Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ВВЕДЕНИЕ. Министерство образования и науки Российской ФедерацииСтр 1 из 9Следующая ⇒
Министерство образования и науки Российской Федерации ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова» Педагогический институт Кафедра дошкольного образования
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА (Направление: 050100.62. «Педагогическое образование, профиль «Дошкольное образование»)
Выполнил (а): студент (ка) ___курса группы _____________ ПИ СВФУ _______________________________ (Ф.И.О.) Руководитель: __________________ _______________________________ (должность, уч.степень, уч.звание, Ф.И.О.) ______________________________ (подпись) Якутск – 2015 ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Сущность и содержание экологического воспитания детей дошкольного возраста Методика организации педагогической деятельности по формированию экологической культуры детей дошкольного возраста Влияние устного народного творчества на формирование экологической культуры детей дошкольного возраста ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА Диагностика формирования экологической культуры детей дошкольного возраста посредством использования устного народного творчества Разработка программы по формированию экологической культуры детей старшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества Разработка рекомендации по формированию экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством использования устного народного творчества ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ
Проблема формирования экологической культуры личности обусловлена тем, что в современных условиях жизни общества, в век техногенных катастроф, назрела необходимость выработать новый тип экологического сознания, коренным образом меняющий поведение людей по отношению к природе. Актуальность исследования. Проблема формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста имеет высокую социальную значимость, т.к. весь комплекс воздействий современной общественной жизни направлен на реализацию задач дошкольного образовательного учреждения по развитию ребенка как субъекта и объекта его разнообразной деятельности. В разнообразной деятельности детей дошкольного возраста большие возможности имеют их конкретные знания и представления об окружающей природе, что становится фундаментом для формирования у детей экологической культуры, развития нравственных чувств, интеллектуальных способностей. Формирование экологической культуры неизбежно соприкасается с нравственным воспитанием, которое позволяет посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей. Непосредственное восприятие предметов природы и их разнообразие воздействует на детей, вызывает у них радость восторг удивление, позволяет раскрыть многообразие связей живого в экосистеме. Многообразие связей и взаимодействие человека с природой – чрезвычайно актуальная проблема современности, и с каждым годом она становится острее. Новые исследования, новые образовательные программы пытаются ответить на вопросы о том, что должны знать дети о природе, как научить их любить природу. Психолого-педагогические исследования показывают, что на этапе дошкольного детства особое значение имеет развитие различных форм познания окружающего мира и восприятия, образного мышления и воображения. Психолого-педагогическая теория о деятельности личности представлена в трудах Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Н.Д. Зверева, Н.Н. Кондратьева, Н.М. Мамедова, Н.Н. Николаева, С.Л. Рубинштейна, И.Т. Суравегина и др. В отечественной педагогике проблема экологического воспитания детей дошкольного возраста представлена в работах И.А. Хайдуровой, С.Н. Николаевой, И.А. Комарова, Н.Ф. Виноградова, Т.А. Федорова, Н.Н. Кондратьевой, П.Г. Саморуковой, И.А. Плохий, М.К. Ибрагимовой, Н.А. Рыжовой, В.Г. Фокиной, В.А. Ясвин и др. В своем дипломном исследовании мы исходили из того, что одним из средств формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста является устное народное творчество. Устное народное творчество как достояние культуры общества, его влияние на формирование экологической культуры современной личности, на установление взаимодействия человека с окружающим миром имеют непосредственное отношение к практике воспитания детей дошкольного возраста. Таким образом, актуальность проблемыопределила выбор темы нашего исследования «Устное народное творчество как средство формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста». Объект исследования: педагогическая деятельность с детьми старшего дошкольного возраста в ДОУ. Предмет исследования: процесс формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста средством устного народного творчества. Цель исследования: теоретически обосновать иразработать содержание педагогической деятельности по формированию экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством устного народного творчества. Гипотеза исследования: мы предполагаем, что формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста будет проходить наиболее эффективно, если: - дети активно включаются в познавательную деятельность, что способствует их экологическому воспитанию; - реализуются возможности устного народного творчества, значимого в формировании экологической культуры детей; - совершенствуются формы деятельности педагогов ДОУ, направленные на формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста. Задачи исследования. В соответствии с целью и гипотезой были выдвинуты следующие задачи: 1. Раскрыть сущность и содержание экологического воспитания детей дошкольного возраста. 2. Определить роль устного народного творчества как средства формирования экологической культуры детей дошкольного возраста. 3. Обосновать содержание, формы педагогической деятельности в формировании экологической культуры детей дошкольного возраста посредством устного народного творчества. 4. Подготовить методические рекомендации для педагогов ДОУ по формированию экологической культуры детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества. Методы исследования: - анализ теоретико-методической литературы по проблеме исследования; - наблюдение, диагностические задания, педагогический эксперимент; - обобщение и подведение выводов исследования. Методологической основой нашего исследования послужили научные труды о теории развития личности; психолого-педагогические положения о роли экологического воспитания детей, об определяющей роли устного народного творчества как средства формирования экологической культуры детей дошкольного возраста. Новизна и теоретическая значимость исследования заключается: - в обосновании необходимости и возможности формирования экологической культуры дошкольников с учетом региональных компонентов; - в определении содержания устного народного творчества как средства формирования экологической культуры дошкольников; - разработке комплекса средств устного народного творчества в формировании экологической культуры детей дошкольного возраста. Практическая значимость исследования определяется возможностью использования содержащихся в нем теоретических положений и выводов, научно-методических материалов и рекомендаций в процессе совершенствования учебно-воспитательной работы с детьми дошкольного возраста. Образцы заданий, тренингов, игр могут служить ориентиром для развития творчества, организации научного и гуманитарного освоения мира природы детьми дошкольного возраста, обеспечивающей их экологическую грамотность и обоснованную деятельность в условиях села. База исследования: Исследование проведено на базе МБДОУ «Кэскил» с. Бала Верхоянского улуса Республики Саха (Якутия). Структура исследования: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
|