспитательной работы с деть- ми данной категории в младшем школьном возрасте обусловлена их психофизическими особенностями. Наполняемость класса (группы) — не более 10 учащихся. В ре- абилитационных центрах и других специализированных учрежде- ниях, где условия позволяют это делать, наполняемость группы — 6 человек. Обучение проводится ежедневно, преимущественно в первую половину дня, и состоит, как правило, из четырех уроков-заня- тий, продолжительность которых в подготовительном и I клас- сах—35 минут, во II — IV классах — 45 минут. Режим занятий мо- жет варьироваться, если этого требует психофизическое состоя- ние того или иного ребенка. Оборудование и обстановка помещения для начальных классов (групп) несколько отличается от общепринятых. В качестве рабо- чего места учащихся приняты столы с горизонтальной поверх- ностью, так как на тех удобнее располагать дидактический мате- риал и работать с ним. Столы располагаются не рядами, а полу- кругом, на некотором расстоянии друг от друга, для того чтобы каждый ученик мог легко пройти между ними. Стол учителя стоит в центре полукруга, так что детям удобно наблюдать за действия- ми педагога. В классе оставлено свободное пространство для организации двигательных упражнений и подвижных игр. Для того чтобы дети могли играть самостоятельно, оборудуется специальная игровая комната или игровой уголок, обстановка которых по возможно- сти приближается к домашней (игровой шкаф или стенд, диван, ковер на полу, игрушки, в количестве, позволяющем играть всем детям). Особое значение для организации учебно-воспитательной ра- боты с тяжело отсталыми детьми имеет обеспечение наглядны- ми дидактическими пособиями, раздаточным материалом, спе- циальным оборудованием для физкультурных занятий. Полно- ценная работа без достаточного количества нужного оборудова- ния в данных классах невозможна. Пособия приобретаются уч- реждением и, если необходимо, приспосабливаются учителем (воспитателем) для использования данным контингентом детей, а также изготовляются самими учителями (воспитателями). В под- готовке пособий принимают участие и родители умственно от- Жсталых, детское учреждение постоянно поддерживает с ними кон- такт, привлекая их к помощи во всех вопросах воспитания и обучения детей. Если ребенок неконтактен, беспокоен, плаксив, не понимает ситуации и требований учителя, не подчиняет своего поведения элементарным нормам, приходится прибегать к такой форме обу- чения его, когда кто-либо из его близких, чаще мать или бабуш- ка, сидят с ним вместе за партой и направляют всю его деятель- ность, сообразуясь с указаниями учителя. Такая работа может про- должаться месяц и два. Переход ребенка к самостоятельной дея- тельности происходит очень постепенно: мать садится не за парту, а на стул рядом с ней и руководит ребенком больше взглядом и словом, а не управляет действиями, удерживая его руки в своих, как вначале; постепенно мать отсаживается все дальше и дальше; наступает момент, когда она может оставить ребенка. Благотворно влияет на такого трудного ребенка другой, более организованный Ученик, посаженный с ним за одну парту. Он как бы выполняет роль ушедшей матери. В середине школьного дня организуется перерыв на завтрак, что обеспечивает детям переключение и необходимый отдых. Это время используется для воспитания санитарно-гигиенических на- выков и навыков самообслуживания учащихся: аккуратного само- стоятельного пользования туалетом, мытья рук, правильного пользования полотенцем, соблюдения опрятности во время еды. Навыки одевания и раздевания закрепляются ежедневно и при приходе детей в специальное учреждение и при уходе домой, а также при переодевании для уроков физкультуры. В детском доме- интернате санитарно-гигиенические навыки воспитываются при проведении всех режимных моментов систематически; в школе, I реабилитационном центре и детском доме-интернате проводятся специальные уроки по этому разделу программы. Особенность организации каждого урока с тяжело умственно отсталыми детьми — проведение подвижных игр и физкультур- ных, ритмических упражнений, выполняемых под песенку. Недо- пустимо, чтобы умственно отсталые дети весь урок сидели за сво- ими партами, как бы интересно ни было построено занятие. Дви- гательные упражнения и игры должны проводиться либо в сере- I дине урока, либо к концу его.
|