Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава I. Теоретические аспекты формирования экологической культуры детей дошкольного возраста






Сущность и содержание экологического воспитания детей дошкольного возраста

 

Корни экологии уходят в далекое прошлое. С первых шагов своего развития человек был неразрывно связан с природой. Он всегда находился в тесной зависимости от растительного и животного мира.

Термин «экология» был предложен в середине XIX столетия немецким биологом Эрнстом Геккелем. Термин применялся тогда, когда речь шла об изучении взаимосвязи между растительным и животными сообществами, представляющими устойчивые и организованные системы, сложившиеся в процессе эволюции органического мира окружающей среды [65, с. 11].

Детство есть определенный период первоначальной жизни человека и первый этап становления ребенка как личности, когда закладываются основы правильного отношения к себе, к окружающему миру: природе, вещам, людям, играм и ценностной ориентации в нем. А прежде всего, уникальность детства обусловлена его культурно-исторической самоценностью.

Детство творит культуру в той же мере, в какой культура творит детство. Этим определяется особый статус дошкольного детства, связанный с тем, что в его рамках совершается развитие общечеловеческих способностей в «чистом виде» независимо от каких-либо частных задач.

В детстве порождается и раскрывается человеческое в человеке через знакомство и овладение ребенком приемами творческой деятельности людей с их внутренним содержанием. В результате этого возникают специфические детские виды деятельности (А.В. Запорожец), которые носят универсальный, изобретательный, многофункциональный характер. Благодаря этому они обнаруживают скрытые для взрослых способы действия, порождая и творя культуру, в виде новых уникальных способностей на материале, устоявшихся стереотипов по отношению к различным вещам окружающего мира [17, с. 33].

В свою очередь, культура детства определяется идеей гармоничного, всестороннего развития всех сущностных сил ребенка, воспитания гуманной, демократической личности. Осуществление данной идеи заключается в предоставлении маленькому гражданину возможности для полной физической, интеллектуальной и духовно-нравственной самореализации.

Среди факторов, влияющих на формирование личности, несущих в себе психолого-педагогический потенциал для гармоничного развития ребенка и обеспечивающих его полем для многообразной деятельности, отношения и общения выделяется среда: социальная и природная [64, с. 41].

Дошкольный возраст — самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребёнка с природой, в сознании неразрывности с ней. Благодаря этому, возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они — необходимое условие выработки эмоционально – нравственного и действенного отношения к миру.

Детство как явление социального мира является объектом влияния социальных зависимостей, различных воздействий социальной среды. В результате такого влияния у детей складывается представление о мире, формируется сознание, навыки, привычки деятельности и поведения, происходит развитие всех психических свойств личности и мышление, создается макро и микроклимат, определяющий мировоззрение индивида.

Формирование личности в известной мере зависит и от природной среды: климатических условий, состояния флоры и фауны, характера отношения с природой и т.д.

Ребенок, появившись на свет, сам по себе уже феномен природы. Природное окружение, географическая среда определяют в некоторой степени его темперамент и характер, влияют не только на деятельность, но и на поведение. Растущий человек постепенно из существа биосоциального под воздействием окружающей среды, воспитания и обучения превращается в существо социально-биологическое, обученное, с определенными способностями и духовно-нравственными качествами.

Современная российская система воспитания базируется на подходах гуманистической педагогики, которая рассматривает ребенка как уникального индивида, как целостную личность, стремящегося к полной самореализации. С позиций гуманистической педагогики разработаны российские инновационные программы:

- инновационная программа «Детство» (В.И. Логинова и Т.И. Бабаева, Санкт-Петербург);

- базисная программа «Я – Человек» для развития ребенка-дошкольника (С.А. Козлова, Москва);

- республиканская программа «Эркээйи» по экологическому образованию детей и т.д.

Осуществление идей гуманизма не представляется полным без формирования в человеческой личности важной черты — сознания и чувства высокой гражданственности в отношениях с природой, привитие ему культуры с малых лет.

Если говорить об онтогенезе отношений к природе, то, несомненно, первоначально они развиваются в сфере эмоционально-чувственных реакций ребенка и выражаются в элементарных эстетических переживаниях. С первых лет жизни ребенок ощущает потребность общения с природой в том случае, если взрослые помогают ему открывать чудесный мир, в котором так много загадочного, непонятного, таинственного для ребенка [61, с. 39].

Выдающиеся педагоги всех времен отмечали огромную роль природы в человеческом развитии, в становлении человека как гражданина.

Одним из первых зарубежных педагогов, заложивших философскую основу в вопросе о роли природы в формировании личности, был представитель Нового времени (XVII - начало XVIII в.), француз Ж.-Ж. Руссо. Он разработал концепцию «естественного человека» и считал, что в природе — в противоположность обществу — сосредоточено все лучшее, что есть в нашем мире. С его точки зрения, только на лоне природы может быть воспитана гармоничная, нравственно чистая личность — более того, до 15 лет взаимодействие с обществом вообще противопоказано ребенку, т.к. оно может окончательно и безвозвратно развратить его душу.

В России основоположник научной педагогики К.Д. Ушинский писал: «Общение с природой не только доставляет эстетическое наслаждение, но и влияет на формирование мировоззрения детей, на их нравственное развитие, расширяет кругозор, обогащает впечатления» [Цит. по: 57, с. 15].

Еще определеннее сформулировал эту мысль В.А. Сухомлинский в книге «Сердце отдаю детям», считая, что в природе нет такой магической силы, непосредственно влияющей на разум, чувства и волю. Природа становится могучим источником воспитания лишь тогда, когда человек познает ее, проникает мыслью в причинно-следственные связи [56, с. 53].

«Как важно, чтобы первые научные мысли ребенок познавал в окружающем мире, чтобы источником мысли были красота и неисчерпаемая сложность природных явлений, чтобы ребенка постепенно вводили в мир общественных отношений, труда. Чем больше деятельности, связанной с активным в России познанием природы, тем глубже и осмысленнее становится видение окружающего мира» [Там же, с. 53].

«Под экологическим образованием понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью». (Из концепции общего среднего экологического образования РФ).

Целью экологического воспитания детей дошкольников является формирование начал экологической культуры, успешно усваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человека с природой, который обеспечит его выживание и развитие.

Данная цель согласуется с концепцией дошкольного образования, которое, ориентируясь на общегуманистические ценности, ставит задачу личностного развития ребенка: заложить в дошкольном детстве фундамент личностной культуры, гуманистические качества в человеке. Красота, добро, истина в четырех ведущих сферах действительности — природе, «рукотворном мире», окружающих людях и себе самом — это те ценности, на которые ориентируется дошкольная педагогика нашего времени.

Формирование начал экологической культуры — это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее, а также к людям, создающим на основе богатств материальные или духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой.

Первоначальные элементы экологического воспитания складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными (сообществами живых организмов), их средой обитания, предметами изготовленными людьми из материалов природного происхождения.

Предметом внимания дошкольников можно сделать тему сохранения здоровья, его поддержания путем создания благоприятных условий жизни в детском саду и семье, здоровым образом жизни. Содержание экологических знаний включает идею многообразия живых организмов, их экологического единства [29, с.54].

Задачиэкологического воспитания — это задачи создания и реализации воспитательно-образовательной модели, при которой достигаются очевидные проявления начал экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста, готовящихся к поступлению в школу.

Задачиэкологического воспитания детей сводятся к следующему:

- создание в педагогическом коллективе ДОУ атмосферы значимости экологических проблем и приоритетности экологического образования;

- создание в дошкольном учреждении условий, обеспечивающих педагогический процесс экологического образования;

- систематическое повышение квалификации педагогического персонала ДОУ: овладение методами экологического образования, совершенствование экологической пропаганды среди родителей [36, с. 41].

Содержание экологического воспитания детей дошкольного возраста включает два аспекта:

- педагоги передают экологические знания детям;

- и дети используют полученные экологические знания во взаимодействии с окружающим миром (трансформация в отношение). Знания при этом являются обязательным компонентом процесса формирования начал экологической культуры, а отношение — конечным его продуктом.

Истинно экологические знания формируют осознанный характер отношения и дают начало экологическому сознанию. Отношение, построенное вне понимания закономерных связей в природе, социо-природных связей человека с окружающей средой, не может быть стержнем экологической воспитанности, и может стать началом развивающегося экологического сознания, ибо оно игнорирует объективно существующие процессы и опирается на субъективный фактор [Там же, с. 41].

В экологическом воспитании детей дошкольного возраста имеются четыре содержательных линии:

— научно-познавательная;

— ценностная;

— нормативная;

— практически-деятельностная [31, с. 37].

Научно-познавательная содержательная линия развивает интерес дошкольников к проблемам окружающей среды и формирует представления о картине мира, может быть представлена материалом, раскрывающим свойства предметов и явлений, их многообразие, связи между ними. Формируется отношение детей к своему дому, природно-социальному окружению.

Ценностная содержательная линия призвана раскрыть детям многогранную значимость изучаемых объектов в жизни природы и человека.

Поэтому необходимо на доступном материале раскрыть детям значимость и ценность природы, показать, что природа не только источник жизненных ресурсов, она в значительной мере обуславливает саморазвитие человека, богатство его индивидуальности. Сверхзадачей данного подхода является образование, воспитание свободного, самодеятельного человека, имеющего развитое естественное восприятие природы.

Нормативная содержательная линия — это правило (предписание и запреты) поведения человека и его деятельности в природном и социальном окружении. То есть дети дошкольного возраста должны усвоить морально-этические правила и нормы по отношению к людям, а значит и к обществу, также гуманное отношение к объектам природы.

Следовательно, они приучаются к общечеловеческим нормам морали, усвоение которой может стать показателем общей культуры поведения ребенка.

Практико-деятельностная содержательная линияиграет немаловажную роль в содержании экологического воспитания детей дошкольного возраста, так как в процессе практической деятельности ребенок учится тому, что и каким способом делать, развивается сознание, опыт, чувства, формируются и закладываются сами отношения ребенка к окружающей среде.

Этические основы взаимодействия человека и природы предполагают ориентацию на субъективное отношение к природным объектам как к проявлению жизни на планете. Реализация данного подхода должна осуществляться уже на первых этапах системы экологического образования — в дошкольном детстве. В этом периоде закладываются основы, фундамент личности, его ценностных ориентаций.

Как свидетельствуют психолого-педагогические исследования, в дошкольном возрасте можно сформировать у детей систему представлений о мире природы, «обеспечив» их набором необходимых навыков и умений взаимодействия с окружающей действительностью, систему ценностных ориентаций, позитивного поведения и деятельности в природе. Однако, как показывает практика, реализовать эти задачи непросто [61, с. 33].

Очень близко по своему содержанию к понятию «экологическое сознание» подходит понятие «экологическая культура», которое выдвинули педагоги, исследуя вопросы экологического воспитания детей школьного возраста (Е.Д. Шевлякова).

Экологическую культуру рассматривают не как особое явление, а как культуру единения человека с природой, как гармоническое слияние социальных нужд и потребностей людей с нормальным существованием и развитием самой природы. «Человек, овладевший экологической культурой, пишут исследователи, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допускает ее разрушения и загрязнения. Поэтому ему необходимо овладеть научными знаниями, усвоить моральные ценности ориентации по отношению к природе, а также выработать практические умения и навыки по сохранению «благоприятных условий природной среды». Иными словами, экологическую культуру авторы рассматривают как совокупность взглядов на природу и осознанное отношение к ней, трансформирующихся в надлежащем поведении человека и во всей его практической деятельности [62, с. 49].

Глубина содержания обеих понятий показывает: формирование экологического сознания и экологической культуры — это длительный процесс, который может осуществляться на протяжении всей жизни человека под влиянием идеологии, политики, искусства, научных знаний, производственной практики, образования.

Вывод. В ходе теоретического изучения исследовалось содержание понятия «экологическая культура» как интегративное социальное качество, стиль и образ жизни человека. Следовательно, формирование экологической культуры детей дошкольного возраста можно рассматривать как процесс, направленный на качественное изменение детей, развитие разнообразных сторон их деятельности под воздействием окружающей природной среды.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.014 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал