Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Разработка рекомендации по формированию экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством использования устного народного творчества
Экологическое образование дошкольников — приоритетное направление в работе детского сада, и оно осуществляющееся с учетом возраста детей и их индивидуально-личностных особенностей. Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста через использование произведений устного народного творчества возможно при выполнении следующих педагогических условий: · наличие научно-методической литературы или методической копилки с народными загадками, пословицами и поговорками, сказками, мифами и поверьями, скороговорками, приметами; · наличие сценариев и описаний народных традиций и праздников; · овладение педагогом художественными средствами, артистизмом, высоким педагогическим мастерством; · активность всех участников работы по формированию у детей экологической культуры, в том числе и активность самих детей в их познавательно-практической деятельности. Включение фольклорного материала в процесс обучения и воспитания воспитанников детского сада позволяет формировать основы систематических знаний; развивать особенности их характера, воли, нравственного облика. Правильно используя различные методы воспитания, в том числе заимствованные в народной педагогике, воспитатель может сформировать экологически грамотную и воспитанную личность, ответственно относящуюся к окружающей среде. Критерием формирования ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях, знание его культурного наследия, следование богатым духовным ценностям. По результатам теоретического анализа литературы по проблеме исследования и практического опыта были разработаны методические рекомендации воспитателям детских садов, родителям детей старшего дошкольного возраста, студентам факультетов педагогики и методики дошкольного образования: 1. Вводить в программу, направленную на формирование экологической культуры детей темы о живой и неживой природе. При изучении раздела о неживой природе необходимо знакомить детей с народными приметами, которым отводится особое место в народном календаре, с праздниками и обрядами. На занятиях необходимо использовать поверья о живительной силе воды, земли, народные загадки об объектах и явлениях природы, сказки, в которых Эьээ Дьыл, Хаарчаана, Бык Зимы олицетворяют природные явления, обладают собственными характерами. С древних времён у разных народов складывалось культовое отношение к деревьям как воплощению непосредственной растительной силы. При изучении растений, как одного из царств живой природы, используются пословицы и поговорки, имеющие природоохранное содержание, а также пословицы и поговорки, передающие многовековой опыт. Образы зверей и птиц наполняют устное творчество всех народов мира. При изучении царства животных на занятиях используются и сказки, и пословицы с поговорками, и народные приметы, загадки. Важное место отводится сказкам с экологическим содержанием, в которых в образной форме рассказывается о взаимодействии организмов в природе, о разнообразных пищевых связях, нарушение которых грозит катастрофой всей жизни. 2. Знакомить детей с праздниками и обрядами разных народов, которые символизируют приход нового сезона года. В нашей многонациональной республике, улусе праздники и обряды разных народов переплетаются и с одинаковым уважением отмечаются. Поэтому на занятиях необходимо уделять внимание и праздникам, которые во всей полноте отразили взаимоотношения человека с природой, раскрывают идею единства человеческого и природного начала, их общие корни, развивают эстетическое, доброе, бережное отношение к родной природе – тому общему, что объединяет всех нас независимо от национальной принадлежности. Дети знакомятся и с праздниками народов Севера, которые хранят экологические заветы и традиции предков. 3. Включать в содержание бесед, экскурсий загадки и пословицы. Природа сама по себе неиссякаемый источник тайн и загадок, а для растущего человека – в особенности. Для него загадки – это весь мир. Содержание загадки направленно на поиск ответа. Но чтобы ответить, надо вскрыть глубинную суть загадки. Отгадывание каждой загадки – это маленькое исследование. При работе с загадками важно не ограничиваться только односложной загадкой, а привлекать внимание к целому ряду проблем, возникающих при знакомстве с содержанием загадки. И тогда мир природы с его законами и закономерностями становится исследовательской лабораторией маленьких почемучек. Ребята учатся и сами составлять загадки, используя свои знания о конкретном объекте природы или явлении. При работе с поговорками и пословицами дети не только учатся понимать и объяснять их глубинный смысл, но и учатся находить и сравнивать пословицы разных народов. Они учатся подбирать самую точную и меткую пословицу или поговорку, подходящую к той или иной ситуации, обогащая при этом не только свой багаж экологических знаний, но и словарный запас. 4. Разнообразить формы проведения занятия по формированию экологической культуры. Включение в содержание программы произведений народного творчества позволяет разнообразить формы проведения занятий. Используются и самые разнообразные методы – словесные, демонстрационные, практические. Дети не только знакомятся с предлагаемыми педагогом произведениями, но и сами учатся находить произведения на заданную тему, вовлекая в работу мам и пап, бабушек и дедушек. На занятиях проводить практическую работу по изучению и изготовлению предметов прикладного искусства. Дети не только изучают природные ископаемые, но и знакомятся с тем, как народ использовал их в своих промыслах. 5. В совместной работе детского сада и семьи использовать технологии нацеленности на эмоциональный отклик детей, создания атмосферы доброжелательного отношения к экологическим нормам и поведению, к экологически сообразной жизнедеятельности. Использование прибауток, скороговорок, пословиц на любом учебном занятии – это поддержание хорошего настроения, радостных чувств в коллективе, средство удовлетворения потребности детей в творчестве. 6. Использовать межпредметные связи (музыки, физического воспитания, литературы), в формировании экологической культуры на основе средств народной педагогики, разработка технологий использования устного народного творчества в работе с дошкольниками; 7. Разработать индивидуально-дифференцированные программы образования и развития, для диагностики каждого ребенка. 8. Активно привлекать родителей в совместную деятельность по формированию экологической культуры детей. Кроме этого, в качестве рекомендаций по формированию экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством использования устного народного творчества в сельском социуме следует отметить: 1. Учреждениям дошкольного образования: - на более ранних стадиях освоения детьми дошкольной программы включить в содержание занятий элементы устного народного творчества в привлекательно-игровой форме; - привлекать представителей трудовых династий села, специалистов сельского хозяйства, студентов – практикантов в практические дела экологической направленности и включить в их содержание произведения устного народного творчества; - проводить систематическую и целенаправленную работу с родителями детей по формированию экологической культуры с использованием произведений устного народного творчества. 2. Органам местного самоуправления села: - с целью расширения социального опыта детей и подростков включить воспитанников дошкольного образовательного учреждения (с учетом их возрастных и индивидуально-личностных особенностей), а также и учащихся общеобразовательной школы в значимые виды деятельности сельского социума. Вывод. Разработка и реализация методических рекомендаций повышает воспитательный потенциал взаимодействия работников детского сада и родителей по формированию экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством использования устного народного творчества. Вводить в воспитательный процесс произведения устного народного творчества, традиции, стремясь любое из них превращать не только в стимулы по освоению народных традиций, но и в стимулы использования прекрасного в природе, стимулы успеха в работе по охране природы, стимулы любви, интереса, творческого отношения к природе.
|